г. Москва
15 июня 2011 г. |
Дело N А41-24268/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Мищенко Е.А., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя (ИНН: 7725043886, ОГРН: 1027700135759): Малова Н.В., доверенность от 31.12.2010,
от ответчика: Мамонтов А.И., доверенность от 31.12.2010 N 72/18-4,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод имени И.А. Лихачева" на решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2011 по делу N А41-24268/10, принятое судьей Сергеевым Г.А. по заявлению открытого акционерного общества "Завод имени И.А. Лихачева" к Администрации Чеховского муниципального района Московской области о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от принятии решения и заключения с заявителем договора купли-продажи земельного участка и обязании ответчика принять решение о предоставлении в собственность заявителю земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060366:222,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Завод имени И.А. Лихачева" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Чеховского муниципального района Московской области (далее - ответчик, администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от принятии решения и заключения с заявителем договора купли-продажи земельного участка общей площадью 27666,0 кв.м. с кадастровым номером 50:31:0060366:222, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Баранцевское, вблизи д. Васькино.
В ходе рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции заявитель уточнил заявленные требования (том 1, л.д. 99-101) и просил суд:
1. признать незаконными действия администрации, выразившиеся в уклонении от принятия решения и заключения с обществом договора купли-продажи земельного участка площадью 27666,0 кв.м., с кадастровым номером 50:31:0060366:222, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Баранцевское, вблизи д. Васькино, с определением выкупной цены в размере два с половиной процента от кадастровой стоимости земельного участка.
2. Обязать администрацию принять решение о предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 27666, 0 кв.м., с кадастровым номером 50:31:0060366:222, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Баранцевское, вблизи д. Васькино, с определением выкупной цены в размере два с половиной процента от кадастровой стоимости земельного участка.
3. Обязать ответчика принять нормативный правовой акт об отнесении земельного участка к определенной категории, а также получить информацию по вопросу кадастровой стоимости земельного участка.
4. Обязать ответчика направить подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с выкупной ценой в размере два с половиной процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Арбитражным судом Московской области уточненные заявленные требования приняты в части пункта 1, 2 и 4 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в принятии изменений заявленных в пункте 3 отказано.
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.01.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить или изменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (том 1, л.д. 117-118).
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, представив письменные пояснения от 24.05.2011 (том 2, л.д. 4-6) и от 06.06.2011. По мнению общества, действия администрации, выразившиеся в уклонении от принятия решения и заключения с обществом договора купли-продажи земельного участка площадью 27666,0 кв.м., с кадастровым номером 50:31:0060366:222, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Баранцевское, вблизи д. Васькино, с определением выкупной цены в размере два с половиной процента от кадастровой стоимости земельного участка, являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку обществом представлены необходимые документы, учитывая, наличие у общества права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке. Таким образом, заявитель ссылается на наличие у администрации обязанности принять решение о предоставлении заявителю в собственность испрашиваемого земельного участка с определением выкупной цены в размере два с половиной процента от кадастровой стоимости земельного участка и направить подписанный проект договора купли-продажи земельного участка с указанной выкупной ценой.
Представитель администрации в судебном заседании против доводов общества возражал по мотивам, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу от 06.06.2011. По мнению администрации, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба общества - необоснованной.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений к ней и письменных возражений на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.03.2010 и свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимости, расположенные по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, д. Васькино, база отдых "Васькино" (том 1, л.д. 50-60, 62-72).
Ссылаясь на то, что обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, д. Васькино, база отдых "Васькино", 01.03.2010 общество обратилось в администрацию с заявлением N 501-52/33 о заключении договора купли-продажи земельного участка площадью 27666,0 кв.м., с кадастровым номером 50:31:0060366:222, расположенного по указанному адресу с установлением выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (том 1, л.д. 9-10).
Названное заявление общества поступило в администрацию 05.03.2010, что подтверждается распиской в получении (том 1, л.д. 11).
В ответ на заявление общества от 01.03.2010 о предоставлении в собственность за плату земельного участка по вышеуказанному адресу, администрация письмом от 17.03.2010 N 231-10/ЮЛ сообщила заявителю, что из представленного кадастрового паспорта земельного участка от 09.02.2010 N 5031/202/10-03290 следует, что испрашиваемый заявителем земельный участок не отнесен к определенной категории земель, также не установлен вид разрешенного использования земельного участка, что не позволяет определить кадастровую стоимость, а, следовательно, и выкупную цену земельного участка. В связи с этим администрацией предложено заявителю обратиться с соответствующим обращением об отнесении земельного участка к определенной категории и установлении вида разрешенного использования в отдел по работе с обращениями граждан администрации с приложением фрагмента дежурной кадастровой карты (том 1, л.д. 12).
Указывая на представление в администрацию всех необходимых документов для предоставления заявителю в собственность рассматриваемого земельного участка, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий администрации, выразившихся в уклонении от принятия решения и заключения с обществом договора купли-продажи земельного участка площадью 27666,0 кв.м., с кадастровым номером 50:31:0060366:222, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Баранцевское, вблизи д. Васькино и обязании администрации принять решение о предоставлении обществу на праве собственности указанного земельного участка по цене 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи земельного участка.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что у администрации отсутствовали основания для принятия решения о предоставлении в собственность заявителю испрашиваемого земельного участка с установлением выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка, поскольку в кадастровом паспорте земельного участка, представленном заявителем, не указаны сведения о разрешенном виде использования земельного участка и его кадастровой стоимости. Помимо этого судом отмечено, что доказательств уклонения администрации от заключения с обществом договора купли-продажи земельного участка в материалы дела не представлено.
Данные выводы арбитражного суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункта 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Указанная правовая позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В пункте 4 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.11.2007 N 10555).
В соответствии данным приказом к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - заявление), прилагаются следующие документы:
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 данного Перечня, к заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- кадастровый паспорт земельного участка;
- копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Таким образом, арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что общество, являясь собственником объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Баранцевское, д. Васькино, правомерно обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 27666,0 кв.м. с кадастровым номером 50:31:0060366:222, расположенного по указанному адресу.
В обоснование заявленного требования общество ссылается на положения статьи 36 ЗК РФ, в соответствии с которыми, общество, являясь собственником объектов недвижимого имущества, имеет право на приобретение в собственность земельного участка, на котором данные объекты недвижимого имущества расположены.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается, что к заявлению общества о предоставлении в собственность рассматриваемого земельного участка, приложены следующие документы: распоряжение от 01.02.1995 N 133-р, Устав общества, Устав ОАО "Московская автомобильная компания" в редакции 2003 года, договор о передаче полномочий от 23.10.2003, дополнительное соглашение от 16.10.2008 к договору о передаче полномочий от 23.10.2003, решение от 28.01.2008 N 1, решение от 27.01.2003 N 1, свидетельство о постановке на учет серия 77 N 009827001, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ серия 77 N 007773108, свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 77 N 000989421, свидетельство о постановке на учет серия 77 N 000988776, кадастровый паспорт от 09.02.2010 N 5031/203/10-03290 (оригинал), свидетельства о праве собственности на объекты недвижимого имущества.
Кроме этого в обоснование заявленных требований общество ссылается на то, что 01.02.1995 на основании Распоряжения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом N 133 обществу передано в собственность недвижимое имущество в том числе: нежилое здание - административное здание, инв. N 46:256:002:000049780:0008, лит. А, общей площадью 270,2 кв.м. (кадастровый (или условный) номер: 50-50-31/010/2009-151 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 50 НГ N 414128); нежилое здание КНС, инв. N46:256:002:000049780:0005, лит. Б, общей площадью 28,8 кв.м. (кадастровый (или условный) номер: 50-50-31/009/2009-011 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 50 НГ N 414124); нежилое здание доочистки, инв. N46:256:002:000049780:0006, лит. В, общей площадью 367,5 кв.м. (кадастровый (или условный) номер: 50-50-31/008/2009-438 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 50 НГ N 414130); нежилое здание котельной, инв. N46:256:002:000049780:0003, лит. Г, общей площадью 44,6 кв.м. (кадастровый (или условный) номер: 50-50-31/009/2009-416 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 50 НГ N 414120); нежилое здание компрессорной станции, инв. N 46:256:002:000049780:0004, лит. Д, общей площадью 188,6 кв.м. (кадастровый (или условный) номер: 50-50-31/009/2009-012 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 50 НГ N 414123); нежилое здание трансформаторной подстанции, инв. N 46:256:002:000049780:0002, лит. Е, общей площадью 67,1 кв.м. (кадастровый (или условный) номер: 50-50-31/009/2009-415 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 50 НГ N 414122); нежилое здание биофильтра, инв. N 46:256:002:000049780:0007, лит. Ж, общей площадью 698,5 кв.м. (кадастровый (или условный) номер: 50-50-31/009/2009-023 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 50 НГ N 414126); нежилое здание хлораторной, инв. N46:256:002:000049780:0001, лит. И, общей площадью 39,3 кв.м. (кадастровый (или условный) номер: 50-50-31/008/2009-437 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 50 НГ N 414121); нежилое сооружение приемный резервуар, инв. N 46:256:002:000049780:0011, лит. III, площадью застройки 605,2 кв.м. (кадастровый (или условный) номер: 50-50-31/009/2009-021 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 50 НГ N 414125); нежилое сооружение контактный канал, инв. N 46:256:002:000049780:0010, литер II, площадью застройки 226,2 кв.м. (кадастровый (или условный) номер: 50-50-31/010/2009-153 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 50 НГ N 414129); нежилое сооружение иловые карты, инв. N 46:256:002:000049780:0009, литер I, площадью застройки 1171,9 кв.м. (кадастровый (или условный) номер: 50-50-31/010/2009-146 (свидетельство о государственной регистрации права собственности от 10.04.2009 50 НГ N 414127).
Таким образом, ссылаясь, что названное недвижимое имущество до передачи в собственность обществу находилось в государственной собственности, общество указало, что земельный участок, расположенный под данными объектами недвижимости, должен быть предоставлен обществу в собственность по цене равной 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ при продаже в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений их стоимость определяется субъектом Российской Федерации, а если она не определена, применяется установленная минимальная ставка земельного налога.
Определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при определении цены земельного участка по такому договору не применяются.
Поэтому, если на момент заключения договора купли-продажи земельного участка субъектом Российской Федерации конкретная цена земельного участка согласно статье 2 Закона о введении в действие ЗК РФ не определена, подлежит применению соответствующая минимальная ставка земельного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) до 1 января 2012 года в соответствии с данным пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
- двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
- двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
В соответствии пунктом 1 части 3 статьи 12 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области N 23/96-ОЗ) до 1 января 2012 года цена продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка (пункт 1 в ред. Закона МО от 27.12.2008 N 236/2008-ОЗ).
В соответствии с кадастровой выпиской от 09.02.2010 N 5031/202/10-03290 земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060366:222 на данном земельном участке расположено восемь объектов недвижимого имущества, принадлежащих заявителю на праве собственности, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (том 1, л.д. 102-104).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, вышеуказанные объекты недвижимости, расположенные на рассматриваемом земельном участке до передачи в собственность обществу находились в государственной собственности (распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 01.02.1995 N 133-р) (том 1, л.д. 14-16).
Вместе с тем для определения выкупной цены испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, необходимо установить категорию земель, к которой отнесен спорный участок, разрешенное использование и кадастровую стоимость земельного участка, поскольку заявитель просил установить выкупную цену участка в размере 2,5% от его кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок, испрашиваемый заявителем площадью 27666 кв.м. поставлен на кадастровый учет 09.02.2010, что подтверждается кадастровой выпиской от 09.02.2010 N 5031/202/10-03290.
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости определен в статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ)
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.
Кадастровая выписка на испрашиваемый земельный участок, представленная в администрацию с заявлением о заключении договора купли-продажи участка и в материалы дела, в нарушение положений статьи 7 Федерального закона N 221-ФЗ не содержит сведения о кадастровой стоимости земельного участка, категории земель и разрешенном использовании земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления общества от 01.03.2010 N 501-52/33 о заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:321:0060366:222, расположенного по рассматриваемому адресу, администрация письмом от 17.03.2010 N 231-10/ЮЛ сообщила заявителю о невозможности определения выкупной цены испрашиваемого земельного участка в соответствии с заявленным требованием в размере 2,5 % кадастровой стоимости участка в связи с отсутствием данных о кадастровой стоимости земельного участка в государственном кадастре недвижимости и о необходимости устранения указанного недостатка путем обращения с заявлением об отнесении земельного участка к определенной категории и установлении вида разрешенного использования (том 1, л.д. 12).
Данное письмо направлено обществу 04.04.2010 и получено 07.04.2010, что подтверждается штампом входящей корреспонденции вх. N 1-1144 (том 1, л.д. 12-13).
Таким образом арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что заявление общества от 01.03.2010 N 501-52/33 о предоставлении в собственность земельного участка, поступившее в администрацию 05.03.2010, администрацией рассмотрено в установленный законом срок. При этом обществу направлен ответ на указанное заявление, в котором администрацией указано на необходимость устранения недостатков представленного кадастрового паспорта земельного участка, препятствующих принятию решения о предоставлении испрашиваемого участка в собственность заявителю с установлением выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка (том 1, л.д. 12).
В соответствии с перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.11.2007 N 10555) к такому заявлению должен быть приложен кадастровый паспорт земельного участка, в связи с чем требование администрации о предоставлении кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, оформленного надлежащим образом, является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доказательств совершения администрацией действий, направленных на уклонение от принятия решения о предоставлении обществу в собственность спорного земельного участка и от заключения с заявителем договора купли-продажи земельного участка общей площадью 27 666 кв.м. с кадастровым номером 50:31:0060366:222 по цене, указанной заявителем, суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Помимо изложенного арбитражным судом апелляционной инстанции предложено заявителю обосновать необходимость предоставления обществу в собственность земельного участка общей площадью 27 666 кв.м., с учетом того, что общая сумма площади всех расположенных на земельном участке объектов недвижимости значительно меньше площади земельного участка (3 707,9 кв.м).
Между тем заявителем не представлено доказательств соблюдения требований пункта 3 статьи 33 ЗК РФ, согласно которой предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
При указанных условиях арбитражный суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что в отсутствие сведений об отнесении к определенной категории земельного участка испрашиваемого заявителем, его кадастровой стоимости и установленного вида разрешенного использования - под очистные сооружения, у администрации отсутствовали основания для принятия решения о предоставлении названного земельного участка в собственность заявителя с установлением выкупной цены в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, 14.04.2010 общество обратилось в администрацию с заявлением N 501-52/60 об отнесении земельного участка площадью 27 666 кв.м. кадастровый номер 50:31:0060366:222 по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцевское, вблизи д. Васькино к землям определенной категории, установив вид разрешенного использования, в соответствии с функциональным назначением расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества с приложением фрагмента дежурной кадастровой карты (том 2, л.д. 14-15). Названное заявление поступило в администрацию 05.05.2010, что подтверждается распиской в получении (том 2, л.д. 13).
В ответ на указанное заявление письмом от 21.05.2010 N 1029 (586-ю/юл) администрация сообщила обществу о том, что заявителем не представлен полный пакет документов, установленный статьей 5 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (том 2, л.д. 16).
29.09.2010 администрацией принято решение о вынесении вопроса установления вида разрешенного использования спорного земельного участка на общественное обсуждение и проведение публичных слушаний.
03.02.2011 общество повторно обратилось в администрацию с заявлением N 501-52/18 об отнесении вышеуказанного земельного участка к землям определенной категории, установив вид разрешенного использования, в соответствии с функциональным назначением расположенных на земельном участке объектов недвижимого имущества с приложением фрагмента дежурной кадастровой карты (том 2, л.д. 18-19).
Таким образом, учитывая, что представленный заявителем в администрацию кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060366:222 не содержит сведений, предусмотренных статьей 7 Федерального закона N 221-ФЗ, у уполномоченного органа отсутствовали основания для принятия решения о предоставлении в собственность заявителю испрашиваемого земельного участка в отсутствие вышеуказанных сведений о категории земельного участка, вида разрешенного использования и кадастровой стоимости участка.
При названных обстоятельствах арбитражным судом апелляционной инстанции установлено, что заявление общества от 01.03.2010 N 501-52/33 рассмотрено администрацией в установленный законом месячный срок, в адрес общества направлено письмо о необходимости устранения выявленных недостатков.
Доказательств, подтверждающих представление обществом в администрацию надлежащим образом оформленного кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060366:222, содержащего все установленные законом сведения о земельном участке, суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Ссылка заявителя на нарушение администрацией положений статьи 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" отклонена арбитражным судом апелляционной инстанции, поскольку действия администрации по рассмотрению заявления общества об отнесении спорного земельного участка к определенной категории земель, установлении вида разрешенного использования и кадастровой стоимости участка не являются предметом спора по настоящему делу и не могут быть предметом оценки.
Кроме того следует отметить, что 29.09.2010 администрацией принято решение о вынесении вопроса установления вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 27666,0 кв.м. с кадастровым номером 50:31:0060366:222, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, СП Баранцевское, вблизи д. Васькино на общественное обсуждение и проведение публичных слушаний.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования выбирается лицом, которому принадлежит земельный участок, самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (абзац 3 пункта 2 статьи 7 ЗК РФ).
В материалы дела представлена архивная копия постановления Главы Чеховского района Московской области от 17.02.1999 N 188 "Об утверждении границ отвода и предоставлении земельного участка в аренду АМО "ЗИЛ" под очистные сооружения в районе д. Васькино" в соответствии с пунктом 1 которого утверждены границы отвода земельного участка обществу площадью 2,8 га, расположенного в районе д. Васькино под очистные сооружения по фактическому пользованию.
Согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, пункты 2, 3 указанного постановления о предоставлении обществу в аренду земельного участка и заключения договора аренды не исполнены.
Учитывая изложенное доводы апелляционной жалобы исследованы арбитражным судом апелляционной инстанции в полном объеме, признаны необоснованными и отклонены.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем правовых оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.01.2011 по делу N А41-24268/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24268/2010
Истец: АМО ЗИЛ, ОАО "Завод им. И. А. Лихачева"
Ответчик: Администрация Чеховского муниципального района, Администрация Чеховского муниципального района г. Чехов