16 июня 2011 г. |
г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.
судей Иноземцева И.В., Малышевой Л.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А.
при участии в судебном заседании: без участия представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 22 марта 2011 года
по делу N А37-150/2011
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Дъячковой Э.Л.
по иску Департамента финансов администрации Магаданской области
к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Магаданской области
о взыскании 1 189 064 руб. 16 коп.
УСТАНОВИЛ:
Департамент финансов администрации Магаданской области (ИНН 4909032670, ОГРН 1054900016786) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Магаданской области (ИНН 4909053790, ОГРН 1024900956178) о взыскании субсидиарно за счет средств казны Российской Федерации убытков, понесенных в связи с предоставлением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности Среднеканского района, льгот по оплате за содержание жилых помещений в 2008 году в сумме 1 189 064 руб. 16 коп.
Решением от 22.03.2011 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации пользу Департамента финансов администрации Магаданской области взысканы убытки в сумме 1 189 064 руб. 16 коп.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Магаданской области просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что вступившим в законную силу решением суда по делу N А37-400/2010 с Минфина России в пользу Департамента финансов администрации Магаданской области взысканы убытки, понесенные Департаментом в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам по оплате за содержание жилых помещений в 2008 году, в том числе в указанному сумму истцом была включена сумма, перечисленная Финансовому отделу администрации Среднеканского района Магаданской области, от взыскания которой последний отказался.
Департамент в отзыве с доводами жалобы не согласился, указав на то, что Минфин России не обеспечило в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, поэтому возникшие в связи с этим убытки правомерно взысканы за счет средств казны Российской Федерации. Просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения.
В судебное заседание истец, ответчики своих представителей не направили. О времени и месте судебного разбирательства стороны извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена без участия их представителей (пункт 3 статьи 156 АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по основаниям и в порядке, предусмотренном статьями 266-271 АПК РФ, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в 2008 году Магаданская область выполняла расходные обязательства Российской Федерации в виде предоставления педагогическим работникам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Невозмещение затрат в размере 1 189 064 руб. 16 коп. по предоставлению льгот педагогическим работникам в соответствии с действующим законодательством явилось основанием для обращения Департамента финансов администрации Магаданской области в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Финансирование предусмотренных Федеральным законом льгот возложено на Российскую Федерацию в лице финансового органа -Министерства финансов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации "О Министерстве финансов Российской Федерации" от 30.06.2004 N 329).
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).
В пункте 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Министерство финансов Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели (пункт 3 Правил). Субсидии перечисляются органами федерального казначейства на балансовый счет субъекта Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством (пункты 4 и 5 Правил).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил следующее. При решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 1 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ".
Полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации другими федеральными законами, в данном случае - Законом РФ "Об образовании" (п. 5 ст. 55). Финансовое обеспечение указанных отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов РФ, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Из положений Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" и Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" следует, что распределение субвенций бюджету Магаданской области на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено:
- на 2008 год - в размере 38 820,8 тыс. руб.;
- на 2009 год - в размере 91 045,1 тыс. руб.
В законе Магаданской области "Об исполнении областного бюджета за 2008 год" от 29.07.2009 N 1175-ОЗ в приложении N 1 указано, что все поступившие в областной бюджет из федерального бюджета субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в 2008 году в размере 38 820,8 тыс. руб. освоены полностью.
Вместе с тем выделение субвенций не обеспечило фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления указанным гражданам льгот. Фактические расходы Магаданской области на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, составили 23 818 462 руб. 32 коп.
В Законе Магаданской области "Об областном бюджете на 2008 год" от 17.12.2007 N 935-03 в приложении N 1 указано распределение субвенций бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Магаданской области, в 2008 году, в размере 26 477 300 руб., в том числе: городской округ город Магадан - 3 093 000 руб., Ольский район - 4 564 000 руб., Омсукчанский район - 3 819 000 руб., Северо-Эвенский район - 892 000 руб., Среднеканский район - 1 435 000 руб., Сусуманский район - 731 300 руб., Тенькинский район - 4 208 000 руб., Хасынский рйон - 3 674 000 руб., Ягоднинский район - 4 061 000 руб.
Однако фактически в 2008 году в бюджет Среднеканского района было перечислено субвенций на общую сумму 1 189 064 руб., что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, расходными расписаниями и уведомлениями.
В соответствии со статьей 1 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ (в редакции Закона Магаданской области от 29.12.2008 N 1104-ОЗ) "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" (в редакции, действовавшей в спорный период) правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа Магаданской области пользуются:
- педагогические работники образовательных учреждений и совместно проживающие с ними члены их семей;
- вышедшие на пенсию педагогические работники образовательных учреждений, если общий стаж работы указанных лиц в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа составляет не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки, и совместно проживающие с ними члены их семей;
- члены семьи вышедшего на пенсию педагогического работника образовательного учреждения в случае его смерти при условии, что на момент его смерти они являлись неработающими пенсионерами и пользовались мерами социальной поддержки.
В статье 2 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ было установлено, что возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, производится организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, в размере: - 100 процентов платы за жилое помещение; - 100 процентов платы за освещение; - 100 процентов платы за отопление (теплоснабжение, в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления). Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета при условии поступления средств из федерального бюджета на указанные цели. Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели (статья 3 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ (в редакции Закона Магаданской области от 29.12.2008 N 1104-ОЗ).
Согласно статье 3 Закона Магаданской области от 11.06.2008 N 1011-ОЗ "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа" финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусматривается в областном бюджете в объеме средств, предоставленных из федерального бюджета на указанные цели.
Несение расходов Департаментом финансов администрации Магаданской области и, как следствие, размер причиненных убытков, подтверждаются представленными в деле платежными поручениями, расходными уведомлениями за 2008 год, отчетами муниципальных образований о расходовании субвенций, предоставляемых из областного бюджета.
Установлено, что средства для обеспечения льгот педагогическим работникам выделены из федерального бюджета в недостаточном количестве.
Меры социальной поддержки работников образовательных учреждений установлены федеральным законодательством.
Установив, что Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", суд пришел к выводу о том, что невозмещенные Департаменту финансов администрации Магаданской области расходы, возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате жилья педагогическим работникам в сумме 1 189 064 руб. 16 коп. подлежат взысканию за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Доказательств нецелевого использования субъектом Российской Федерации - Магаданской областью денежных средств (субвенций) в 2008 - 2009 годах в материалах дела не имеется.
Поскольку Минфин РФ не обеспечило в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот педагогическим работникам по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки правомерно взысканы судом за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Поскольку Российская Федерация не доказала, что обеспечила субъект Федерации - Магаданскую область соответствующими финансовыми средствами (субвенциями), в связи с чем последний, в свою очередь, не смог обеспечить целевым финансированием муниципальный бюджет, суд правомерно обязал Российскую Федерацию в лице Минфина РФ возместить понесенные истцом расходы, образовавшиеся в связи с предоставлением льготы педагогическим работникам в размере 1 189 064 руб. 16 коп. за счет средств казны Российской Федерации.
Довод заявителя о наличии правовых оснований для прекращения производства по настоящему делу по правилам пункта 2 части 1 статьи 150 АПК РФ отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку обстоятельства в доводах не нашли своего подтверждения имеющимися в деле доказательствами.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 22.03.2011, соответствуют обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, нормам процессуального и материального права, в связи с чем доводы жалобы отклоняются апелляционным судом как необоснованные.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение от 22.03.2011 по делу N А37-150/2011 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
И.В. Иноземцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-150/2011
Истец: Департамент финансов администрации Магаданской области
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Магаданской области, УФК по Магаданской области
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1947/11