17 июня 2011 г. |
Дело N А72-197/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Радушевой О.Н.
судей Липкинд Е.Я., Серовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания Холмецкой Е.А.,
от УМУП УК ЖКХ г. Ульяновска - представитель Жаров Е.В., доверенность от 22.12.2010 г.,
от МУП "ЕРКЦ" - представитель Жаров Е.В., доверенность от 01.10.2010 г.,
иные лица - не явились, извещены,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, в зале N 7 апелляционную жалобу УМУП "УК ЖКХ г.Ульяновска" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2011 года по делу N А72-197/2009 (судья Н.В. Ямщикова) по иску Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска, г. Ульяновск, к РФ в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 8 265 785 руб. 33 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1", Муниципальное
унитарное предприятие "Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска" обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, к Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с 2002 г. по 2004 г. гражданам, имеющим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 г.. "О ветеранах", Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 г.. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом N 4301-1 от 15.01.1993г. "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом N 5-ФЗ от 09.01.1997 г.. "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалером ордена Трудовой Славы", Законом Российской Федерации N 1244-1 от 15.05.1991г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", Законом Российской Федерации N 1761-1 от 18.10.1991г. "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации N 5142-1 от 09.06.1993г. "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации N1235 от 15.10.1992г. "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" в размере 8 265 785 руб. 33 коп.
Определением от 19.01.2009 г. Арбитражный суд Ульяновской области возвратил исковое заявление Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1" и Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска" истцам.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 21.04.2009 г.. определение от 19.01.2009 г. Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-197/2009 отменено, дело направлено в Арбитражный суд Ульяновской области для рассмотрения вопроса о принятии искового заявления к производству.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 08.05.2009 г. исковое заявление Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1" и Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр г.Ульяновска" принято к производству.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.06.2009 г.. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2009 г. принят отказ Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр города Ульяновска" от иска в полном объеме. Производство по делу в части обращения Муниципального унитарного предприятия "Единый расчетно-кассовый центр города Ульяновска" к Министерству финансов Российской Федерации, Департаменту социальной защиты населения администрации Ульяновской области о взыскании 8 265 785 руб. 33 коп. прекращено.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 24.06.2009 г.. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Муниципальное унитарное предприятие "Единый расчетно - кассовый центр г. Ульяновска".
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.07.2009 г.. удовлетворено ходатайство истца об изменении предмета исковых требований, истец просит взыскать с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации 8 265 785 руб. 33 коп. - убытки.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.08.09г. исковые требования Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1" оставлены без удовлетворения, с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 26 328 руб. 93 коп.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2009 г.. решение суда первой инстанции от 25.08.2009 г.. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области, передано на новое рассмотрение судье Ямщиковой Н.В.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.03.2010 г. суд удовлетворил ходатайство Министерства финансов Российской Федерации о приостановлении производства по делу, приостановил производство по делу N А72-197/2009 до результатов рассмотрения дела о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.09г. по делу N А72-197/2009.
Определением от 05.04.2010 г.. производство по делу возобновлено в связи с отказом в передаче дела N А72-197/2009 Арбитражного суда Ульяновской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 24.12.2009 г.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2011 года по делу N А72-197/2009 оставлены без удовлетворения ходатайство истца о назначении экспертизы и приостановлении производства по делу по делу, исковые требования, взыскано с Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства города Ульяновска" (ИНН 7325047501, ОГРН 1047300988855) в доход федерального бюджета госпошлина в сумме 32 021 (тридцать две тысячи двадцать один) рубль 63 копейки.
Не согласившись с принятым решением суда Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2011 года по делу N А72-197/2009, УМУП "УК ЖКХ г.Ульяновска" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству на 26 мая 2011 года 10 часов 30 минут, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 АПК РФ.
Определение суда апелляционной инстанции от 26 мая 2011 года судебное заседание был отложено на 09 июня 2011 года, в связи с необходимостью представления заявителем апелляционной жалобы письменных пояснений.
В судебном заседании 09 июня 2011 года представитель Жаров Е.В. от УМУП УК ЖКХ г., от МУП "ЕРКЦ" поддержал доводы апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в дополнительных пояснениях по делу.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии с требованиями ст.123, 156 АПК РФ.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает подлежащим отмене решение суда Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2011 года по делу N А72-197/2009 по основаниям, предусмотренным ст. 268-270 АПК РФ.
Из материалов дела усматривается, что Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1" (правопредшественник истца) создано 25.05.2004 г. (свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица серии 73 N 000750774 (т.2 л.д.25).
Согласно п. 2.2 Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1" основными видами деятельности предприятия, в том числе, являются:
- оказание услуг по эксплуатации и функционированию жилищного фонда, в
соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации;
- производство текущего и капитального ремонта жилищного фонда;
- оказание коммунальных и других платных услуг населению;
- производство расчета и сбора платы за найм, техническое обслуживание и
предоставленные коммунальные услуги населению, собственникам и арендаторам нежилых
помещений, в том числе просроченной задолженности (т.2 л.д.33-40).
Согласно п.1.6. Устава Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1" в структуру предприятия входят следующие участки по эксплуатации и функционированию жилищного фонда: ЖЭУ N 5, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Аблукова, 41; ЖЭУ N 7, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Московское шоссе, 53; ЖЭУ N 8, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Лихачева, 2а; ЖЭУ N 17, расположенный по адресу: г. Ульяновск, пр. Полбина, 26а; ЖЭУ N 23, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Пожарского; участок по техническому обслуживанию, эксплуатации и ремонту инженерных сетей жилого фонда, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ул. Октябрьская, 53а; аварийно-диспетчерская служба, расположенная по адресу: г.Ульяновск, ул. Октябрьская, 53а.
Из материалов дела следует, что истец на основании договора от 01.06.2004 г.. N 0042 с Комитетом ЖКХ и энергетики Администрации (мэрии) г.Ульяновска о передаче жилого фонда в управление заключил договоры на приобретение u1082 коммунальных ресурсов и услуг N 521 от 17.06.2004 г. с МУП "Городской теплосервис", N 102 от 01.06.2004 г. с ИП Н.И. Охотниковым (на вывоз ТБО) и осуществлял в 2004 г. предоставление коммунальных услуг потребителям в Засвияжском районе г. Ульяновска, в том числе гражданам, имеющим льготы по оплате коммунальных услуг.
01.06.2004 г. между Ульяновским муниципальным унитарным предприятием "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье-1" (Принципал) и Муниципальным унитарным предприятием "Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска" (Агент) был заключен агентский договор N 262д, на основании которого Агент обязуется по поручению Принципала от его имени и за его счет совершать следующие юридические действия: осуществлять начисления физическим лицам, проживающим в домах муниципального жилищного фонда (Приложение N 1), за содержание и ремонт (включая капитальный) мест общего пользования, вывоз ТБО (по всем участкам), санитарная очистка (выгребные ямы), за отопление жилых домов (от всех теплоисточников), горячее водоснабжение (от всех источников), пользование коллективными антеннами и ПЗУ, пользование электроэнергией (в домах с общим учетом), пользование лифтов, за водоснабжение и водоотведение по тарифам, утвержденным Городской Думой г. Ульяновска и прием платы от населения за вышеперечисленные услуги с последующим перечислением этих денежных средств Принципалу.
В течении 2004 г. Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Засвияжского района "Засвияжье - 1" несло расходы по приобретению коммунальных ресурсов и по оплате услуг подрядчиков, в то же время перечисляемые Муниципальным унитарным предприятием "Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска" средства. Истец полагает, что указанные суммы полностью не покрывали затраты.
По сведениям истца, ему не была возмещена стоимость коммунальных услуг, предоставленных гражданам-льготникам в 2004 г. В связи с чем, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании убытков в размере 9 404 325 руб. 99 коп., возникших в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг в период июня по декабрь 2004 г. гражданам, имевшим право на использование соответствующих льгот и мер государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 г.. "О ветеранах", Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 г.. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом N 4301-1 от 15.01.1993г. "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Федеральным законом N 5-ФЗ от 09.01.1997 г.. "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Законом Российской Федерации N 1244-1 от 15.05.1991г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", Законом Российской Федерации N 1761-1 от 18.10.1991г. "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации N 5142-1 от 09.06.1993г. "О донорстве крови и ее компонентов", Указом Президента Российской Федерации N1235 от 15.10.1992 г. "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом ли договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закон у или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. ст. 14 - 23 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции, действовавшей в 2004 г.) ветераны всех категорий имеют право на оплату в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов) газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции закона от 23.12.2003 г.) порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
В соответствии с Законом Российской Федерации N 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей в 2004 г.) гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, предоставляется скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.
В силу ст. 5 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей в 2004 г.) финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.
Законом Российской Федерации от 09.06.1993 г. N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" предусмотрено снижение до 50 % размера оплаты коммунальных услуг отдельным категориям доноров.
В соответствии с Правилами предоставления и расходования в 2004 году субвенций, выделяемых из фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.08.2004 г. N 426 расходы, связанные с реализацией статьи 11 Закона, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на 2004 год (далее - субвенции).
Федеральным законом от 24.11.1995 г.. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).
Федеральным законом N 4301-1 от 15.01.1993г. "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" предусмотрено освобождение Героев, полных кавалеров ордена Славы и совместно проживающих с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) и оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление, а в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и другие коммунальные услуги), платы за пользование вневедомственной охранной сигнализацией жилья независимо от вида жилищного фонда. Указанные льготы независимо от даты смерти (гибели) Героя или полного кавалера ордена Славы предоставляются его вдове (вдовцу), родителям и сохраняются за указанными лицами.
В соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 09.01.1997 г.. "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы имеют право на льготы, предусмотренные статьями 2-61 настоящего Федерального закона, или на ежемесячную денежную выплату в порядке и размере, установленных статьей 62 настоящего Федерального закона, и льготы, предусмотренные частью 2 настоящей статьи. Статьей 3 указанного закона предусмотрено освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними членов их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) в домах независимо от вида жилищного фонда, а также освобождение Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и проживающих совместно с ними нетрудоспособных членов их семей от оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, центральное отопление).
Законом Российской Федерации N 1761-1 от 18.10.1991г. "О реабилитации жертв политических репрессий" предусмотрено, что реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются u1082 компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации. Согласно пункту "ж" статьи 16 Закона (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ) реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных законодательством.
Согласно статьи 17 Закона порядок выплаты денежных компенсаций, их перерасчета, предоставления льгот, возврата конфискованного имущества или возмещения его стоимости, порядок восстановления других прав реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам, подлежат компенсации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением понесенных расходов из федерального бюджета.
Пунктами 1, 2 Указа Президента Российской Федерации N 1235 от 15.10.1992 г. "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзника ми в период Второй мировой войны" предусмотрено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Льготы, указанные в пункте 1 настоящего Указа, предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В соответствии с п. 18 Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 22.06.2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 г.. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г..) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г..), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализм а в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 г.. N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, обязанность по возмещению истцу платы, не полученной от льготных категорий потребителей за период с июня по декабрь 2004 г. должна быть возложена на Российскую Федерацию.
Ответчик заявил о применении срока исковой давности, считая, что срок исковой давности истек.
Истец считает, что имел место перерыв течения срока исковой давности в связи с тем, что ответчик, в течении срока исковой давности совершил действия, свидетельствующие о признании долга.
Согласно ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 Гражданского кодекса РФ).
Возмещение расходов, установленных федеральным законом, осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет.
В соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год исполнение бюджета за соответствующий финансовый год предусмотрено в течение всего года. Узнать о том, что денежных средств на возмещение расходов льготной категории граждан недостаточно, Предприятие могло по истечении соответствующего финансового года, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Согласно ст. 203 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Следовательно, течение срока исковой давности по возмещению платы, не полученной истцом от льготных категорий в 2004 г.., начинается с 25.08.06г., срок исковой давности истекает 25.08.10г. На момент обращения истца с иском в суд 12.01.2009 года срок исковой давности не истек.
Суд первой инстанции не учел, что ответчиком совершались действия, свидетельствующие о признании долга за указанный период, в связи с чем, течение срока исковой давности прервано, подтверждается платежными поручениями N 543 от 04.07.2006 г, N 481 от 25.08.2006 г., N653 от 27.07.2006 г., N544 от 04.07.2006 г., N567 от 05.07.2006 г., N568 от 05.07.2006 г., N569 от 05.07.2006 г.
Вышеперечисленные платежные документы подтверждают систематическое совершение действий, свидетельствующих о перерыве срока исковой давности и погашении суммы причиненного убытка.
При этом самим ответчиком не оспаривается тот факт, что перечисленными платежными поручениями погашались обязательства Российской Федерацией.
Суд первой инстанции необоснованно посчитал данное обстоятельство недоказанным и не дал ему правовую оценку вопреки позиции, изложенной в Постановлении ФАС ПО от 24.12.2009 г. по настоящему делу.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает необходимым Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2011 года по делу N А72-197/2009 отменить, требования истца удовлетворить в заявленном размере, поскольку расчет не оспорен.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ, расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.02.2011 года по делу N А72-197/2009.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования УМУП "УК ЖКХ г.Ульяновска" удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации 8 265 785 руб. 33 коп. убытков.
Возвратить УМУП "УК ЖКХ г.Ульяновска" государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.Н. Радушева |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-197/2009
Истец: МУП "Единый расчетно-кассовый центр", УМУП "УК ЖКХ города Ульяновска", УМУП "Управляющая компания ЖКХ г. Ульяновска", УМУП УК ЖКХ Засвияжского района Засвияжье-1
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, РФ В ЛИЦЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ
Третье лицо: Департамент социальной защиты населения администрации Ульяновской области, Департамент социальной защиты населения Ульяновской области по г. Ульяновску, Министерство финансов Ульяновской области, МУП "Единый расчетно-кассовый центр г. Ульяновска", МУП "Единый расчетно-кассовый центр", Мэрия г. Ульяновска, Мэрия города Ульяновска, ООО "Ульяновская региональная компания по реализации газа", Финансовое управление мэрии г. Ульяновска, СПИ МОСП по исп особых крупных производств УФССП по Ульяновской области Карпец Е. Н., Управление Федерального Казначества по Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10550/12
17.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2184/10
27.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8863/11
17.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4262/11
05.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2184/10
11.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2184/10
24.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А72-197/2009