г. Ессентуки |
Дело N А18-1117/09 |
28 января 2010 г. |
Регистрационный номер |
апелляционного производства 16АП-3170/09 (1)
Резолютивная часть постановления оглашена 25 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.Л. Фриева,
судей: Д.А. Белова (докладчик), З.М. Сулейманова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.М. Афашоковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27.10.2009 года по делу N А18-1117/09
по заявлению Комитета по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия
о признании незаконными ненормативных правовых актов,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Аркада"
при участии в судебном заседании:
от ООО "Аркада": Дзангиев С.Ш. по доверенности б/н от 11.01.10,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением, в котором просил отменить решение комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия (далее - ответчик, комиссия УФАС по ЧР и РИ) от 17.09.2009 г.. N 1611/02, вынесенное по делу N 56-94/02 о нарушении законодательства о размещении заказов, и выданные на основании названного решения Предписание N 36 от 17.09.2009 г.. и Определение руководителя УФАС по ЧР и РИ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 17.09.2009 г.. N 1609/02.
Одновременно истец обратился с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления выполнения комиссией Комитета по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия (далее - комиссия Комитета) Предписания N 36 от 17.09.2009 г.., выданного на основании решения комиссия УФАС по ЧР и РИ от 17.09.2009 г.., до рассмотрения дела по существу.
Определением Арбитражного суда РИ от 27 сентября 2009 года заявление о принятии обеспечительных мер удовлетворено. Выдан исполнительный лист N 35.
В ходе предварительного судебного заседания истец уточнил свои требования и просил признать незаконными решение комиссии УФАС по ЧР и РИ от 17.09.2009 г.. и предписание N 36 от 17.09.2009 г..
От требований в части отмены определения руководителя УФАС по ЧР и РИ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 17.09.2009 г.. N 1609/02 - отказался.
Решением суда от 27.10.09 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение комиссии УФАС по ЧР и РИ N 1611/02 от 17.09.2009 г.. и выданное на основании названного решения предписание N 36 судом признаны незаконными, как не соответствующие требованиям Федерального закона N94-ФЗ от 21.07.2005 г.. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с учетом уточнений).
Не согласившись с таким решением суда, УФАС по ЧР и РИ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению УФАС по ЧР и РИ, судом не были полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, при вынесении решения судом были нарушены нормы материального права, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, является основанием для отмены решения арбитражного суда.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступали.
В судебном заседании представитель общества Дзангиев С.Ш. против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения. Пояснил суду, что на основании Указа Президента Республики Ингушетия N 213 от 14.10.09 Комитет по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия ликвидирован. С 01.11.09 Министерство финансов Республики Ингушетия является уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия. Согласно постановлению Председателя Правительства Республики Ингушетия N 374 от 03.11.09 "О мероприятиях по ликвидации Комитета по размещению заказов для государственных нужд Республики Ингушетия" образована ликвидационная комиссия для осуществления мероприятий по ликвидации Комитета.
Представители Комитета и УФАС по ЧР и РИ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, в соответствии с главами 24, 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя лица, участвующего в деле, установил следующее.
Из материалов видно, что истец просит признать незаконными решение комиссии УФАС по ЧР и РИ от 17.09.2009 N 1611/02 по делу N 56-94/02 о нарушении законодательства о размещении заказов и выданное на основании названного решения предписание N 36 от 17.09.2009 г.. (с учетом уточнений).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, в установленном законом порядке и срок.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 10 августа 2009 г.. комиссия Комитета провела процедуру рассмотрения заявок, поданных участниками для участия в открытом конкурсе N 13к-2009-3 на право заключения государственного контракта на разработку проектно-изыскательской документации по объекту государственного заказа "Строительство очистных сооружений ст. Орджоникидзевская", что подтверждается Протоколом N13к-2009-3 ПРОК-2009.
Согласно данному протоколу на процедуру оценки и сопоставления, по результатам которой определяется победитель конкурса, что установлено ст.28 закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссией Комитета решено допустить заявки трех участников размещения заказа: ООО "Аркада", ООО "Ростов НИИ Гипрошахтпроект" и ООО "Проектирование строительных конструкций".
12.08.2009 г.. ООО "Стройпроект", чья заявка была отклонена, обратилось с жалобой в УФАС по ЧР и РИ.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Стройпроект", комиссии Комитета выдано предписание N 30 от 18.08.2009 г.., согласно которому было предписано:
"- отменить результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 13к-2009-3 (Протокол N 13к-2009-3 ПРОК-2009 Лот N без Лотов, рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на разработку проектно-изыскательской документации по объекту государственного заказа "Строительство очистных сооружений ст.Орджоникидзевская", от 10.08.2009 г..)";
"3. Допустить участника размещения заказа ООО "Стройпроект" к участию в Открытом конкурсе N 13к-2009-3 на право заключения государственного контракта на
разработку проектно-изыскательской документации по объекту государственного заказа "Строительство очистных сооружений ст.Орджоникидзевская";
"4. Провести процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями ст.28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Проанализировав текст предписания N 30 от 18.08.2009 г.., в части указания о допуске ООО "Стройпроект" к участию в открытом конкурсе N 13к-2009-3, судом первой инстанции установлено, что текст действительно несет в себе двойной смысл и не позволяет однозначно установить допустить ли до открытого конкурса N 13к-2009-3 ООО "Стройпроект" вместе с другими участниками либо только ООО "Стройпроект". В то же время буквальное значение данной формулировки предписания N 30 говорит о допуске к участию в открытом конкурсе N 13к-2009-3 лишь ООО "Стройпроект", что влечет нарушение прав других участников размещения заказа, чьи заявки были допущены до процедуры оценки и сопоставления заявок.
Как указано истцом, несмотря на некорректность приведенных в предписании формулировок, которые несли в себе двойной смысл, комиссия Комитета все же решила исполнить предписание строго по приведенному в нем тексту, и отменила результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе N 13к-2009-3, а также допустила к участию в названном конкурсе ООО "Стройпроект".
Судом первой инстанции также установлено, что об исполнении предписания N 30 в части допуска ООО "Стройпроект" до участия в открытом конкурсе N 13к-2009-3 Комитетом было сообщено УФАС по ЧР и РИ письмом (исх.N 601-Пр от 26.08.2009 г..) с приложением копии протокола N 116 ПРОА от 21.08.2009 г..
В соответствии с пунктом 4 предписания N 30 от 18,08.2009 г.., 08.09.2009 г.., комиссия Комитета провела процедуру оценки и сопоставления заявок всех допущенных участников, по итогам которой победителем открытого конкурса N 13к-2009-3 признано ООО "Аркада" (Протокол оценки и сопоставления заявок N 13к/1-2009 ПООК-2009).
Как следует из письма УФАС по ЧР и РИ (исх.N 1578/02/01 от 07.09.2009 г..), поступившего в Комитет, согласно отметки штампа входящей документации, 10.09.2009 г.., в результате проведения проверки исполнения Предписания N 30 от 18.08.2009 г.. УФАС по ЧР и РИ были выявлены нарушения ч.1 ст.27 закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части не размещения информации в протоколе N 116 ПРОА-2009 от 21.08.2009 г.. о всех участниках, допущенных к участию в открытом конкурсе N 13к-2009-3.
Впоследствии, в связи с не размещением в протоколе N 116 ПРОА-2009 от 21.08.2009 г.. информации о всех участниках, допущенных к участию в открытом конкурсе N 13 к-2009-3, комиссией УФАС по ЧР и РИ вынесены обжалуемые Решение от 17.09.2009 г.. N1611/02 и Предписание N36, согласно которым комиссии Комитета предписано отменить протокол оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе N13к-2009-3 от 08.09.2009; заново провести процедуру рассмотрения заявок и процедуру оценки и сопоставления заявок.
Таким образом, комиссия УФАС по ЧР и РИ фактически предписало комиссии Комитета признать проведенные торги недействительными и провести новый конкурс, так как отмена вышеуказанного протокола и повторное проведение процедуры рассмотрения заявок и процедуры оценки и сопоставления заявок участников размещения заказа фактически означает отмену результатов торгов.
Как следует из правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в п. 5 Информационного письма Президиума N 101 от 22.12.2005 при рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.
На основании представленных доказательств судом первой инстанции обосновано установлено, что приведенные в решении комиссии УФАС по ЧР и РИ нарушения, не являются существенными нарушениями, и которые не повлияли на результат торгов, так как на процедуру оценки и сопоставления заявок были допущены заявки всех участников размещения заказа, по основаниям, предусмотренным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Тем самым комиссия Комитета не допустила существенных нарушений охраняемых прав и законных интересов участников в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции правомерно счел обоснованным довод истца о том, что оспариваемые решение N 1611/02 и предписание N 36 от 17.09.2009 г.. нарушают права комиссии Комитета и незаконно возлагают на него обязанности, не предусмотренные законом по повторному размещению заказа на оказание услуг, а также нарушают права участников размещения заказа в сфере экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В судебном заседании первой инстанции установлено и подтверждается УФАС по ЧР и РИ, что жалоба на протокол от 08.09.09г. не поступала от участников. Решение N 1611/02 и предписание N 36 от 17.09.2009 г.. принятые по результатам проведения проверки исполнения предписания N 30 от 18.08.2009 г.. УФАС по ЧР и РИ.
Суд отклоняет довод УФАС по ЧР и РИ о проведении внеплановой проверки, без жалобы и в соответствии с ч.5 ст. 17 закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", поскольку статья 17 не имеет части 5, а в статье 25.1 закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", содержится исчерпывающий перечень оснований для проведения проверок без обжалования стороны.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод ответчика о принятии комиссией УФАС по ЧР и РИ решения о необоснованном допуске к участию в конкурсе ООО "Аркада".
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 268, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 27.10.2009 года по делу N А18-1117/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-1117/2009
Истец: Комитет по размещению заказов для госсударственных нужд РИ, Комитет по размещению заказов для государственных нужд РИ
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по ЧР и РИ
Третье лицо: ООО "Аркада", Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике и Республике Ингушетия