Организация уплачивает в целевой бюджетный фонд компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждого нетрудоустроенного инвалида. Вправе ли она учитывать для целей налогообложения прибыли указанные расходы?
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в статье 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании статьи 13 Закона РФ от 19.04.91 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в том числе путем установления квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).
В Законе г. Москвы от 22.12.2004 N 90 "О квотировании рабочих мест" (далее - Закон N 90) определены основы квотирования рабочих мест в г. Москве для приема на работу инвалидов, несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 90 выполнением квоты для приема на работу инвалидов считается:
- либо трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, и иных категорий граждан, указанных в части 1 статьи 2 Закона N 90, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
- либо уплата ежемесячно в Целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами г. Москвы.
Однако согласно Определению Верховного суда РФ от 10.08.2005 часть 3 статьи 2 Закона N 90 признана недействующей в части слов "либо уплата ежемесячно в Целевой бюджетный фонд квотирования рабочих мест в г. Москве компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты в порядке, установленном правовыми актами г. Москвы" в отношении инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В соответствии с пунктом 20 статьи 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ часть 3 статьи 2 Закона N 90 была признана недействующей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "часть 3 статьи 2 Закона N 90" имеется в виду "часть 4 статьи 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ"
Следовательно, с 1 января 2005 года для целей налогообложения прибыли не учитываются расходы, связанные с обязательной уплатой в целевой бюджетный фонд из-за невозможности исполнения условия квотирования.
Таким образом, если организация в налоговых декларациях по налогу на прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2005-2007 годов при формировании налоговой базы учитывает расходы в сумме уплаченной компенсационной стоимости квотируемого рабочего места за каждого нетрудоустроенного инвалида, то она на основании статьи 54 НК РФ должна подать уточненные декларации за соответствующие периоды.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УФНС России по г. Москве исх. N 20-12/020737.1 от 4 марта 2008 г., подписанного заместителем руководителя Управления ФНС России по г. Москве советником государственной гражданской службы РФ 2-го класса Н.В. Прокаевой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1