г. Чита |
Дело N А19-769/2011 |
10.06.2011
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2011.
Полный текст постановления изготовлен 10.06.2011
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М. А. Клепиковой, судей: О. А. Куклина, К. Н. Даровских
при ведении протокола судебного заседания секретарем О. О. Горловой
лица, участвующие в деле, не явились, извещены (уведомления от 13.05.11, ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя от 03.06.11)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2011 года по делу N А19-769/2011 по иску закрытого акционерного общества "Восточно-Сибирская процессинговая компания" (ИНН 3808083162 ОГРН 1023801012333) к Государственному учреждению "3 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" (ИНН 3801076790 ОГРН 1053801074128), Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ИНН 380107679 ОГРН 1053801074128), Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ИНН 3808171299 ОГРН 1083808000154) о взыскании 29 166 руб. 58 коп.,
принятое судьей Е. В. Рукавишниковой,
установил:
Закрытое акционерное общество "Восточно-Сибирская процессинговая компания" обратилось к Государственному учреждению "15 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области", Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области с требованием о взыскании 29 166 руб. 58 коп. основного долга по государственному контракту N К-636 от 01.07.2008.
На основании части 1 статьи 47, статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела судом ответчик ГУ "15 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" заменен на его правопреемника - ГУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области".
В судебное заседание истец представил заявление об уточнении исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, потребовал взыскать в пользу истца с Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области задолженность по государственному контракту N К-636 от 01.07.2008 в сумме 26 166 руб. 58 коп., однако, в ходе судебного заседания поддержал исковые требования ко всем ответчикам.
Арбитражный суд Иркутской области решением от 22 марта 2011 года удовлетворил заявленные требования за счет казны Иркутской области.
Министерство финансов Иркутской области, не согласившись с указанным решением, в апелляционной жалобе просит его отменить, поскольку обязанность по оплате товара должна быть возложена на сторону контракта - государственного заказчика ОГПС МЧС России по Иркутской области.
Лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом. В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц.
Российская Федерация в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий с доводами апелляционной жалобы не согласилась по основаниям, указанным в отзыве, просила решение оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 июля 2008 года между закрытым акционерным обществом "Восточно-Сибирская процессинговая компания" (исполнитель) и отрядом Государственной противопожарной службы МЧС России Слюдянского района (клиент), переименованным в Государственное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" на основании приказа МЧС России N 507 от 28.08.2008 (реорганизовано впоследствии в ГУ "3 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области"), заключен государственный контракт N К-686, согласно которому поставщик принимает на себя обязательства по отпуску нефтепродуктов и сопутствующих по характеру услуг через сеть автозаправочных станций с использованием электронных карт, предоставленных исполнителем, а клиент, в свою очередь, обязуется оплачивать отпускаемые ему нефтепродукты и сопутствующие услуги в порядке и на условиях, установленных настоящим контрактом.
Отпуск товара осуществляется при предъявлении карты на условиях, в порядке и по ценам, установленным на АЗС и действующим на дату из фактического получения клиентом при соблюдении условий настоящего контракта. Карта является техническим средством учета операций получения клиентом на АЗС товара (пункт 1.1, 1.2 контракта).
Общая стоимость контракта согласно пункту 4.1 составляет 1 187 300 руб. Расчетный период, установленный контрактом - один календарный месяц. Контракт вступает в силу с даты подписания (01.07.2008) по 31.12.2008.
Расчеты по настоящему контракту производятся по ценам, установленным для держателей карт на момент получения клиентом товара на конкретной АЗС с учетом скидок. Исполнитель на основе данных, полученных от АЗС, формирует отчет о приобретении клиентом товара за расчетный период с приложением счета-фактуры и товарной накладной, и предоставляемых их клиентом после 5-го числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 4.3 контракта).
Перечисление денежных средств в оплату полученного товара на расчетный счет исполнителя производится в следующем порядке: 30% - в форме предоплаты и до 10 числа текущего месяца на основании счета; окончательный расчет производится не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 4.4 контракта).
Во исполнение обязательств, принятых по указанному контракту, истцом в адрес первого ответчика поставлены нефтепродукты на общую сумму 126 433 руб., что подтверждается подписанными обеими сторонами товарными накладными N 30472 от 31.12.2008 на сумму 123 995 руб. 31 коп.; N 30473 от 31.12.2008 на сумму 2 478 руб. Поставленный товар оплачен первым ответчиком частично в сумме 97 266 руб. 73 коп., в связи с чем его задолженность перед истцом составила 29 166 руб. 58 коп., что послужило основанием для обращения истца в суд с иском о принудительном взыскании суммы долга.
Таким образом, в силу требований статей 454, 526 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный заказчик обязан произвести окончательный расчет не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным периодом (пункт 4.4 контракта).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственными и муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Пунктом 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).
В соответствии с частью 2 статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при оплате покупателем товаров по договору поставки для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя.
Согласно условиям соглашения, утвержденного Постановлением Правительства от 04.11.2004 N 596 (далее по тексту - соглашение), администрация Иркутской области передает, а МЧС принимает полномочия, реализуемые за счет средств областного бюджета, по решению вопросов, в том числе, организации мероприятий по защите населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций (пункт 1 статьи 2 соглашения).
В силу пункта 2 статьи 2 соглашения реализацию передаваемых администрацией Иркутской области полномочий на территории Иркутской области от имени МЧС России осуществляет Главное управление МЧС России по Иркутской области, которое наделяется соответствующими правами (выступать от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика Иркутской области на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Иркутской области в соответствии с законодательством в пределах передаваемых с настоящим соглашением полномочий; выступать в качестве главного распорядителя средств областного бюджета в отношении ассигнований, выделяемых из бюджета на осуществление передаваемых МЧС России полномочий, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.06.2006 N24, в силу положений Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в том числе его статей 4 и 9, для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Как установлено материалами дела, конкурс на заключение контрактов проводился Агентством по государственному заказу Иркутской области. Согласно Положению (п. 1 ч. 1) об Агентстве по государственному заказу Иркутской области, агентство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по размещению областного государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказании услуг для областных государственных нужд.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответственность по государственным контрактам должна нести Иркутская область, гарантирующая произвести финансирование по государственным контрактам, заключенным от ее имени.
В 2008 году на основании закона Иркутской области N 17-ОЗ от 21.05.2008 "Об областном бюджете на 2008 год" ОГПС МЧС России по Иркутской области был включен в число главных распределителей бюджетных средств Иркутской области. Лимиты финансирования отрядов из областного бюджета, с учетом условий соглашения, были определены и предусмотрены в бюджете области на 2008 год.
Согласно распределению бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2008 год (в редакции Закона Иркутской области от 19.12.2008 N 134-оз, приложение N 9) ОГПС МЧС России по Иркутской области указан в качестве Главного распорядителя областных бюджетных средств в ведомственной структуре расходов областного бюджета.
На 2008 год ОГПС МЧС России по Иркутской области в областном бюджете было предусмотрено для обеспечения пожарной безопасности 1 720 385 700,00 рублей. Между тем, согласно отчету об исполнении бюджета за 2008 год не исполнено по лимитам бюджетных обязательств 170 662 456,74 руб.
Следовательно, возложение обязанности на ГУ "3 ОФПС по Иркутской области" по оплате поставщику стоимости нефтепродуктов, поставленных по контракту N К-636, заключенному 01.07.2008, означает возложение бремени оплаты данной продукции на федеральный бюджет, что не соответствует требованиям действующего законодательства, условиям заключенного между Администрацией Иркутской области и МЧС России соглашения, а также положениям государственных контрактов, согласно которым поставленный истцом товар приобретался государственным заказчиком ОГПС МЧС по Иркутской области для обеспечения нужд Иркутской области, и финансирование оплаты должно осуществляться за счет средств областного бюджета.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.10.2010 по делу N А19-1008/2009 является необоснованной, т.к. обстоятельства данного дела и дела N А19-1008/2009, в части возложения обязанностей на казну Иркутской области, различны.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и правомерно признаны несостоятельными. Апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2011 года по делу N А19-769/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
М. А. Клепикова |
Судьи |
О. А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-769/2011
Истец: ЗАО "Восточно-Сибирская процессинговая компания"
Ответчик: в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ГУ " 3 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области, ГУ "15 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области", Министерство финансов Иркутской области