город Омск
15 июня 2011 г. |
Дело N А46-327/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3028/2011) закрытого акционерного общества "Профсервис" на решение Арбитражного суда Омской области от 11.03.2011 по делу N А46-327/2011 (судья Третинник М.А.),
по заявлению закрытого акционерного общества "Профсервис" (ОГРН 1025500977920, ИНН 5504048762)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г.Омска
о признании недействительным решения от 30.09.2010 N 3141
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Профсервис" - Чобанян Л.Г. по доверенности от 28.05.2010 сроком действия 3 года;
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г.Омска - Дмитриева Е.Р. (удостоверение N 641702 действительно до 31.12.2014) по доверенности от 29.07.2010 N 01-01/023310 сроком действия 1 год;
установил:
решением от 11.03.2011 по делу N А46-327/2011 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Профсервис" (далее по тексту - ЗАО "Профсервис", Общество, налогоплательщик, заявитель) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г.Омска (далее по тексту - ИФНС России N2 по ЦАО г.Омска, Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) от 30.09.2010 N 3141 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 21.12.2010 N 16-17/18608.
Суд указал, что обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Омской области от 17.01.2011 по делу N А46-327/2011, подлежат отмене после вступления решения по делу N А46-327/2011 в законную силу.
ЗАО "Профсервис", не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год, представленной Обществом 19.05.2010, в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:56, по результатам которой составлен акт от 30.09.2010 N 16730.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2008 год в отношении указанного земельного участка в качестве налогооблагаемой базы использовал размер его кадастровой стоимости в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" (далее по тексту - Указ Губернатора Омской области N 110) - 15 283 703 руб., в связи с чем сумма земельного налога за этот период составила 53 875 руб.
Согласно сведениям, полученным Инспекцией из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, по состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:56 в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее по тексту - Постановление от 19.12.2007 N 174-п) составляет 39 778 234 руб., в связи с чем сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2008 год составляет 399 248 руб.
В связи с изложенным налоговый орган пришел к выводу о занижении Обществом суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2008 год, на 245 373 руб. (399 248 руб. - 53 875 руб.).
Между тем, поскольку налогоплательщиком земельный налог на 2008 год уплачен в полном объеме, то решением от 30.09.2010 N 3141 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", принятым по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, Инспекция на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказала в привлечении ЗАО "Профсервис" к ответственности за совершение налогового правонарушения; дополнительно определила налоговое обязательство Общества по земельному налогу за 2008 год в сумме 345 373 руб.; предложила зачесть дополнительно определенное налоговое обязательство по земельному налогу за 2008 год в сумме 345 373 руб. в счет имеющейся переплаты; внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
В порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации Общество обжаловало указанное решение Инспекции в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее по тексту - УФНС России по Омской области, Управление), решением которого от 21.12.2010 N 16-17/18608 по результатам рассмотрения жалобы решение Инспекции изменено следующим образом: ЗАО "Профсервис" на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; дополнительно определено налоговое обязательство ЗАО "Профсервис" по земельному налогу за 2008 год в сумме 345 373 руб.; предложено ЗАО "Профсервис" внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет.
Общество, не согласившись с решением Инспекции в редакции решения Управления, полагая, что решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр; в данном случае ни сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре в части кадастровой стоимости земельного участка заявителя, ни постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не признаны незаконными (недействующими), в связи с чем ЗАО "Профсервис" должно было рассчитать свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка с регистрационным номером 55:36:120103:56, установленной Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы налогоплательщик указывает на то, что кадастровая стоимость, рассчитанная на основании утвержденных постановлением Правительства Омской области N 174-п удельных показателей, не может быть применена для расчета налоговой базы по земельному налогу за 2008 год в отношении земельного участка Общества, поскольку исходя из пункта 13 постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 и пункта 1.2 Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 кадастровая стоимость земельных участков на основании средних удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования, утвержденных указанным постановлением N 174-п осуществляется только в отношении вновь образуемых земельных участков и земельных участков, которые претерпели какие-либо изменения. Спорный земельный участок не является ни вновь образованным, ни участком, который претерпел изменения.
Кроме того, если все-таки применять средний удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, утвержденный Постановлением N 174-п, то кадастровая стоимость спорного земельного участка по расчетам налогоплательщика должна составлять 36 967 735 руб. 04 коп. (10 589 руб. 44 коп. * 3491 кв.м), а не 39 778 234 руб. 41 коп. - как указывает Инспекция.
Также налогоплательщик со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О указывает на невозможность применения для исчисления земельного налога за 2008 год кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением Правительства Омской области N 174-п, поскольку она подлежит применению только с 01.01.2009. Применению подлежит кадастровая стоимость согласно Указу Губернатора N 110.
Кроме того, Общество считает необоснованным доначисление земельного налога, при констатации Инспекцией факта отсутствия у налогоплательщика недоимки за 2008 год.
Инспекция в соответствии с представленным суду отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По мнению налогового органа, для исчисления земельного налога за 2008 год следует руководствоваться постановлением Правительства Омской области N 174-п. Ссылку Общества на определение Конституционного Суда Российской Федерации Инспекция считает необоснованной, поскольку источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр, при этом на начало налогового периода сведения о кадастровой стоимости земельного участка имелись в кадастре и действия по их внесению незаконными признаны не были.
В заседании суда апелляционной инстанции, представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Инспекции поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда - оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Общества и Инспекции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее по тексту - Закон о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ), утратившего силу с 17.05.2008 в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 17.05.2008), государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Пунктом 4 статьи 17 Закона о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре недвижимости N 221-ФЗ) определяет, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственный земельный кадастр (кадастр недвижимости) является информационным ресурсом, систематизированным сводом сведений, в том числе о кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" была утверждена кадастровая стоимость земельных участков.
Далее Правительством Омской области во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", принято постановление от 19.12.2007 N174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36".
В соответствии с пунктами 2, 3 Указа Губернатора Омской области от 29.12.2007 N 148 "Об изменении и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области" Таблица "город Омск" в приложении N 1 к Указу Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" подлежит исключению со дня вступления в силу постановления Правительства Омской области N 174-п (опубликовано в издании "Омский вестник" 25.12.2007).
На основании указанного Постановления Управлением Федерального кадастра объектов недвижимости по Омской области внесена запись в государственный информационный ресурс о кадастровой стоимости земельного участка Общества.
Таким образом, основанием для внесения в государственный земельный кадастр недвижимости сведений о земельном участке Общества послужило постановление Правительства Омской области N 174-п, а источником сведений о конкретных величинах кадастровой стоимости земельных участков - материалы государственной кадастровой оценки.
Из сведений, полученных Инспекцией в ходе проверки, из Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области следует, что кадастровая стоимость земельного участка Общества по состоянию на 01.01.2008 в соответствии с результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по г.Омску в границах кадастрового района 55:36, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", составляет 39 778 234 руб. 00 коп.
Между тем, данным Постановлением N 174-п были утверждены лишь средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.
То есть, Постановлением N 174-П в редакции от 19.12.2007 была утверждена стоимость одного квадратного метра земель для земельных участков, находящихся в соответствующем кадастровом квартале, в зависимости от вида разрешенного использования. При этом, определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно Постановлению N 174-П в редакции от 19.12.2007 осуществляется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом местоположения земельного участка и вида разрешенного использования.
Данный вывод в отношении постановления Правительства Омской области N 174-п изложен в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10. При этом в постановлении Президиума указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Таким образом, Постановлением Правительства Омской области N 174-п не утверждена кадастровая стоимость, в том числе в отношении земельного участка Общества с кадастровым номером 55:36:12 01 03:56, а утверждены лишь удельные показатели кадастровой стоимости, исходя из которых определяется кадастровая стоимость земельного участка.
Учитывая указанное, является несостоятельной ссылка подателя жалобы на пункт 13 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее по тексту - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель), и пункт 1.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 (далее по тексту - Методические указания).
Кроме того, ни Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, ни Методические указания не исключают возможности применения указанного порядка определения кадастровой стоимости земельных участков и в других случаях, в частности когда утверждены только удельные показатели кадастровой стоимости.
В кадастровом паспорте земельного участка Общества с кадастровым номером 55:36:12 01 03:0056 площадью 3491 кв.м указано разрешенное использование земельного участка - для общественно-деловых целей под строение, что соответствует 7 виду разрешенного использования, указанному в Постановлении Правительства Омской области N 174-п.
В соответствии с приложением к Постановлению Правительства Омской области N 174-п для земельного участка, находящегося в кадастровом квартале 55:36:15 01 03 по седьмому виду разрешенного использования размер удельного показателя составляет 10 589 руб. 44 коп. за кв.м.
Учитывая, что площадь земельного участка Общества составляет 3491 кв.м, то кадастровая стоимость этого земельного участка, исчисляемая путем умножения площади на размер удельного показателя, составляет 36 967 735 руб. 04 коп.
Изложенное свидетельствует о том, что из внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка в размере 39 778 234 руб. 00 коп., правильным размером кадастровой стоимости, подлежащей применению в 2008 году, является 36 967 735 руб. 04 коп. Соответственно, именно эта кадастровая стоимость подлежит использованию при исчислении земельного налога за 2008 год.
Таким образом, на начало налогового периода 2008 года кадастровая стоимость в отношении земельного участка Общества, исчисленная исходя из удельных показателей утвержденных Постановлением N 174-п, вступившим в силу с 26.12.2007, имелась в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем подлежала применению при исчислении земельного налога за 2008 год.
В силу пункта 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 названного Кодекса.
Пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликованы 29.02.2008 в газете "Третья столица" N 10(432) в соответствии с Постановлением мэра г. Омска "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в г.Омске".
Более того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети "Интернет".
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что порядок опубликования Постановления Правительства Омской области N 174-П не противоречит закону и прав третьих лиц - налогоплательщиков земельного налога не нарушает. Возможность надлежащим образом исполнить свои налоговые обязательства у данных лиц имеется.
В данном случае ни материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка общества, ни постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не признаны незаконными (недействующими).
В связи с изложенным, суд апелляционный суд признает ошибочными доводы Общества о невозможности применения в целях налогообложения кадастровой стоимости в 2008 году постановления Правительства Омской области N 174-П, поскольку системный анализ вышеприведенных норм права позволяет прийти к выводу, что источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр, а в кадастре сведения о кадастровой стоимости земельного участка Общества имелись.
Учитывая, что факт внесения спорной кадастровой стоимости, используемой налоговым органом при доначислении земельного налога, на начало проверенного налогового периода подтверждается материалами дела, а также то обстоятельство, что Управление Роснедвижимости по Омской области имело полномочия по внесению таковой в государственный земельный кадастр, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерном применении Обществом в целях исчисления земельного налога за рассматриваемый налоговой период кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 (нормативного акта, действующего в предыдущем налоговом периоде).
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее.
В силу приведенных выше норм действующего законодательства налогоплательщик при исчислении земельного налога использует сведения о кадастровой стоимости, указанные в государственной кадастре недвижимости. Согласно сведения Управления Федерального агентства кадастр объектов недвижимости Омской области по состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка Общества составляет 39 778 234 руб. 00 коп. При этом суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка Общества, исходя из Постановления N 174-п, в учетом изложенной позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, на 01.01.2008 составляет 36 967 735 руб. 04 коп. То есть, в такой ситуации, с учетом имевшейся ранее, до принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 21.09.2010 N 7309/10, неоднозначной судебной практики по вопросу толкования приведенных выше норм, налогоплательщик мог и не знать о том, что правильный размер кадастровой стоимости его земельного участка составляет 36 967 735 руб. 04 коп.
Между тем, в силу установленного законом принципа платности использования земельного участка, суд апелляционной инстанции считает, что возможным и даже необходимым в рамках настоящего дела при рассмотрении вопроса о законности доначисления Обществу земельного налога на 2008 год исходить из правильной кадастровой стоимости земельного участка Общества в сумме 36 967 735 руб. 04 коп.
Исходя из расчета земельного налога, осуществленного Инспекцией сумма земельного налога за 2008 год с учетом кадастровой стоимости в сумме 36 967 735 руб. 04 коп., составляет 521 245 руб. 06 коп. (36 967 735 руб. 04 коп. х 47/50 (доля Общества в праве собственности) х 1,5 % = 521 245 руб. 06 коп.).
Таким образом, сумма земельного налога, подлежащего уплате Обществом за 2008 год, составляет 521 245 руб. 06 коп. А с учетом сумм авансовых платежей в размере 161 625 руб., сумма подлежащего уплате в бюджет земельного налога за 2008 год ровна 359 620 руб. 06 коп.
Поскольку Обществом исчислен земельный налог, подлежащий уплате в бюджет за 2008 год, в сумме 53 875 руб., то определение решением Инспекции дополнительного налогового обязательства Общества по земельному налогу за 2008 год в сумме 305 745 руб. 06 коп. является законным и обоснованным (359 620 руб. 06 коп. - 53 875 руб. = 305 745 руб. 06 коп.).
Таким образом, определение решением Инспекции дополнительного налогового обязательства Общества по земельному налогу за 2008 год в сумме 305 745 руб. 06 коп. является законным и обоснованным. В остальной части - в сумме 39 627 руб. 94 коп. (345 373 руб. - 305 745 руб. 06 коп. = 39 627 руб. 94 коп.) определение решением Инспекции дополнительного налогового обязательства Общества по земельному налогу за 2008 год является неправильным, решение Инспекции в этой части подлежит признанию недействительным.
Довод апелляционной жалобы о том, что определение дополнительных налоговых обязательств по уплате земельного налога за 2008 года является незаконным ввиду отсутствия у налогоплательщика недоимки по земельному налогу, подлежит отклонению, поскольку подобная формулировка, содержащаяся в решении Инспекции, фактически не повлекла возникновение у Общества дополнительных налоговых обязательств, связанных с уплатой в бюджет земельного налога, а лишь приводит к исправлению данных налоговой декларации налогоплательщика, которая в силу статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации является заявление об объекте налогообложения, исчисленных суммах налога. Налоговая декларация служит основанием не только для уплаты налога, но и основанием для его исчисления, ошибка в чем и была выявлена налоговым органом.
Решением об отказе в привлечении к налоговой ответственности налоговый орган лишь констатировал факт того, что налоговое обязательство Общества по земельному налогу за 2008 год составляет на 345 373 руб. больше чем Общество отразило в налоговой декларации, но не доначислял Обществу налог и не предлагал его к уплате.
Такие действия налогового органа не противоречат закону и не нарушают права налогоплательщика. Напротив, таким образом налоговый орган доводит до сведения налогоплательщика свою позицию относительно определенного налогового обязательства, отраженного налогоплательщиком в декларации, что способствует устранению неясность в позициях налогоплательщик и налогового органа.
Вышеуказанные обстоятельства и нормы права судом первой инстанции не были учтены, что повлекло принятие неправильного судебного акта, который подлежит отмене на основании пункта 4 части 2, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционная жалоба Общества подлежит частичному удовлетворению, решение суда первой инстанции подлежит отмене, требования Общества подлежат частичному удовлетворению, решение Инспекции признается недействительным в части определения дополнительного налогового обязательства Общества по земельному налогу за 2008 год в сумме 39 627 руб. 94 коп.
В связи с частичным удовлетворением апелляционной жалобы и частичным удовлетворением требований Общества, по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные Обществом расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей и за подачу заявления в суд первой инстанции в сумме 2000 рублей относятся на Инспекцию.
Поскольку в удовлетворении требований Общества отказано частично, то на основании части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обеспечительные меры, принятые определением суда первой инстанции от 17.01.2011 в виде приостановления действия решения Инспекции от 30.09.2010 N 3141 подлежат отмене только в этой части, то есть в части определения дополнительного налогового обязательства Общества по земельному налогу за 2008 год в сумме 305 745 руб. 06 коп.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пункта 4 части 2, пункта 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Профсервис" г.Омска (ОГРН 1025500977920, ИНН 5504048762) удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Омской области от 11.03.2011 по делу N А46-327/2011 отменить, принять новый судебный акт.
Требований закрытого акционерного общества "Профсервис" г.Омска (ОГРН 1025500977920, ИНН 5504048762) удовлетворить частично.
Признать недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г.Омска от 30.09.2010 N 3141 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 21.12.2010 N 16-17/18608, в части определения дополнительного налогового обязательства закрытого акционерного общества "Профсервис" по земельному налогу за 2008 год в сумме 39 627 руб. 94 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Омской области от 17.01.2011 по делу N А46-327/2011 после вступления постановления по делу N А46-327/2011 в законную силу подлежат отмене в части приостановления действия решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу г.Омска от 30.09.2010 N 3141 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 21.12.2010 N 16-17/18608, в части определения дополнительного налогового обязательства закрытого акционерного общества "Профсервис" по земельному налогу за 2008 год в сумме 305 745 руб. 06 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-327/2011
Истец: ЗАО "ПрофСервис"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Центральному административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17200/11
16.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17200/11
14.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4907/11
15.06.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3028/11
11.03.2011 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-327/11