город Омск
14 июня 2011 г. |
Дело N А75-11897/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3050/2011) Государственного учреждения - Управление Песнионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.03.2011 по делу N А75-11897/2010 (судья Истомина Л.С.),
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округу - Югры
к закрытому акционерному обществу "Строймонтаж" (ОГРН 1028601844259, ИНН 8622005802)
о взыскании финансовой санкции в сумме 979 936 руб. 50 коп.
представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились;
установил:
решением от 14.03.2011 по делу N А75-11897/2010 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отказал в удовлетворении заявления Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - ГУ - УПФ РФ в Советском районе ХМАО-Югры, Пенсионный фонд) о взыскании с закрытого акционерного общества "Строймонтаж" (далее по тексту -ЗАО "Строймонтаж", Общество) финансовой санкции в сумме 979 936 рублей 50 копеек за несвоевременное представление сведений о страховых взносах и трудовом стаже за 1 полугодие 2010 года.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
29.07.2010 ЗАО "Строймонтаж" представило в Пенсионный фонд по электронным каналам электронной связи сведения индивидуального (персонифицированного) учета за расчетный период 1 полугодие 2010 года, что подтверждается журналом АРМ Приема ПФР, реестром документов страхователя N 027-018-001362, письмом ЗАО "ПФ "СКБ КОНТУР" исх. N 13165/ЦТПП от 24.09.2010.
Пенсионный фонд при проверке данных, отраженных в отчете, выявил нарушения в его заполнении и направил Обществу отрицательный протокол проверки файлов, в котором указал ошибки. Данное обстоятельство подтверждается скриншотами страниц электронного журнала обработки по неотработанным индивидуальным сведениям, а также пояснениями, отраженными в возражениях на отзыв.
Страхователем неоднократно в период с 09.08.2010 по 17.08.2010 повторно представлялись сведения, однако безошибочный входной контроль прошли индивидуальные сведения, направленные в Пенсионный фонд 17.08.2010.
По факту несвоевременного представления сведений Пенсионным фондом составлен акт от 26.08.2010 N 59 и вынесено решение от 27.09.2010 N 58 о привлечении ЗАО "Строймонтаж" к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 27-ФЗ), в виде штрафа в сумме 979 936 рублей 50 копеек.
Требованием от 22.10.2010 N 42 Пенсионный фонд предложил Обществу в добровольном порядке в срок до 12.11.2010 уплатить финансовую санкцию в сумме 979 936 руб. 50 коп.
Поскольку выставленное требование об уплате штрафа в установленный срок Обществом не исполнено, Пенсионный фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с Общества 979 936 руб. 50 коп. штрафной санкции.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку сведения индивидуального (персонифицированного) учета за расчетный период 1 полугодие 2010 года представлены Обществом 29.07.2010, то есть в установленный законом срок.
При этом, довод Пенсионного фонда относительно того, что такие сведения имели неточности, следовательно, были недостоверными, и не могли свидетельствовать об исполнении заявителем обязанности по представлению индивидуальных сведений в установленный срок, суд не принял, указав, что это деяние образует другой состав правонарушения, за который страхователь не привлекался к ответственности.
Пенсионный фонд в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Пенсионного фонда, в действиях Общества имеется состав правонарушения, предусмотренный пунктом 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поскольку индивидуальные сведения страхователем были представлены с нарушением установленного законодательством срока. Представление Обществом указанных сведений по каналам электронной почты 29.07.2010 не является представлением сведений в срок, поскольку сведения Пенсионным фондом не были приняты, в связи с наличием в них ошибок. В порядке, установленном Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, весь пакет документов в связи с обнаружением ошибок был возвращен страхователю на исправление.
При этом Пенсионный фонд считает, что основания для применения финансовой санкции за другое нарушение - за представление недостоверных сведений отсутствуют, поскольку недостоверные сведения могут быть выявлены только при проведении выездной проверки исходных сведений либо при проверке соответствия страхового номера и фамилии, имени, отчества застрахованного лица перед загрузкой в Общероссийскую базу данных.
Кроме того, податель апелляционной жалобы считает указание суда на то, что органом пенсионного фонда ошибки в сведения были выявлены лишь 12.08.2010, неверным, ссылаясь на то, что ошибки были выявлены 29.07.2010.
ЗАО "Строймонтаж" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии со статьями 11, 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее 1 марта следующего за отчетным годом, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о работающих у них застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления индивидуальных сведений о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование установлен не позднее 1 марта года, следующего за отчетным; за первый отчетный период 2010 года (полугодие) - до 1 августа 2010; за второй отчетный период 2010 (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее пол тексту - Инструкция N 987н), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п (далее по тексту - Инструкция N 192п).
Абзацем третьим статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как верно указал суд первой инстанции, указанная норма права предусматривает два состава правонарушения: несвоевременное представление сведений и представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Согласно акту от 26.08.2010 N 59 и решению от 27.09.2010 N 58 Обществу вменено непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Между тем из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Общество представило в орган Пенсионного фонда индивидуальные сведения за 1 полугодие 2010 года по электронным каналам связи 29.07.2010.
Пенсионный фонд подтверждает это обстоятельство. Однако, считает, что поскольку в сведениях имелись ошибки, о чем Общество было извещено, то их представление не является исполнением Обществом обязанности по представлению индивидуальных сведений в установленный срок.
Однако, из норм Федерального закона N 27-ФЗ такой вывод не следует. Закон возлагает на страхователя обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета. При этом закон не дает органу пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений. В случае, если эти сведения содержат недостоверные сведения, либо ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены соответствующие предусмотренные законом правовые последствия, но не отказано в принятии сведений или принято решение о том, что сведения являются непредставленными.
Так, представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения. Однако, Общество к ответственности за такое нарушение не привлекалось.
За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность. В таком случае ошибки подлежат исправлению в следующем порядке.
Согласно пункта 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Абзац третий статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения или за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Общество исполнило свою обязанность, представив 29.07.2010 в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах за 1 полугодие 2010 года.
Кроме того, как верно отметил суд первой инстанции, исправленные сведения были представлены Обществом в Пенсионный фонд в рамках указанного двухнедельного срока. Так ошибки были обнаружения Пенсионным фондом 12.08.2010, а исправленные сведения представлены Обществом 17.08.2010.
Ссылку подателя апелляционной жалобы на то, что ошибки в сведениях были обнаружены Пенсионным фондом 29.07.2010, суд апелляционной инстанции не принимает, как недоказанную. Телефонограмма, которой Обществу было сообщено 29.07.2010 о выявленных ошибках, в материалах дела отсутствует.
Также суд первой инстанции верно отметил, что ни в акте проверки, ни в решении о привлечении ЗАО "Строймонтаж" к ответственности не отражено, в отношении какого числа работников ответчиком представлены недостоверные сведения, сумма штрафа исчисляется исходя из общей суммы начисленных обществом страховых взносов за 2010 год, что является необоснованным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Пенсионный фонд при подаче апелляционной жалобы не платил государственную пошлину в силу освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.03.2011 по делу N А75-11897/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-11897/2010
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округу - Югры, ГУ УПФ в г. Нижневартовске
Ответчик: ЗАО "Строймонтаж"
Третье лицо: ГУ УПФР Советский район ХМАО-Югры
Хронология рассмотрения дела:
14.06.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3050/11