г. Чита |
|
9 июня 2011 г. |
Дело N А19-767/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 июня 2011 года
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Даровских К.Н., Ошировой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Куликовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2011 года по делу N А19-767/2011 по иску закрытого акционерного общества "Восточно-Сибирская Процессинговая компания ОГРН 1023801012333 ИНН 3808083162 к государственному учреждению "17 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" ОГРН 1063819010551 ИНН 3819016672, Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области о взыскании 31 307,95 руб. (суд первой инстанции: судья Рукавишникова Е.В.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Восточно-Сибирская Процессинговая компания" обратилось с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению "17 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области", Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области с требованием о взыскании 31 307,95 руб. основного долга по государственному контракту N ИВ-184 от 25.06.2008.
Как следует из материалов дела, 25.06.2008 между закрытым акционерным обществом "Восточно-Сибирская Процессинговая компания" (исполнитель) и Отрядом Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области, переименованным в государственное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" на основании приказа МЧС России N 507 от 28.08.2008 (реорганизованным впоследствии путём присоединения к ГУ "17 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области), заключён государственный контракт N ИВ-184, согласно условиям которого поставщик принял на себя обязательства по отпуску нефтепродуктов и сопутствующих по характеру услуг через сеть автозаправочных станций с использованием электронных карт, предоставленных исполнителем, а клиент, в свою очередь, обязался оплачивать отпускаемые ему нефтепродукты и сопутствующие услуги в порядке и на условиях, установленных настоящим контрактом.
Общая стоимость контракта согласно пункту 4.1 составляет 400 695 руб. Расчётный период, установленный контрактом - один календарный месяц.
Расчёт по настоящему контракту производится по ценам, установленным для держателей карт на момент получения клиентом товара на конкретной АЗС с учётом скидок. Исполнитель на основе данных, полученных от АЗС, формирует отчёт о приобретении клиентом товара за расчётный период с приложением счета-фактуры и товарной накладной, и предоставляет их клиенту после 5-го числа месяца, следующего за расчётным периодом (пункт 4.3 контракта).
Перечисление денежных средств в оплату полученного товара на расчётный счёт истца производится в следующем порядке: 30% - в форме предоплаты до 10 числа текущего месяца на основании счёта; окончательный расчёт производится не позднее 20 числа месяца, следующего за расчётным периодом (пункт 4.4 контракта).
Во исполнение условий контракта истец поставил в адрес ответчика-1 нефтепродукты на общую сумму 63 888,40 руб., что подтверждается товарной накладной N 30545 от 31.12.2008.
В обоснование исковых требований истец указал, что ответчик произвёл оплату поставленного товара частично в сумме 32 580,45 руб., по состоянию на 31.12.2008 задолженность составила 31 307,95 руб.
ГУ "17 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" исковые требования не признало, указав, что при заключении государственного контракта учреждение действовало в интересах Иркутской области в целях обеспечения государственных нужд субъекта федерации, поэтому оплата должна производится за счёт средств бюджета Иркутской области. Задолженность перед поставщиком образовалась в связи с недофинансированием учреждения за счёт средств областного бюджета. Кроме того, администрация Иркутской области приняла на себя обеспечение финансовыми и материально-техническими средствами указанных полномочий, принятых на себя МЧС России.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исковые требования не признало, указав, что стороной по государственному контракту от имени Иркутской области выступила федеральная структура - ОГПС МЧС России по Иркутской области. Основанием заключения от имени Иркутской области государственных контрактов послужило соглашение между МЧС России и администрацией Иркутской области, утверждённое постановлением правительства Российской Федерации от 4.11.2004 N 596, в соответствии с которым МЧС России приняло на себя оперативное управление силами и средствами (личный состав и техника), а администрация Иркутской области приняла на себя обеспечение финансовыми и материально-техническими средствами осуществление указанных полномочий, принятых на себя МЧС России. Считает, что ответчиком должна быть Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.
Министерство финансов Иркутской области исковые требования также не признало, указав, что государственный контракт является гражданско-правовой сделкой, заключённой между истцом и ответчиком-1. Предусмотренные им обязательства не создают обязанностей для Иркутской области. Оснований для привлечения Иркутской области к субсидиарной ответственности также не имеется, поскольку собственником учреждения является Российская Федерация.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22.03.2011 исковые требования, заявленные к Иркутской области, удовлетворены. С Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области за счёт казны Иркутской области взыскано 31 307,95 руб. основного долга, 2000 руб. расходов истца по уплате государственной пошлины, а всего - 33 307,95 руб. В удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с решением суда, Министерство финансов Иркутской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований к Иркутской области в лице Министерство финансов Иркутской области отказать в полном объёме. В государственном контракте отсутствуют ссылки на то, что учреждение, заключая контракт, действует от имени и по поручению Иркутской области, доказательства поступления нефтепродуктов по государственному контракту в собственность Иркутской области и их учёта в реестре государственной собственности Иркутской области не представлены. Считает, что поскольку учредителем ГУ "17 ОФПС по Иркутской области" является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и субсидиарную ответственность по обязательствам созданного учреждения должна нести Российская Федерация.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. ГУ "17 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области" и Российской Федерацией в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий заявлены ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела судом установлено, что во исполнение условий государственного контракта N ИВ-184 от 25.06.2008 истец поставил правопредшественнику ответчика-1 нефтепродукты на общую сумму 63 888,40 руб., что подтверждается товарной накладной N 30545 от 31.12.2008.
Правопредшественник ответчика-1 произвёл оплату задолженности в сумме 32 580,45 руб. Задолженность за поставленный товар составила 31 307,95 руб.
Государственный контракт от 25.06.2008 N ИВ-184 на поставку нефтепродуктов заключён по результатам открытого аукциона, проведённого Агентством по государственному заказу Иркутской области, оформленного протоколом N 230/1 от 2.06.2008.
В силу положений статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьёй 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчётов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счёт бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
На основании Приказа МЧС России N 507 от 28.08.2008 Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по Иркутской области переименован в государственное учреждение "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области".
Пунктом 8 Положения "О государственном учреждении "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Иркутской области", утверждённого Приказом Главного управления МЧС России по Иркутской области от 1.12.2008 N 721 установлено, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ГУ "1 ОФПС по Иркутской области" осуществляется МЧС России за счёт средств федерального бюджета и других источников, не запрещённых законодательством Российской Федерации.
Учредителем ГУ "1 отряд Федеральной противопожарной службы по Иркутской области" согласно пункту 3 указанного выше Положения является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно условиям Соглашения от 9.07.2004 о передаче друг другу осуществления части своих полномочий, заключённого между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и администрацией Иркутской области, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации N 596 от 4.11.2004, администрация Иркутской области передает, а МЧС принимает полномочия, реализуемые за счёт средств областного бюджета, по решению вопросов, в том числе, организации мероприятий по защите населения и территории Иркутской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и ликвидации указанных чрезвычайных ситуаций (статьи 2, 3 Соглашения).
В силу пункта 2 статьи 2 названного Соглашения реализацию передаваемых администрацией Иркутской области полномочий на территории Иркутской области от имени МЧС России осуществляет Главное управление МЧС России по Иркутской области, которое наделяется соответствующими правами (выступать от имени Иркутской области в качестве государственного заказчика Иркутской области на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Иркутской области в соответствии с законодательством в пределах передаваемых с настоящим Соглашением полномочий; выступать в качестве главного распорядителя средств областного бюджета в отношении ассигнований, выделяемых из областного бюджета на осуществление передаваемых МЧС России полномочий, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области и др.).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что обязательства по оплате товара по государственному контракту от 25.06.2008 N ИВ-184 должно исполнить публично-правовое образование - Иркутская область в лице Министерства финансов Иркутской области.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения не усматривается.
Руководствуясь статьёй 268, частью 1 статьи 269, статьями 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2011 года по делу N А19-767/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий: |
О.А. Куклин |
Судьи |
К.Н.Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-767/2011
Истец: ЗАО "Восточно-Сибирская процессинговая компания"
Ответчик: в лице Миниистерства РФ по делам гражданской обороны, черезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ГУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области", ГУ "17 отряд федеральной противопожарной службы по Иркутской области", Министерство финансов Иркутской области