город Ростов-на-Дону |
дело N А32-26108/2010 |
14 июня 2011 г. |
15АП-5094/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Николаева
судей И.Г. Винокур, А.В. Гиданкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сапрыкиной А.С.
при участии:
от ООО "Южные транспортные линии": не явился, извещен надлежащим образом;
от Новороссийской таможни: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2011 по делу N А32-26108/2010
по заявлению ООО "Южные транспортные линии"
к заинтересованному лицу Новороссийской таможни
об отмене постановления
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Южные транспортные линии", г.Новороссийск (далее также - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 10317000-407/2010 от 13.08.2010 г. Новороссийской таможни (далее также - заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Оспариваемым судебным актом признано незаконным и отменено Постановление Новороссийской таможни по делу об административном правонарушении от 13.08.2010 г. N 10317000-407/2010.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, в порядке ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Южные транспортные линии" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1042301877969.
25.06.2010 г.. в порт Новороссийск прибыл т/х "ДЖРС Капелла", с борта которого на территорию зоны таможенного контроля ОАО "НУТЭП" (г. Новороссийск, Сухумийское шоссе, 17А), был выгружен контейнер N SCZU3922218 с товаром "запасные части для пылесосов" в количестве 106 грузовых мест общим весом брутто 795 кг. (согласно коносаменту N NGKBZNB02), отправителем товара является Нингбо Дахуа Электрик Аплиенс Ко ЛТД, Китай получателем ООО "Электроприбор"
Товар помещен в зону таможенного контроля ОАО "НУТЭП" и учтен по ДУ N 10317110/250610/10011222
06.07.2010 г.. в ОКТТ Новороссийского юго-восточного таможенного поста сотрудником ООО "ЮТЛайн" Минжуловым А.Е. к таможенному транзиту был заявлен товар: 1) запчасти для пылесосов: шланг для,8Ь219С; половые щетки с металлической вставкой (DH061-B, В02); матерчатые пылесборники - 3 литра для SL219C; 3,5 литра для SL252D, 5 литров для SL210D; фильтрующие элементы для SL401D, SL217E (код ТН ВЭД 850870) в количестве 106 грузовых мест общим весом брутто 795 кг. путем подачи транзитной декларации N 10317110/060710/0006785.
12.07.2010 г.. в результате таможенного досмотра (АТД N 10317110/120710/004598) по поручению на таможенный досмотр N 10317110/070710/004598 (основание ПР N 11/10000/11062008/00763, 55/10000/11062009/00228) установлено, что в контейнере N SCZU3922218 находится товар: запчасти для пылесосов, различных артикулов (согласно маркировок на упаковках с товаром): 1) шланги в сборе для пылесоса, 300 шт. в 20 картонных коробках, весом брутто 150 кг.; 2) половые щетки с металлической вставкой (модели DH061-В), 680 шт. в 17 картонных коробках, весом брутто 233 кг.; 3) половые щетки с металлической вставкой (модели В02), 720 шт., в 18 картонных коробках, весом брутто 233 кг.; 4) мешки для сбора пыли (матерчатые пылесборники (объемом 3 литра) для пылесоса модели SL219C (ПГБ-1600)), 3000 шт. в 15 картонных коробках, весом брутто 273 кг.; 5) мешки для сбора пыли (матерчатые пылесборники (объемом 3.5 литра) для пылесоса модели SL252D (ПБ-2000)), 3000 шт., в 15 картонных коробках, весом брутто 274 кг.; 6) мешки для сбора пыли (матерчатые пылесборники (объемом 5 литров) для пылесоса модели SL210D (ПБ-1800)), 3000 шт., в 15 картонных коробках, весом брутто 279 кг.; 7) фильтрующие элементы {для пылесоса модели SL40 ID), 300 шт. в 2 картонных коробках, весом брутто 24,62 кг.; 8) фильтрующие элементы (для пылесоса модели SL217E), 300 шт. в 1 картонной коробке, весом брутто 7,5 кг.; 9) передние фильтрующие элементы (для пылесоса модели SL217E) цилиндрической формы, 100 шт., уложены в 3 картонные коробки, весом брутто 19,24 кг.
Всего в контейнере N SCZU3922218 (ТД N 10317110/060710/006785): 106 (грузовых мест), весом брутто 1493,36 кг. (в ТД N 10317110/060710/0006785 вес брутто заявлен 795 кг.), что превышает заявленный вес брутто товара на 698,36 кг.).
ООО "Южные транспортные линии" нарушены требования ст. 182 Таможенного кодекса Таможенного союза, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведениях о весе брутто товара при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита. В указанных действиях имеются признаки состава административного правонарушения (сообщение недостоверных сведений о весе брутто товара), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
12.07.2010 г. по данному факту должностным лицом отдела таможенных досмотров Новороссийского юго-восточного таможенного поста в отношении ООО "Южные транспортные линии" возбуждено дело об административном правонарушении N 10317000-407/2010 по ч. 3. ст. 16.1 КоАП РФ.
13.07.2010 г.. составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов.
22.07.2010 г. государственным таможенным инспектором ОТД Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни составлен протокол об административном правонарушении N 10317100-407/2010, в отсутствие законного представителя общества, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об АП, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Учитывая, что рассмотрение указанного дела относится к компетенции органов Новороссийской таможни, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дел об административных правонарушениях не имелось, протоколы об административных правонарушениях и иные материалы дела оформлены в соответствии с требованиями положений КоАП РФ, обстоятельств, исключающих производство по делам не имелось, имеющихся в делах материалов было достаточно для его рассмотрения по существу.
И.о. заместителя начальника Новороссийской таможни по правоохранительной деятельности вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 13.08.2010 г. N 10317000-407/2010 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Южные транспортные линии" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом уведомленного о рассмотрении дела об административном правонарушении Копия постановления 13.08.2010 г. была направлена в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Южные транспортные линии" за исх. N 21-27/23669.
Заявитель с данным постановлением не согласился, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением об оспаривании решения административного органа.
Принимая постановление, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное правонарушение признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ и п. 7 письма ГТК от 24.03.2003 г.., N 17-12/12422 "О некоторых вопросах применения отдельных положений разделов I и IV КоАП РФ" указано, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе и виновность привлекаемого к ответственности лица. Исходя из содержания ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что у него имелось возможность по выполнению возложенных на него обязанностей, но лицом не предприняты все зависящие меры по ее выполнению. Поэтом при доказывании вины юридического лица следует устанавливать и подтверждать материалами дела все указанные обстоятельства в совокупности.
Как следует из материалов дела ООО "Южные транспортные линии" является таможенным перевозчиком, включенным в Реестр таможенных перевозчиков, и осуществляет доставку нерастаможенных грузов под таможенными пломбами из места ввоза груза на территорию России до необходимого таможенного поста, расположенного на территории России.
С 01 июля 2010 г. в связи с введением в действие Таможенного Кодекса Таможенного Союза на таможенных перевозчиков возложена обязанность самим подавать транзитную декларацию для внутреннего таможенного транзита грузов. Таким образом, в настоящее время таможенный перевозчик выполняет также функции экспедитора, так как получает документы от получателя груза и на основании их составляет транзитную декларацию, а в дальнейшем доставляет груз до указанного клиентом таможенного поста.
На основании заключенного договора N 011/10 от 11.01.2010 г. с ООО "АБС Логистикс", ООО "Южные транспортные линии" являлось перевозчиком контейнера в адрес ООО "Электроприбор".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 87-ФЗ от 30.06.2003 года "О транспортной экспедиции", на клиента возложена обязанность по своевременному предоставлению экспедитору полной, точной и достоверной информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля.
Погрузку товара в контейнер грузоотправитель осуществил без участия представителя перевозчика - ООО "Южные транспортные линии". Контейнер прибыл на территорию Российской Федерации без внешних повреждений, за исправными запорно-пломбировочными устройствами и пломбами отправителя.
ООО "Южные транспортные линии" в погрузке контейнера в Китае не участвовали, его досмотр не производили, в связи, с чем у ООО "Южные транспортные линии" отсутствовала реальная возможность убедиться в достоверности сведений, указанных грузоотправителем в товарораспорядительных документах.
При таких обстоятельствах у экспедитора не было доступа к содержимому контейнера и отсутствовали основания для сомнений в правильности заявленных отправителем сведений, что говорит о том, что экспедитором были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению норм таможенного законодательства РФ.
Транзитная декларация N 10317110/060710/0006785 для перемещения контейнера по процедуре ВТТ была оформлена на основании сведений предоставленных получателем (коммерческий инвойс, упаковочного листа, документ учета, коносамент). Проверку сведений, необходимых для оформления транзитной декларации, экспедитор ООО "Южные транспортные линии" проводит документально, то есть на основании предоставленных документов и таможенным законодательством на него не возложено иное. Обязанностью по заявлению таможенному органу сведений о товаре, о его наименовании товара, его веса, количества мест и т.д. возлагается непосредственно на декларанта (ст. 127 ТК РФ), таможенного брокера (представителя) (ст. 144 ТК РФ), а также на лиц указанных в ст. 16 ТК РФ, кем экспедитор согласно норм таможенного законодательства не является. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 81 ТК РФ в транзитную декларацию (поданную экспедитором) вносятся сведения о товаре в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами и не как иначе. Таможенным законодательством не возложено на экспедитора обязанность по досмотру контейнера, отправленного за пломбой отправителя, а так же его вскрытие и нарушения средств идентификации. Данное действие является таможенными мероприятием и полностью возложено на уполномоченных на то должностных лиц таможенной службы.
В соответствии со ст. 187 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе:
1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;
2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса;
3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;
4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров;
5) представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов;
6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц;
7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;
8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
Из материалов дела видно, что ООО "Южные транспортные линии" представило таможенному органу сведения и полный пакет документов, предусмотренных статьей 81 Таможенного кодекса Российской Федерации, то есть выполнило требования, предъявляемые к экспедитору статьей 80 данного Кодекса. Сведения о количестве грузовых мест, наименовании товаров и его весе в документах экспедитора полностью соответствовали сведениям, заявленным о грузе грузоотправителем.
Недостоверность заявленных компанией таможенному органу сведений о количестве мест при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации установлена таможней не в результате сравнения данных, указанных в документах грузоотправителя и перевозчика, представленных для таможенного оформления и таможенного контроля, а в ходе таможенного досмотра контейнера.
Материалами дела об АП вывод таможенного органа о том, что экспедитор не исполнил свои обязательства, не подтверждается представленными доказательствами. В ходе производства по делу не установлены фактические обстоятельства дела.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что таможенный орган не доказал вину общества в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о товарах, в связи с чем отсутствовали основания для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанные на нормах таможенного законодательства.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.03.2011 по делу N А32-26108/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26108/2010
Истец: ООО "Южные транспортные линии"
Ответчик: Новороссийская таможня
Третье лицо: Федеральная Таможенная служба, южное таможенное управление, Новороссийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5094/11