г. Москва |
Дело N А40-151073/10-153-1049 |
16 июня 2011 г. |
N 09АП-11455/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.А. Свиридов
судей И.В. Бекетова, Э.В. Якутов
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по г.Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2011 г.. по делу N А40-151073/10-153-1049, судьи Кастальской М.Н.,
по заявлению ЗАО "Киевская площадь"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г.Москве
о признании недействительным решения и предписания,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Середа Е.А. по дов. от 08.06.2011 г.., паспорт 45 03 489604; Сливина Е.В. по дов. от 08.06.2011 г.., паспорт 46 06 693355:
от ответчика: Нарышкина М.В. по дов. от 31.12.2010 г.., уд. N 2415; Сидорова Я.И. по дов. от 31.05.2011 г.., уд. 2473;
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Киевская площадь" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения УФАС по г.Москве (далее административный орган) от 24.11.2010 г.. N АТ/21620 и предписания УФАС по г. Москве от 24.11.2010 г.. N АТ/21621.
Решением от 10.03.2011 г.. суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. В обоснование данного решения суд указал, что административным органом не доказан факт нарушения Обществом пункта 7 части 2 статьи 21 Федерального закона "О рекламе" (далее Закон о рекламе).
Не согласившись с решением, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и отказать в удовлетворении заявленных требований. Считает, что ледовый комплекс "Европейский Каток" является спортивным сооружением, на котором проводятся спортивные мероприятия, таким образом, распространение ЗАО "Киевская площадь" рекламы алкогольной продукции - ирландского виски "BUSHMILLS IRISH WHISKEY*" по адресу: г.Москва, пл.Киевского вокзала, д.2, в Торгово-Развлекательном Центре "Европейский", является ненадлежащим и нарушает п.7 ч.2 ст.21 Закона о рекламе.
ЗАО "Киевская площадь" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании административный орган доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в ней, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Общество в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласно, считает ее необоснованной, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266, 268, 269 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 31 августа 2010 г.. Комиссией УФАС по г.Москве на основании докладной записки N 39 по проведению проверки наружной рекламы на территории г.Москвы от 13.08.2010 г.., составленной отделом контроля за рекламной деятельностью и пресечения недобросовестной конкуренции УФАС по г.Москве возбуждено производство по делу N08-04/21-230/10 в отношении ЗАО "Киевская площадь" по признакам нарушения законодательства о рекламе.
10 ноября 2010 г.. комиссией УФАС по г.Москве по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства вынесено решение, которым признано ненадлежащим размещение рекламы алкогольной продукции - ирландского виски "BUJSMILLS IRISH WHISKEY*", размещенной по адресу: г.Москва, пл.Киевского вокзала, д.2, в Торгово-Развлекательном Центре "Европейский" в виду нарушения требований п.7 ч.2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе".
ЗАО "Киевская площадь" выдано предписание N 72 от 10.11.2010 г.., которым ЗАО "Киевская площадь" предписано в десятидневный срок со дня получения предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: прекратить распространение рекламы алкогольной продукции - ирландского виски "BUSMILLS IRISH WHISKEY", размещенной по адресу: г.Москва, пл.Киевского вокзала, д.2, в ТРЦ "Европейский" с нарушением требований п.7 ч.2 ст.21 Закона о рекламе.
Полагая, что указанное решение УФАС по г. Москве от 24.11.2010 г.. по делу N АТ/21620 и предписание от 24.11.2010 г. N АТ/21621 незаконны и нарушают права и законные интересы заявителя, ЗАО "Киевская площадь" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что административным органом не доказан факт нарушения Обществом пункта 7 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ, ст.13 ГК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данного акта закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно п.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному Постановлением Правительства от 30.06.2004 г.. N 331 (далее - Положение), Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в рамках своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства.
В силу ст.33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно ч.3 ст.36 данного Закона предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подлежит исполнению в срок, который указан в предписании.
Исходя из изложенного, оспариваемое решение и предписание вынесено УФАС по г.Москве в рамках предоставленных ему полномочий, установленных п.1 Положения, а также в рамках компетенции, возложенной на антимонопольный орган ст.ст. 33 - 36 Закона о рекламе.
Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, а под объектом рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Ненадлежащей признается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
Исходя из пункта 7 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, реклама алкогольной продукции не должна размещаться в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.
В силу части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за несоблюдение требований, в том числе части 2 статьи 21 этого Закона, несет рекламораспространитель, то есть лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме, с использованием любых средств (пункт 7 статьи 3 Закона о рекламе).
В обосновании законности оспариваемого решения, административным органом указано на распространение заявителем ненадлежащей рекламы ирландского виски "BUSHMILLS IRISH WHISKEY" по адресу: г.Москва, пл.Киевского вокзала, д.2, в Торгово-Развлекательном Центре "Европейский" в нарушении п. 7 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.
Данный довод суд апелляционной инстанции не может принять как обоснованный.
Так, согласно понятию, изложенному в пункте 17 статьи 2 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее Федеральный закон) спортивным сооружением признается инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона вид спорта - часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование.
Спортивной дисциплиной является часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов, программ спортивных соревнований (п.15 ст.2 Федерального закона).
В соответствии со ст.21 Федерального закона признанные в Российской Федерации в установленном порядке виды спорта и спортивные дисциплины включаются во Всероссийский реестр видов спорта. Порядок признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта, порядок его ведения определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ст.21 Федерального закона и Постановления Правительства РФ от 29.05.2008 г.. N 408, утвердившего Положение о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ был издан Приказ от 02.02.2009 г.. N 20 "Об утверждении Порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения".
Указанный Приказ устанавливает требования к виду спорта, спортивной дисциплине, подлежащей признанию, процедуру признания видов спорта, спортивных дисциплин, а также состав сведений, включаемых во Всероссийский реестр видов спорта, процедуру включения видов спорта, спортивных дисциплин в Реестр и внесения изменений в Реестр (п. 1 Приказа). Приказом определены цели официального признания вида спорта и спортивной дисциплины (п.п.2, 3); орган, уполномоченный принимать "решение о признании", - Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ (п.п.16, 17); последствия признания вида спорта и спортивной дисциплины - включение во Всероссийский реестр видов спорта (Раздел V).
Каждому виду спорта и спортивной дисциплине согласно п.9 Приказа присваивается код вида спорта и код спортивной дисциплины соответственно, о чем во Всероссийском реестре видов спорта производится реестровая запись.
Действительно, фигурное катание на коньках можно рассматривать как спорт, в
соответствии с Всероссийским реестром видов спорта, утвержденным Приказом Госкомспорта России от 15.01.2004 г.. N 22.
Между тем, согласно понятию, изложенному в пункте 17 статьи 2 Федерального закона спортивным сооружением признается инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы.
Статьей 37 Федерального закона установлено, что объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры, которые могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц. Размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами. Проектирование и строительство объектов спорта осуществляются с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта.
Норма п.8 ст.37 Федерального закона определяет целевое назначение спортивных сооружений: данные объекты спорта могут использоваться только для проведения физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, культурных мероприятий и для обслуживания указанных мероприятий
Требования п.2 ст.10 Федерального закона установленные для физкультурно-спортивных организаций, которые в качестве своей деятельности участвуют в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди различных групп населения, создают условия для охраны и укрепления здоровья спортсменов и других участвующих в спортивных соревнованиях и учебно-тренировочных мероприятиях лиц, обеспечивают спортсменам и тренерам необходимые условия для тренировок, а также иным образом содействуют этим лицам в достижении высоких спортивных результатов, на ЗАО "Киевская площадь" не распространяются.
Кроме того, перечень ледовых катков, являющихся спортивными сооружениями, приведен в Приложении к Приказу Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 16 апреля 2010 г.. N 365 "Об утверждении Норм расходов средств на проведение физкультурных и спортивных мероприятий, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий", в соответствии с которым, к спортивным сооружениям относятся: ледовый дворец спорта; ледовый тренировочный каток; ледовый стадион, конькобежная дорожка с искусственным льдом.
В настоящем случае, факт распространения рекламораспространителем ЗАО "Киевская площадь" на 6 этаже торгово-развлекательного центра "Европейский" рекламы алкогольной продукции - ирландского виски "BUSHMILLS IRISH WHISKEY*" на основании договора N 015/12 ПР от 15.12.2009 г.. подтвержден материалами дела и ЗАО "Киевская площадь" не оспаривается.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что к деятельности ЗАО "Киевская площадь" положения Федерального закона применяться не могут.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ледовый комплекс "Европейский Каток" является спортивным сооружением, на котором проводятся спортивные мероприятия.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что ледовый комплекс "Европейский Каток" не является ни ледовым дворцом спора, ни ледовым тренировочным катком, ни ледовым стадионом, не имеет конькобежной дорожки, что также свидетельствует о том, что данный объект не является спортивным сооружением.
В силу ст.134 ГК РФ здание Торгово-Развлекательного Центра "Европейский" являются сложной вещью и представляет собой единый объект торгово - развлекательного назначения.
Довод административного органа о том, что при посещении ледового комплекса "Европейский Каток", ЗАО "Киевская площадь" представляет возможность проведения индивидуальных занятий с тренером, то есть компонент физической культуры не может быть принят как правомерный, поскольку данный факт не изменяет целевого назначения Торгово-Развлекательного Центра "Европейский", ледовый комплекс "Европейский Каток" создан для отдыха и развлечения посетителей и покупателей.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что на 7 этаже ТРЦ "Европейский" реклама "BUSHMILLS IRISH WHISKEY" не распространялась, место распространения рекламы "BUSHMILLS IRISH WHISKEY" 6 этаж, ледовый каток расположен на 7 этаже ТРЦ "Европейский", при этом указанные объекты в виде катка и рекламы были расположены именно на разных этажах, визуально с 7 этажа, на котором расположен каток, реклама не просматривалась, расстояние в 13 метров отражает именно расстояние, требующее спуск на иной этаж
Исходя из изложенного, вывод суда первой инстанции о недоказанности УФАС по г. Москве в действиях ЗАО "Киевская площадь" нарушений пункта 7 части 2 статьи 21 Закона о рекламе является законным и обоснованным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24.11.2010 г.. N АТ/21620 и выданного на его основании предписания от 24.11.2010 г.. N АТ/21621, поскольку указанные акты не соответствуют действующему законодательству, а также нарушают права и законные интересы ЗАО "Киевская площадь".
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается, поскольку приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда и не могут повлечь его безусловную отмену.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.266, 268, 269 и 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2011 г.. по делу N А40-151073/10-153-1049 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья: |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151073/2010
Истец: ЗАО "Киевская площадь"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11455/11