г. Санкт-Петербург
16 июня 2011 г. |
Дело N А56-2506/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б. Лопато, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7744/2011) ООО "ЛАПСИ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2011 по делу N А56-2506/2011 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ЛАПСИ"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) Международная коммерческая компания "Бетон маркетинг Лимитед",
2) ЗАО "Спецобслуживание"
об оспаривании решения и предписания
при участии:
от истца (заявителя): предст. Назарова Е.А. - доверенность от 19.11.2010
от ответчика (должника): не явился (извещен)
от 3-х лиц: не явились (извещены)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛАПСИ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС) от 24.12.2010 по делу N К05-246/10, которыми в действиях ООО "ЛАПСИ" признаны нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Международная коммерческая компания "Бетон маркетинг Лимитед" (далее - Компания) и ЗАО "Спецобслуживание".
Решением суда от 25.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЛАПСИ" просит решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Как указывает общество, оно не является администратором сайта, на котором размещена информация с использованием словесного выражения "ABC DESIGN", доказательств обратного материалы дела не содержат.
В судебном заседании представитель ООО "ЛАПСИ" поддержал доводы жалобы.
Санкт-Петербургское УФАС, Международная коммерческая компания "Бетон маркетинг Лимитед" и ЗАО "Спецобслуживание" извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в порядке статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) без участия представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ООО "ЛАПСИ", МКК "Бетон маркетинг лимитед" и ЗАО "Спецобслуживание" являются конкурентами на рынке розничной реализации детских товаров, относящихся к 12 классу МКТУ.
Компания "Бетон маркетинг лимитед" является правообладателем комбинированного товарного знака "ABC DESIGN" (свидетельство N 350373, приоритет от 15.03.2007) на основании договора переуступки от 27.08.2008 N РД0040174, заключенного с Беллингер Лимитед (Лондон). Товарный знак зарегистрирован по 12 и 27 классам МКТУ.
Компания предоставила право использования словесного обозначения, зарегистрированного по свидетельству N 350373 на территории Российский Федерации, ЗАО "Спецобслуживание" на основании лицензионного договора N 09/СО/10, зарегистрированного ФИПС за NРД 0067983.
Комбинированный товарный знак по свидетельству N 350373 представляет собой стилизованное изображение в виде раскрытой книги с квадратными черными страницами, которые имеют внутреннюю белую обводку и скругленные углы. В центре левой страницы книги размещено изображение трех воздушных шариков белого цвета, расположенных на разных уровнях, к которым на нитках прикреплены буквы "А", "В", "С", выполненные оригинальным шрифтом. В центре правой страницы размещен словесный элемент: "АВС DESIGN", выполненный стандартным шрифтом латинского алфавита буквами белого цвета, размещен на двух строчках.
В ходе осуществления проверочных мероприятий Управлением выявлено, что на сайте, размещённом в сети Интернет по адресу: http//www.Lapsi.ru на странице "коляски" размещалась следующая информация и графическое изображение, содержащие предложение к продаже:
Изображение детских колясок (товаров относящихся к 12 классу МКТУ) с использованием раскрытой книги с квадратными черными страницами, которые имеют внутреннюю белую обводку и скругленные углы (том 1, л.д. 159). В центре левой страницы книги размещено изображение трех воздушных шариков белого цвета, расположенных на разных уровнях, к которым на нитках прикреплены буквы "А", "В", "С"; обозначения "ABC DESIGN", выполненные в одну строчку стандартным шрифтом латинского алфавита, ниже указывалось (Lapis). "Представляем Вам АВС дизайн под брендом Lapis ABC дизайн -относительно молодая компания, зарекомендовавшая себя как несомненный лидер ...".
Данная информация и графическое изображение носит рекламный характер, при этом используется сходное до степени смешения словесное обозначение АВС дизайн с комбинированным товарным знаком "АВС DESIGN", имеет место тождество словесных обозначений (фонетическое и смысловое).
Факт размещения информации на сайте www.Lapsi.ru, подтверждается нотариально заверенным протоколом осмотра сайта (том 1, л.д. 148-165).
Вышеупомянутая цитата позиционирует ООО "ЛАПСИ" как "Lapis ABC дизайн - относительно молодая компания", что может вводить в заблуждение потенциальных потребителей продукции, для индивидуализации которой зарегистрирован товарный знак "АВС DESIGN".
Сходство зарегистрированного комбинированного товарного знака по свидетельству N 350373 до степени смешения со словесным обозначением "АВС DESIGN", размещенном на сайте общества, использование обозначения "АВС DESIGN" при предложении о продаже товаров 12 класса МКТУ (детские коляски) подтверждается материалами дела и безусловно, по мнению апелляционного суда, нарушает исключительные права правообладателя товарного знака "АВС DESIGN" по свидетельству N 350373.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные в материалы доказательства, пришел к правильному выводу о том, что ООО "ЛАПСИ" осуществляет свою торговую деятельность, используя словесное обозначение "АВС DESING", сходное до степени смешения со словесной частью "АВС DESIGN" комбинированного товарного знака по свидетельству N 350373, правообладателем которого является конкурирующий хозяйствующий субъект, при этом данное словесное обозначение выполнено сходным шрифтом и в цветовой гамме, используемой конкурентом.
Выявленное нарушение обоснованно квалифицировано Санкт-Петербургским УФАС по части 1 статьи 14 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем Решением от 24.12.2010 N05/14148 по делу NК05-246/10 Управление признало в действиях ООО "ЛАПСИ" нарушение пункта 4 части 1 статьи 14 Закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во введении в оборот детских товаров, относящихся к 12 классу МКТУ, с незаконным использованием словесных обозначений ABC DESIGN, ABC дизайн, сходных до степени смешения с комбинированным товарным знаком "ABC DESIGN". Предписанием от 24.12.2010 N05/14149 по делу NК05-246/10 на ООО "ЛАПСИ" возложена обязанность прекратить недобросовестную конкуренцию, для чего не допускать при введении в оборот детских товаров использование словесного обозначения "ABC DESIGN".
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав позицию заявителя, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ЛАПСИ" в связи со следующим.
Понятие "недобросовестная конкуренция" раскрыто в пункте 9 статьи 4 Закона N 135-ФЗ - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В силу требований статьи 14 Закона N 135-ФЗ установлен запрет на недобросовестную конкуренцию. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг (пункт 4 части 1).
Согласно положениям статьи 10.bis Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20.03.1883) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету:
1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;
2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;
3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.
Исходя из смысла вышеприведенных нормативных положений актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны различные действия противоправного характера, целью которых является приобретение преимущественного положения на конкретном товарном рынке, в том числе, путем незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак, принадлежит исключительное право использования товарного знака, которое может быть осуществлено, в том числе и в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе. В соответствии с частью 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован.
Согласно пункту 2 статьи 1486 ГК РФ, использованием товарного знака признается его использование правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора в соответствии со статьёй 1489 ГК РФ.
Как правомерно указал суд, действия ООО "ЛАПСИ", выразившиеся в использовании при реализации детских товаров словесного и графического обозначений: АВС DESIGN, ABC дизайн, сходных до степени смешения с комбинированным товарным знаком, правообладателем которого по свидетельству N 350373 является МКК "Бетон маркетинг Лимитед" при отсутствии соответствующего лицензионного договора направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и правомерно квалифицированы Управлением по пункту 4 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы ООО "ЛАПСИ" о том, что им, как продавцом, указывалась информация о фирменном наименовании изготовителя товара. На своем сайте в интернете общество под брендом "ABC DESIGN - LAPSI" позиционировало именно себя как молодую зарекомендовавшую компанию, и не указывало при этом, что производителем товара является компания "ABC DESIGN Gmbh", в связи с чем ссылки заявителя в апелляционной жалобе на Закон о защите прав потребителей несостоятельны.
Довод ООО "ЛАПСИ" о том, что общество не является владельцем сайта www.Lapsi.ru, в рассматриваемой ситуации действительно правового значения не имеет, так как общество не указало, какое лицо более, чем оно заинтересовано в продвижении своего товара, подробного описания месторасположения сети салонов детской мебели, описания характеристик предлагаемых к продаже товаров, условий доставки.
Судом первой инстанции правильно оценены представленные в материалы дела доказательства, нарушений в применении материальных и процессуальных норм не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "ЛАПСИ" не имеется.
В силу статьи 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит оставлению на ООО "ЛАПСИ".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25 марта 2011 года по делу N А56-2506/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЛАПСИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2506/2011
Истец: ООО "ЛАПСИ"
Ответчик: ЗАО "Спецобслуживание", Международная коммерческая компания "Бетон маркетинг Лимитед", Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу