город Москва
07 июня 2011 г. |
N 09АП-10265/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Расторгуева Е.Б.
судей Валиева В.Р., Солоповой А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Касатиной Н.М., секретарем Чернышевой А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мосгосстройнадзора
на решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2011 г.
по делу N А40-72614/10-82-621, принятое судьей Н.Я. Мысак
по иску ОАО МТТЭС "Мострансэкспедиция"
к Управлению Росреестра по Москве, Мосгосстройнадзору, Префектуре ЗАО г. Москвы
третьи лица: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, ООО "Иджен-2000"
о признании права собственности
при участии в судебном заседании:
от истца: Диденко Б.Г. (доверенность N 091 от 18.05.2011); Спиричев М.Р. (доверенность от 11.01.2011);
от ответчиков: от Управления Росреестра по Москве - не явился, извещен;
от Мосгосстройнадзора - Орлова К.А. (доверенность N 70 от 25.04.2011);
от Префектуры ЗАО г. Москвы - Ищенко А.Е. (доверенность от 16.12.2010 N СЛ17-12797/0-0-5);
от третьих лиц: от Департамента земельных ресурсов города Москвы - Давыдова Е.Ю. (доверенность от 28.02.2011);
от ООО "Иджен-2000" - Старшинов Ф.В. (доверенность от 07.12.2010);
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество МТТЭС "Мострансэкспедиция" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Мосгосстройнадзору, Префектуре ЗАО г. Москвы, Управлению Росреестра по Москве о признании права собственности на следующие законченные строительством объекты: ремонтно-вспомогательный корпус общей площадью 1 911 кв.м. по адресу: г. Москва, Проектируемый проезд 5231, д. 4, стр. 3, и контрольно-пропускной пункт общей площадью 210 кв.м. по адресу: г. Москва, проектируемый проезд 5231, д. 4, стр. 4 (с учетом изменения оснований иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент земельных ресурсов г. Москвы и общество с ограниченной ответственностью "Иджен-2000".
Решением суда от 15.02.2011 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме. Производство по делу в части требований к Управлению Росреестра по г. Москве прекращено в связи с отказом истца от требований к данному ответчику.
При этом суд исходил из того, что спорные объекты являются сооружениями вспомогательного использования и на их создание не требуется разрешение компетентного органа. Данные сооружения не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Истцом приняты все необходимые меры к легализации возведенных спорных объектов.
Мосгосстройнадзор не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный, ссылаясь на необоснованность вывода суда о том, что спорные объекты являются объектами вспомогательного назначения, получение разрешения на строительство которых не требуется; Мосгосстройнадзор не является надлежащим ответчиком по делу.
Истец представил письменные пояснения, в которых возражает против доводов апелляционной жалобы.
Ответчики - Управление Росреестра по Москве, Префектура ЗАО г. Москвы, третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебном заседании представители Префектуры ЗАО г. Москвы, Департамента земельных ресурсов г. Москвы поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель ООО "Иджен-2000" просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие ответчика - Управления Росреестра по Москве, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Исковые требования мотивированы тем, что Управление Росреестра по Москве отказало в регистрации права собственности ОАО МТТЭС "Мострансэкспедиция" на объекты недвижимости по адресам: г. Москва, Проектируемый проезд 5232, вл. 4, стр. 3, 4 ввиду того, что их строительство осуществлено без разрешения на производство строительно-монтажных работ.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Распоряжением Мосгорисполкома от 29.12.1987 г. N 3524 предусмотрено строительство грузовой автостанции на земельном участке площадью 4,2 га, расположенном в Промзоне "Очаково" по адресу: Проектируемый проезд 5231, вл. 4, для Московской товарно-транспортной экспедиции.
Впоследующем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" от 01 июля 1992 г. N 721 Московская товарно-транспортная экспедиция преобразована в результате приватизации в открытое акционерное общество МТТЭС "Мострансэкспедиция" и зарегистрирована в Московской регистрационной палате 08.12.1992 г. в реестре за N 021.079.
В соответствии с распоряжением Мосгорисполкома от 29.12.1987 г. N 3524 Управлением планировки и застройки Москомархитектуры выдано разрешительное письмо на строительство грузовой автостанции в Промзоне "Очаково" для ОАО МТТЭС "Мострансэкспедиция" (л.д. 15-17, том 4); разработана проектная документация строительства 1-й очереди строительства грузовой автостанции и согласована Мосгосэкспертизой (заключение от 30.12.1993 г. N 95-П33 МГЭ и от 01.12.1997 г. N 107-77 МГЭ).
Объекты 1-ой очереди строительства введены в эксплуатацию распоряжением заместителя Префекта ЗАО г. Москвы от 02.02.1999 г. N 127-р "Об утверждении Акта Госкомиссии по приемке в эксплуатацию АБК в составе грузовой автостанции", истцом получены свидетельства о праве собственности на данные объекты.
Проектная документация 2-ой очереди строительства грузовой автостанции предусматривала возведение на участке следующих зданий и сооружений:
3-х этажный производственно-складской корпус с офисными помещениями;
1-этажный ремонтно-вспомогательный корпус;
1-этажный контрольно-пропускной пункт;
торговые павильоны;
противопожарный резервуар;
подземно-наземные очистные сооружения ливнестоков.
По проекту строительства (2-я очередь строительства) получено положительное заключение Мосгосэкспертизы (заключение N 134-П5/01 МГЭ от 13.05.2002 г.), из которого следует, что проектная документация согласована всеми необходимыми организациями: Москомархитектурой (протокол N 13 от 19.04.2002 г. Регламента рассмотрения проектных решений Главного архитектора г. Москвы; НИиПИ Генплана г. Москвы (виза на чертеже генерального плана от 27.02.2002 г.); АПУ ЗАО г. Москвы (виза на чертеже генерального плана от 06.08.2001 г.); Центром Госсанэпиднадзора ЗАО г.Москвы (заключение от 10.09.2001 г. N 446Т); Москомприродой (заключение от 10.10.2001 г. N 5-29-829/1); УГПС ЗАО г. Москвы (письма от 03.12.2001 г. N 1939, от 26.12.2001 г. N2077, от 26.10.2001 г. N1719 и от 23.10.2001 г. N 1697); Префектурой ЗАО г.Москвы (виза на чертеже генерального плана от 18.09.2001 г.); Управой района "Очаково-Матвеевское" (виза на чертеже генерального плана от 27.08.2001 г.); ГУ по делам ГОиЧС г.Москвы (л.д. 38, 52 том 2).
В 2003 году осуществлено строительство 2-ой очереди грузовой автостанции, при этом ремонтно-вспомогательный корпус и контрольно-пропускной пункт построены с увеличением площадей указанных объектов, однако в пределах земельного участка, предоставленного на основании распоряжения Префекта ЗАО г. Москвы от 27.07.1994 г. N 819-РП для целей строительства грузовой автостанции с последующей эксплуатацией (договор аренды от 27.10.1994 г. N М-07-001192).
Впоследствии Мосгосэкспертизой также составлено положительное заключение от 07.04.2008 г.. N 4-С/П5/07 МГЭ по корректировке проекта строительства спорных объектов, из которого следует, что архитектурно-планировочные и конструктивные решения корректировки проектов спорных объектов соответствуют требованиям нормативных документов и результатам инженерных изысканий, которые выполнены в соответствии с техническими заданиями, в объеме достаточном для подготовки проектной документации и рекомендуются для утверждения и оформления документа о завершении строительства и оформления имущественных отношений истца с городом (т.2 л.д.23, 33).
Комиссией по пресечению самовольного строительства установлено, что объекты находятся в удовлетворительном состоянии, могут эксплуатироваться, в связи с чем решено Префектуре ЗАО Москвы обеспечить выпуск распорядительного документа о завершении строительства (т.4 л.д.26).
Соответствие спорных строений градостроительным нормам и правилам подтверждается техническими заключениями Москомархитектуры, заключением НИиПИ Генерального плана Москвы (т.1 л.д.41, 58, 51, 96, 112).
Спорные постройки не создают угрозу жизни и здоровью граждан, о чем свидетельствуют соответствующие заключения компетентных органов (т.1 л.д.58, 96, 113, 116, 118-119).
Из положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, которые, как правило, предназначены для обслуживания основного здания либо имеют вспомогательный характер.
В целях установления факта, являются ли спорные постройки вспомогательными сооружениями или нет, суд апелляционной инстанции предлагал лицам, участвующим в деле, провести судебную строительно-техническую экспертизу. Стороны от проведения экспертизы отказались (протокол судебного заседания от 24-31 мая 2011 г.. по настоящему делу).
Вспомогательный характер спорных объектов следует из письма ответчика (л.д. 36, том 2), оригинал которого обозревался судом апелляционной инстанции (протокол судебного заседания от 24-31 мая 2011 г.. по настоящему делу), согласно которому ремонтно-вспомогательный корпус и контрольно-пропускной пункт носят вспомогательный характер и получение разрешения на строительство указанных объектов не требуется.
При этом представленная заявителем копия письма Мосгосстройнадзора с аналогичным номером и датой, но иного содержания (л.д. 94 том 3), в котором говорится о необходимости получения разрешения на строительство, не подтверждает данные обстоятельства в силу части 6 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку подлинник письма ответчиком не представлен.
Суд апелляционной инстанции считает, что по своему функциональному назначению спорные объекты предназначены для обслуживания основного здания - грузовой автостанции.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что ремонтно-вспомогательный корпус и контрольно-пропускной пункт являются сооружениями вспомогательного использования и в силу пункта 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на их строительство не требуется.
Апелляционный суд так же обращает внимание на то обстоятельство, что в составе строительства второй очереди грузовой автостанции предусматривалось также возведение подземно-наземных очистных сооружений ливнестоков, которые построены, также являются вспомогательными объектами грузовой автостанции и на которые отдельного разрешения на строительство не выдавалось. Однако истцом получено свидетельство о государственной регистрации права 77 АБ 086447 на данные очистные сооружения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Привлечение Мосгосстройнадзора к участию в деле в качестве ответчика не противоречит закону.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.02.2011 г. по делу N А40-72614/10-82-621 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72614/2010
Истец: ОАО МТТЭС "Мострансэкспедиция"
Ответчик: ГУ Федеральной регистрационной службы РФ по г. Москве, Инспекция государственного архитектурного надзора Правительства Москвы, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, МОСГОРСТРОЙНАДЗОР, Префектура ЗАО г. Москвы, Префектура ЗАО города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Г. МОСКВЫ, Департамент земельных ресурсов города Москвы, ООО "Иджен-2000"