г. Вологда
14 июня 2011 г. |
Дело N А13-1107/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Контакт" Павловой А.А. по доверенности от 06.06.2011; от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области Сальниковой М.Н. по доверенности от 10.04.2009, Сальниковой Т.В. по доверенности от 10.03.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 апреля 2011 года по делу N А13-1107/2011 (судья Логинова О.П.),
установил
закрытое акционерное общество "Контакт" (г. Вологда, ИНН 3525153700, ОГРН 1053500107870; далее - ООО "Контакт", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (далее - управление, Росприроднадзор) по отказу в возврате излишне уплаченных платежей за периоды: 3 и 4 кварталы 2007 года, 1-4 кварталы 2008 года, 1-4 кварталы 2009 года, 1 и 2 кварталы 2010 года в общей сумме 134 080 рублей 24 копейки, а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов, принять решение о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду за спорные периоды в указанной сумме.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 14 апреля 2011 года заявленные требования общества удовлетворены.
Управление с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что лица, осуществляющие хранение отходов в специализированных контейнерах на площадках или в специализированных помещениях в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению ответчика, ООО "Контакт" является таким лицом, следовательно, оснований для возврата внесенных им платежей за негативное воздействие на окружающую среду в рассматриваемом случае не имеется.
Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании не согласился с жалобой, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество за 3 и 4 кварталы 2007 года, за 1-4 кварталы 2008 года, за 1-4 кварталы 2009 года, за 1 и 2 кварталы 2010 года представляло расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору и перечислило данные платежи за указанные периоды в общей сумме 134 080 рублей 24 копеек, что подтверждается представленными платежными поручениями (том 1 листы дела 73, 85, 126, 141; том 2 листы дела 6, 23, 40, 57, 74) и не оспаривается управлением.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" и постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" ответчику переданы функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы, в том числе и по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с этим 13.11.2010 заявитель представил в Росприроднадзор уточненные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за названный периоды, в которых отразил нулевые показатели, и предъявил ответчику заявление о возврате излишне уплаченных денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду.
Управление отказало в возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду и предложило обществу представить расчет платы за негативное воздействие за 3 квартал 2010 года (письмо от 13.12.2010 N 07-16/2562).
Мотивируя отказ в возврате спорных платежей, ответчик указал на то, что общество, являясь собственником отходов, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. В 2009 году Северным управлением Ростехнадзора для ООО "Контакт" утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение. Общество представляло расчеты платы, вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду, тем самым подтверждало факт оказания негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности.
Посчитав, что отказ в возврате уплаченных сумм за негативное воздействие на окружающую среду не является законным, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) закреплено, что негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 названного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Пунктом 2 данной статьи установлено, что размещение отходов производства и потребления относится к видам негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в том числе и за размещение отходов.
Взимание платы за загрязнение окружающей природной среды с природопользователей, осуществляющих размещение отходов, предусмотрено также пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей внесению по итогам отчетного периода, - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344.
Основным видом деятельности общества является организация общественного питания, деятельность ресторанов и кафе. В процессе осуществления предпринимательской деятельности общества образуется мусор бытовых помещений несортированный, пищевые отходы, мусор при уборке территорий и другие твердые бытовые отходы 4 и 5 классов опасности, что не оспаривается обществом.
Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Данный Закон определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, отходы производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду могут быть размещены только на специальных объектах, в местах, определенных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на основании выданных ими разрешений.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что ООО "Контакт" использует мусорные контейнеры, расположенные по адресу: город Вологда, улица Ленинградская, дом 89.
При этом, как следует из пояснений представителя общества и не оспаривается ответчиком, заявителю принадлежит только сам контейнер, площадка, на которой он установлен, ООО "Контакт" не принадлежит, земельный участок, занятый этой площадкой, находится в муниципальной собственности и на каком-либо праве за заявителем не закреплен.
Как усматривается в материалах дела, в проверяемых периодах у общества были заключены договоры на оказание услуг по вывозу и размещению твердых бытовых отходов, на их прием и захоронение с закрытым акционерным обществом "Экопром-Вологда" (том 2, листы 84-86).
В пункте 2.7 данного договора закреплено, что контейнер должен быть расположен по согласованию с владельцем контейнерной площадки или с органами Госсанэпиднадзора и архитектуры, и предусмотрены требования к площадке, на которой производится установка контейнера.
Между тем представитель общества пояснил, что у ООО "Контакт" отсутствует договор с владельцем контейнерной площадки, какие-либо согласования с органами Госсанэпиднадзора и архитектуры общество не производило, поскольку не является владельцем этой площадки.
Ответчик не представил доказательств, опровергающих данное утверждение заявителя, представители управления пояснили, что такими сведениями они не располагают.
Наличие контейнера, мусор из которого ежедневно вывозится специализированной организацией, не свидетельствует о том, что общество размещает отходы в том смысле, который придается этому понятию Законом N 89-ФЗ.
Следовательно, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие, что заявителем созданы объекты размещения отходов в порядке, предусмотренном статьей 12 названного Закона, а также внесение их в государственный реестр объектов размещения отходов.
Доводы управления о том, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие возлагается на собственника отходов, рассмотрены судом первой инстанции, и им дана надлежащая оценка.
Так, законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов. Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, указанные в Законе N 7-ФЗ.
Как установлено судом и следует из материалов рассматриваемого дела, управление не представило доказательств хранения обществом отходов в объектах размещения отходов (организованных в соответствии со статьей 12 Закона N 89-ФЗ), а также доказательств самостоятельного их захоронения.
Следовательно, управление не доказало факт размещения обществом отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами данного Закона, и, как следствие, наличия у ООО "Контакт" обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в спорные периоды.
При названных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что общество не является субъектом, который в силу Закона N 7-ФЗ может быть признан плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Нарушения норм процессуального права отсутствуют. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 апреля 2011 года по делу N А13-1107/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-1107/2011
Истец: ООО "Контакт"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области