г. Чита |
Дело N А10-22/2011 |
10.06.2011
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2011.
Полный текст постановления изготовлен 10.06.2011
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М. А. Клепиковой, судей: О. А. Куклина, К. Н. Даровских
при ведении протокола судебного заседания секретарем О. О. Горловой
при участии:
представителя истца А. В. Басаевой по доверенности N 21 от 04.01.2011
ответчик не явился, извещен
третье лицо не явилось, извещено
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 марта 2011 года по делу N А10-22/2011 по иску Администрации г.Улан-Удэ к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия о взыскании 1 485 763,50 руб.,
третье лицо - Григорьева Лидия Ульяновна,
принятое судьей Е. М. Аюшеевой,
(в деле объявлялся перерыв с 01.06.2011 по 08.06.2011, после перерыва лица, участвующие в деле, не явились)
установил:
Администрация г. Улан-Удэ обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РБ о взыскании 1 485 763 руб. 50 коп. убытков. В обоснование искового заявления указано, что решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 02.07.2010 удовлетворены исковые требования военнослужащей Григорьевой Л. У. о возложении обязанности на Администрацию Октябрьского района заключить с ней договор социального найма на жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Конечная, д. 3 кв. 26.
Администрация г. Улан-Удэ, предоставляя по решению суда жилое помещение из муниципального жилищного фонда Григорьевой Л.У., исполнила возложенную на нее государственную функцию без выделения на эти цели финансовых средств. Убытки составили 1 485 763,5 руб.
Арбитражный суд решением от 23 марта 2011 года исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Ответчик, не согласившись с указанным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить, в иске отказать, поскольку надлежащим ответчиком должно являться Министерство обороны РФ. Кроме того, поскольку квартира предоставлена по договору социального найма, следовательно, из владения истца не выбыла, факт причинения убытков не доказан.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласилась по основаниям, указанным в отзыве и дополнениях к отзыву, просила решение оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Октябрьского районного суда от 02.07.2010, вступившим в законную силу 04 августа 2010 г., удовлетворены исковые требования вдовы военнослужащего Григорьевой Л. У. о возложении обязанности на Администрацию Октябрьского района заключить с ней договор социального найма на жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Конечная, д. 3 кв. 26.
02 сентября 2010 г. Администрация Октябрьского района (наймодатель) и Григорьева Л. У. (наниматель) подписали договор социального найма жилого помещения N 361, по которому наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности города Улан-Удэ по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Конечная, д. 3 квартира N 26.
Согласно техническому паспорту на указанное жилое помещение, составленному Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ " филиалом по Республике Бурятия по состоянию на 04.03.2010, общая полезная площадь квартиры составила 48,3 кв.м.
Размер заявленных требований подтвержден письмом Федеральной службы государственной статистики в лице территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республики Бурятия от 12.10.2010 N 06-06.01-72, согласно которому средняя цена одного квадратного метра общей площади квартир в г. Улан-Удэ на конец 3 квартала 2010 г. на вторичном рынке жилья составляет 30 761,15 коп. Следовательно, размер убытков составляет 1 485 763 руб. 50 коп. = 30 761,15 коп. * 48,3 кв.м.
Выпиской из реестра муниципальной собственности от 19.04.2010 N 00120472, составленной Администрацией г. Улан-Удэ, подтверждается, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Конечная, д. 3 кв. 26, числится в реестре муниципальной собственности г. Улан-Удэ и состоит на учете муниципальной казны.
Доводы заявителя жалобы о том, что квартира не выбыла из владения истца, т.к. предоставлена третьему лицу не в собственность, а по договору социального найма, следовательно, никаких убытков у истца нет, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и правомерно признаны несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 59 (части 2) Конституции РФ гражданин несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (пункты 1, 2 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
В соответствии с пунктом 3 статьи 3, пунктом 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, гарантирующего военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в силу пункта 14 статьи 15 названного закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан (и членов их семей), имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
При невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации им одновременно передаются материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий.
Увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения, в размере, определяемом одновременно с принятием соответствующего решения.
В силу определений Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О, от 15.02.2005 N 58-О, компенсация расходов от исполнения государственных полномочий органами местного самоуправления подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства, возникших в результате принятия ФЗ "О статусе военнослужащих", в рассматриваемом случае - по обеспечению жильем вдовы военнослужащего и членов его семьи, относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат осуществлению за счет расходов бюджета муниципального образования.
Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем вдовы военнослужащего Вооруженных Сил не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения вдове военнослужащего, относящегося к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Предоставив жилое помещение Григорьевой Л.У., администрация не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства.
Указанное толкование правовых норм дано Высшим Арбитражным Судом РФ в Постановлении Президиума от 08.06.2010 N 2280/10, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Доводы заявителя жалобы о том, что убытки истцу должны быть возмещены за счет средств Министерства обороны РФ, подлежат отклонению, поскольку ответственным за возмещение расходов является публично-правовое образование за счет казны в лице органа, осуществляющего контроль за ее расходованием, каковым является Минфин России в силу статьи 1069 Гражданского кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 23 марта 2011 года по делу N А10-22/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
М. А. Клепикова |
Судьи |
О. А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-22/2011
Истец: Администрация г. Улан-Удэ
Ответчик: в лице Министерства финансов Российской Федерации, представленного Управлением Федерального казначейства по Республике Бурятия, УФК по РБ
Третье лицо: Григорьева Лидия Ульяновна
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1614/11