г. Чита |
Дело N А19-960/2011 |
15 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июня 2011 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Ката" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 апреля 2011 года по делу N А19-960/2011 по заявлению Закрытого акционерного общества "Ката" (ИНН 3817002498 ОГРН 1023802005820) к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ИНН 38081170859 ОГРН 1073808028194) о признании незаконными действий.
(суд первой инстанции судья Ананьина Г. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ермаков С. В. - представитель по доверенности от 16.12.2010 г.;
от заинтересованного лица: Командовский Е. К. - представитель по доверенности от 11.01.2011 г.,
установил:
Закрытое акционерное общество "Ката" (далее заявитель, ЗАО "Ката") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (далее заинтересованное лицо, Агентство) о признании незаконными действий по организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, назначенного на 25 января 2011 года, в части аукционной единицы N 4 для цели заготовки древесины.
Решением суда первой инстанции от 5 апреля 2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Агентством были выставлены на аукцион свободные от прав третьих лиц части лесных участков, о чем имеется ссылка в извещении о проведении аукциона и возможности многоцелевого лесопользования в границах одного лесного участка (квартала) как ЗАО "Ката", так и другими лесопользователями.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, в связи с не правильным применением судом норм материального и процессуального права и в связи с неполно выясненными обстоятельствами, имеющими значение для дела. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что дело рассмотрено судом без оценки существенно значимых доказательств, а оцененные судом доказательства являются недопустимыми.
Представитель заявителя, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные ЗАО "Ката" требования удовлетворить.
Заинтересованное лицо в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заинтересованного лица просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав апелляционную жалобу и отзыв на неё, изучив материалы дела, дополнительно представленные документы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 Положения об Агентстве лесного хозяйства Иркутской области, утвержденного постановлением Администрации Иркутской области N 237-па от 31.10.2007 г., Агентство лесного хозяйства Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Согласно подп. 2 п. 8 указанного Положения, агентство в соответствии с возложенной на него задачей в установленном порядке осуществляет, в том числе, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии со ст. 79 Лесного кодекса РФ извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определенном высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования, на территории которого расположен лесной участок, и размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов не менее чем за шестьдесят дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка или не менее чем за пятнадцать дней до дня проведения аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений.
Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет". Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Извещение о проведении аукциона, должно содержать сведения, в том числе, о предмете аукциона, в том числе о местоположении лесных участков или лесных насаждений, о площади и границах лесных участков, об объеме подлежащих заготовке лесных ресурсов, об обременениях лесных участков, об ограничении использования лесов, о кадастровых номерах лесных участков, о видах и об установленных лесохозяйственным регламентом параметрах использования лесов, о месте, датах начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и дате проведения аукциона. Срок подачи заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды лесного участка должен составлять не менее чем четырнадцать дней или заявок на участие в аукционе по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений - не менее чем пять дней.
Организатор аукциона обязан подготовить документацию об аукционе, которая наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении аукциона, должна содержать, в том числе, проектную документацию о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, кадастровый паспорт лесного участка или сведения о местоположении лесных насаждений.
Одновременно с размещением извещения о проведении аукциона его организатор обеспечивает размещение документации об аукционе на официальном сайте, где эта документация должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в газете "Областная" N 135 (709) от 22.11.2010 г. Агентством было размещено извещение о проведении 25 ноября 2011 г. открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка сроком на 49 лет, в целях использования лесов для заготовки древесины, осуществления рекреационной деятельности, ведения сельского хозяйства, которое, в том числе, по аукционной единице N 4 содержит следующую характеристику лесных участков:
заготовка древесины: Усть-Илимский, Нижнеилимский районы, Северное лесничество, Сосновское участковое лесничество: Городская дача, кварталы N N 150ч-152ч; Сосновская дача, кварталы NN 72, 205, 204ч, 219; Поливская дача, кварталы NN 41ч-43ч, 66ч, 67ч, 91ч, 112, 113ч, 174, 175ч, 176, 199ч, 204ч-206ч, Карапчанская дача, кварталы NN 61, 96-99, 113-116; Жеронская дача, кварталы NN 42-45, 50-52, 69-74, 85-92, 102-105, 106ч; Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: Нерюндинская дача, кварталы NN 18ч, 24ч, 36ч, 56ч, 81ч, 105ч, 106ч, 135ч, 140ч, 159ч, 160ч, 171ч, 176, 177, 181ч, 198ч-202ч, 211ч, 212ч, 222ч, 228ч-231ч, 235ч-239ч, 252ч-255ч, 264ч, 265ч; Капаевская дача, кварталы NN 1ч, 3ч-5ч, 9, 10ч, 14ч, 15ч, 17ч, 18ч, 20ч-26ч, 36ч, 39ч-41ч, 65ч, 90ч, 113ч, 114ч, 133ч, 134ч, 108, 115, 127-129, 141, 142; Катинская дача, кварталы NN 255, 256, 258ч, 259ч, 261ч, 262ч; Зелиндинская дача, кварталы NN 53ч, 77ч, 98ч-103ч, 119, 120ч, 125ч, 126ч, 140, 141, 142ч, 143, 146, 147ч, 148ч, 159ч, 161, 179ч, 181ч, 186-188, 190-196, 198, 199, 202, 211, 212ч, 213, 214; Тубинское участковое лесничество: Тубинская дача, кварталы NN 2, 4, 13, 25, 27ч, 28ч, , 33-36, 48ч, 49ч, 51-54, 60ч, 61ч, 66ч, 67ч, 69, 70, 72, 84ч, 85ч, 101ч, 102ч, 122ч, 128ч, 146ч, 148ч, 155ч-157ч, 169ч, 170, 171, 182ч, 194, 195, 203ч-205ч, 223ч, 224; Верхне-Тубинская дача, кварталы NN 72-74, 104-106, 125, 142-147, 171, 207, 208; номер учетной записи в государственном лесном реестре 653-2010-11. Общая площадь участка 94816,3 га, объем лесных ресурсов, подлежащих заготовке 122,0 ты. куб.м., в т.ч. хвойное хозяйство 71,0, начальная цена предмета аукциона 2 414 800 руб., задаток 2 414 800 руб.
Обременения, ограничения использования лесных участков, не установлены. Указаны порядок и условия проведения аукциона и официальный сайт, на котором размещена документация об аукционе: http://les.irkobl.ru/.
26 ноября 2010 г. в газете "Областная" N 137 (711) Агентство известило потенциальных участников аукциона о продаже права на заключение договора аренды лесного участка, объявленного в газете "Областная" N 135 (709) от 22.11.2010 г., который состоится 25 января 2011 г., указана дата окончания приема заявок - 13 декабря 2010 г.
ЗАО "Ката" указывая, что часть лесных участков, выставленных на аукцион по аукционной единице N 4 принадлежит ему на праве аренды, то есть, спорный участок обременен правом аренды общества, обжаловало действия Агентства по организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, назначенного на 25.01.2011 г. в связи с тем, что в извещении о проведении аукциона не было отражено обременение предлагаемых лесных участков.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в соответствии с п. 2 раздела 1 заключенного ООО "Ката" с Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области договора аренды лесного участка N 91-22-19/8 от 11.12.2008 г. предоставляемый в аренду лесной участок, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 340-2008-09 площадью 26 177,8 га., имеет местоположение: Иркутская область, территория Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, лесничество Северное: Зелиндинско-Катинское участковое лесничество, защитные леса - "Катинская дача" кварталы NN 12ч-15ч, 25ч, 46ч, 69ч, 70ч, 96ч, 141ч-145ч, 149ч, 156ч-158ч, 162ч-168ч, 176ч, 177ч, 185ч, 186ч, 207ч-209ч, 216ч, 217ч, 241ч, 252ч, 253ч, 257ч, 258ч, 259ч. 260ч, 261ч, 262ч; - "Зелиндиская дача" кварталы NN 1ч, 2ч, 26ч-28ч, 51ч, 52ч, 53ч, 54ч, 55ч, 76ч, 77ч, 78ч, 79ч, 96ч, 97ч, 98ч-101ч, 103ч, 104ч, 118ч, 120ч, 121ч, 125ч, 126ч, 127ч, 139ч, 142ч, 147ч, 148ч, 149ч, 155ч, 156ч, 157ч, 158ч, 159ч, 160ч, 166ч-172ч, 173, 174ч, 181ч, 182ч, 187, 203, 204ч-208ч, 212ч. Срок действия договора - 25 лет.
Согласно извещению о проведении Агентством 25.01.2011 г. аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка сроком на 49 лет в целях использования лесов для заготовки древесины, по аукционной единице N 4 на аукцион выставлены, в том числе, лесные участки: Зелиндинско-Катинское участковое лесничество: "Катинская дача" кварталы NN 258ч, 259ч, 261ч, 262ч, "Зелиндинская дача" кварталы NN 53ч, 77ч,98ч-101ч, 103ч,120ч, 125ч, 126ч, 142ч, 147ч, 148ч, 159ч, 179ч, 181ч, 212.
Таким образом, часть лесных участков выставленных Агентством на аукцион совпадает с номерами лесных участков, предоставленных ЗАО "Ката" в аренду.
Однако, как следует из представленных в материалы дела документов (проектная документация, подготовленная филиалом ФГУП "Рослесинфорг" "Прибайкаллеспроект", ведомость распределения общей площади лесного участка выставляемого на аукцион, ведомость поквартальных итогов площадей и запасов насаждений лесного участка, выставляемого на аукцион, заключение от 14.09.2010 г.. по определению возможного ежегодного объема заготовки древесины, план лесного участка по Северному лесничеству 653-2010-11) выставленные на аукцион по продаже права заключения договора аренды части лесных участков по аукционной единице N 4 относятся к эксплуатационным лесам, в то время как в аренду ЗАО "Ката" были предоставлены части лесных участков в защитных лесах. При этом, части лесных участков в защитных лесах, предоставленных в аренду ЗАО "Ката", и части лесных участков в эксплуатационных лесах, выставленных на аукцион, не совпадают.
Таким образом, суд апелляционной инстанции критически оценивает доводы апелляционной жалобы о нарушении прав ЗАО "Ката" как арендатора лесных участков, ссылкой на то, что принадлежащие ему на праве аренды части лесных участков повторно предложены в рамках названного аукциона.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что на аукцион Агентством были выставлены части лесных участков свободные от прав третьих лиц, о чем имеется ссылка в извещении о проведении аукциона.
Кроме того, извещение о проведении торгов содержит все необходимые сведения о предмете аукциона, предусмотренные ч. 4 ст. 79 Лесного кодекса РФ. Само же по себе неуказание в извещении о проведении аукциона целевого назначения лесов, не нарушает права заявителя, так как, предложение иной части лесных участков в эксплуатационных лесах, не ограничивает право аренды ЗАО "Ката" на предоставленные лесные участки.
В связи с чем, не состоятельны доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что на аукцион были выставлены лесные участки, обремененные правом третьего лица и в следствии чего в извещении о проведении аукциона должно было быть отражено обременение предлагаемых лесных участков.
Согласно ч. 1 ст. 10, ст. 12 Лесного кодекса РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями; к эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Поскольку действующее лесное законодательство не содержит запрета на предоставление в границах одного лесного участка разным лесопользователям различных по целевому назначению лесов, суд первой инстанции правомерно указал на возможность многоцелевого лесопользования в границах одного лесного участка (квартала) разными лесопользователями.
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении его права на получение информации об аукционе, что не позволило ЗАО "Ката" принять в нем участие, поскольку представленные заявителем в суд апелляционной инстанции дополнительные документы сами по себе не свидетельствуют, что ЗАО "Ката" было отказано в реализации права на участие в аукционе.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования Администрации могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителя таким бездействием.
При отсутствии хотя бы одного из названных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Поскольку заявителем в материалы дела не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы ЗАО "Ката" приведенные в апелляционной жалобе построены на неправильном применении норм права.
Допущенное же Агентством нарушение положений ч. 6, 7 ст. 79 Лесного кодекса РФ само по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении требования заявителя о признании незаконными действий по организации аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесных участков, назначенного на 25 января 2011 года, в части аукционной единицы N 4 для цели заготовки древесины.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При изложенных обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 апреля 2011 года по делу N А19-960/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 5 апреля 2011 года по делу N А19-960/2011 оставит без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Г. Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-960/2011
Истец: ЗАО "КАТА"
Ответчик: Агентство лесного хозяйства по Иркутской области, Агентство лесного хозяйства Иркутской области