17 июня 2011 г. |
г. Хабаровск |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей: Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явились
от фонда: Журавлевой Е.В., представителя по доверенности от 29.12.2010 N 77;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11)
на решение от 11.04.2011
по делу N А73-439/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривал судья Леонов Д.В.
по заявлению Федерального государственного учреждения комбината "Снежный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу
о признании недействительным решения Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) от 15.122010 N 187
Федеральное государственное учреждение комбинат "Снежный" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу (ОГРН 1022700834111, 682730, Хабаровский край, Солнечный район, п.Хурмули, далее - заявитель, комбинат, учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ) о признании незаконным решения Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 11) (далее - отделение ФСС, фонд) от 15.12.2010 N 187 "О непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого налога на цели обязательного социального страхования" в части непринятия к зачету суммы 66 585 рублей 22 копеек.
Решением суда от 11.04.2011 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой в Шестой арбитражный апелляционный суд, в которой полагает решение отменить, как вынесенное с неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В частности, заявитель жалобы считает, что судом сделан неправильный вывод об отсутствии нарушений порядка выдачи листков нетрудоспособности.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя жалобы настаивал на отмене состоявшегося по делу судебного акта.
В представленном отзыве учреждение доводы апелляционной жалобы отклонило, считая их несостоятельными, просило решение первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, жалобу - без удовлетворения. Ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Заслушав представителя фонда, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в ходе документальной выездной проверки ФГУ комбинат "Снежный", проведенной филиалом N 1 ГУ ХРО ФСС на основании решения от 19.10.2010 N 303, установлено, что комбинатом приняты к осуществлению выплат по временной нетрудоспособности листки нетрудоспособности: серия ВЖ N 6904230 - (263,72 руб.), серия ВЖ N 6904297 - (1 914,22 руб.), серия ВЖ N 6906032 - (1 594,08 руб.), серия ВЖ N 6906014 - (3 989,44 руб.), серия ВЖ N 6906011- (4 112,36 руб.), серия ВЖ N 6906064 - (7 382,60 руб.), серия ВО N 1852533 - (3 076,85 руб.), серия ВО N 1884742 - (3 510,09 руб.), серия ВО N 1884717 - (4 079,40 руб.), серия ВО N 1884787 - (5 076,28 руб.), серия ВО N 1884789 - (7 320,71 руб.), серия ВО N 1884754 - (9 510,45 руб.), серия ВУ N 4913159 - (5 076,99 руб.), серия ВУ N 4913164 - (3 641,27 руб.), серия ВХ N 7987513 - (5 200,20 руб.), серия ВХ N 8040652 - (1 191,28 руб.). При этом выявлено, что указанные листки выданы с нарушением пункта 2 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2008 N 514. По результатам проверки составлен акт от 22.11.2010 N303с/с.
На основании изложенных обстоятельств, указанные листки нетрудоспособности не были приняты фондом к зачету как расходы, произведенные страхователем-плательщиком единого социального налога с нарушением требований законодательства и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке.
15.12.2010 филиалом N 11 ГУ ХРО ФСС принято решение N 187 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования
Полагая, что фонд необоснованно отказал в принятии к зачету расходов в сумме 66 585,22 руб., комбинат обратился арбитражный суд с соответствующим заявлением. В части непринятия к зачету расходов в сумме 263,72 руб. по листку нетрудоспособности серии ВЖ N 6904230 решение отделения ФСС страхователем не оспаривается.
Согласно статьям 7 и 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов страховых рисков является временная нетрудоспособность, страховым обеспечением которого определено пособие по временной нетрудоспособности. Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона), в связи с чем Фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение (подпункт 2 пункта 2 статьи 11 Закона).
В статье 3 ФЗ от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" закреплено, что финансирование таких пособий осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ. Страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона).
Основы правового статуса личности в Российской Федерации установлены Конституцией Российской Федерации, в силу статьи 39 которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, социальные пособия устанавливаются законом. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 1 ФЗ от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, в том числе вследствие заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей) и других событий.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514 утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, согласно пунктам 1, 2, 5 которого документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Листок нетрудоспособности выдают лечащие врачи медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, включая работы (услуги) по экспертизе временной нетрудоспособности.
Судом установлено, что работодатель-страхователь - ФГУ "Снежный" принял к осуществлению выплат по временной нетрудоспособности листки нетрудоспособности, выданные его работникам в связи с наступлением страховых случаев.
Факт нахождения работников предприятия на амбулаторном лечении в периоды, указанные в листках нетрудоспособности, размеры страхового обеспечения, рассчитанные и выплаченные страхователем застрахованным лицам, и предоставленные страхователем в органы ФСС, страховщиком ни в акте, ни в оспариваемом решении, ни представителями фонда в судебном заседании не оспаривался.
Территориальный орган страховщика в оспариваемом решении указал на необоснованность принятия к зачету страховых выплат ввиду предъявления в качестве оснований для такой выплаты документов (листков нетрудоспособности), выданных врачом лечебной амбулатории п.Хурмули Совбан Н.Н., не имеющей профессиональной подготовки по специальности "терапия". В части листка нетрудоспособности серии ВУ N 4913164 отделение ФСС помимо вышеприведенных доводов указало, что данный листок выдан с нарушением пункта 12 Порядка, а именно единовременно на срок свыше 10 дней.
Между тем, отказывая в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования фонд не учел следующего.
Приказ, утвердивший названный выше Порядок, зарегистрирован в Минюсте России лишь 13.11.2007. Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, положения данного Порядка не распространяются на листки нетрудоспособности серия ВЖ N 6904297, серия ВЖ N 6906032, серия ВЖ N 6906014, серия ВЖ N 6906011, серия ВЖ N 6906064, выданные в период май - июль 2007 года. В указанный период порядок выдачи листков нетрудоспособности регулировался Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома РФ N 206 и Постановлением ФСС РФ от 19.10.1994 N 21 (далее - Инструкция), соответствии которой документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим временное освобождение от работы (учебы), является листок нетрудоспособности, право на выдачу которого имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы нетрудоспособности (пункты 1.1 и 1.3 Инструкции).
Остальные листки нетрудоспособности выданы в период с мая 2008 года по декабрь 2009 года, т.е. в период действия Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2008 N 514.
Из материалов дела усматривается, что в период выдачи спорных листков нетрудоспособности, Муниципальное учреждение здравоохранения "Солнечная центральная районная больница" имела лицензию на медицинскую деятельность: Г N 879066 со сроком действия с 23.08.2002 до 23.08.2007, N 27-01-000420 со сроком действия с 13.09.2007 по 13.09.2012, включая работы по экспертизе временной нетрудоспособности врачебной амбулаторией п. Хурмули.
Факт наличия соответствующей лицензии у лечебного учреждения не оспаривался в судебном заседании и представителем фонда.
Согласно изложенным выше нормам права, лечащий врач врачебной амбулатории п. Хурмули, при наличии у лечебного учреждения соответствующей лицензии, вправе выдавать листки нетрудоспособности при установлении факта возникновения временной нетрудоспособности, зафиксированного в соответствующей медицинской документации.
Доказательств того, что Совбан Н.Н. не являлась лечащим врачом, либо не вправе была выдавать листки нетрудоспособности по причине отсутствия установленного факта наступления временной нетрудоспособности, фондом в установленном порядке не представлено, как не представлено и доказательств того, что заболевания, в связи с которыми выданы спорные листки нетрудоспособности не относились к специализации Совбан Н.Н.
Доводы заявителя апелляционной жалобы в данной части судом апелляционной инстанции отклоняются как не основанные на материалах дела.
По эпизоду непринятия к зачету расходов на обязательное социальное страхование в сумме 3 641,27 руб. по листку нетрудоспособности серии ВУ N 4913164 по причине нарушения при его оформлении пункта 12 Порядка арбитражный суд приходит к следующему.
Как следует из указанного листка нетрудоспособности, он выдан Цыслову Э.А. с периодом освобождения от работы с 21.08.2009 по 31.08.2009, т.е. на срок 11 дней.
В силу пункта 12 Порядка при амбулаторном лечении заболеваний (травм), отравлений и иных состояний, связанных с временной потерей гражданами трудоспособности, медицинский работник единолично выдает листок нетрудоспособности единовременно на срок до 10 календарных дней (до следующего осмотра гражданина медицинским работником) и единолично продлевает его на срок до 30 календарных дней.
Именно ссылками на указанную норму Отделение ФСС обосновывает свои доводы о правомерности непринятия к зачету расходов по листку нетрудоспособности серии ВУ N 4913164.
Между тем, принимая во внимание только положения пункта 12 Порядка фондом, не было учтено то, что, согласно требованиям статей 49, 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1999 N 5487-1, лечащий врач единолично выдает листок нетрудоспособности сроком до 30 дней. Таким образом, положения данного пункта Пордяка фактически дополняют нормы, установленные Федеральным законом - Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан.
При таких обстоятельствах и, с учетом статей 49, 58 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, апелляционная инстанция находит правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии у фонда социального страхования правовых оснований для непринятия к зачету спорной суммы, выплаченной предприятием по листку нетрудоспособности.
Кроме того, необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Статьей 20 названных Основ законодательства установлено право граждан при заболевании, утрате трудоспособности на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что наступление страховых случаев по спорным больничным листам имело место, что не отрицается фондом социального страхования. Данные листки нетрудоспособности оформлены на бланке установленного образца, имеют подпись врача, печать медицинского учреждения.
В связи с чем апелляционная инстанция полагает, что выплата предъявленных к возмещению расходов не повлечет нарушения прав фонда, выдача больницей в спорном порядке листков нетрудоспособности не свидетельствует о нарушении прав фонда социального страхования и причинении ему убытков, поскольку не доказан факт выдачи листков нетрудоспособности при отсутствии страховых случаев.
С учетом изложенного, решение ФСС о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, 15.12.2010 N 187 в части непринятия к зачету суммы 66 585, 22 руб. обоснованно признано незаконным.
Положения норм материального права, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение правильность выводов суда по данному делу, в связи с чем доводы жалобы не могут быть приняты во внимание. Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно установлены фактические обстоятельства, оценены имеющиеся в деле доказательства. Нарушения норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.04.2011 по делу N А73-439/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В.Гричановская |
Судьи |
Е.И.Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-439/2011
Истец: ФГУ комбинат "Снежный" Росрезерва, ФГУ комбинат "Снежный" Управление Федерального агентства по государственным резервам по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Хабаровское региоотделение ФСС РФ Филиал N 11, Филиал N 11 Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
Третье лицо: ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-2229/11