"10" июня 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "10" июня 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Споткай Л.Е.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии: от ТСЖ "Аэропорт": Муромцевой Л.Г. - представителя по доверенности от 10.04.2011, Андреева Ю.А. - председателя ТСЖ;
от ОАО "Аэропорт Красноярск": Кузнецова Н.Г. - представителя по доверенности от 11.01.2011, Максимова С.А. - представителя по доверенности от 28.03.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 22 февраля 2011 года по делу N А33-3250/2010, принятое судьей Григорьевой М.А.,
установил:
открытое акционерное общество "Аэропорт Красноярск" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к товариществу собственников жилья "Аэропорт" о взыскании по договору поставки и потребления тепловой энергии N 677/ПЭ-09 от 10.09.2009 долга в размере 4 506 275 руб. 66 коп., неустойки в размере 21 221 руб. 13 коп.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 25 июня 2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Виноградов В.А., общество с ограниченной ответственностью "Водан", индивидуальный предприниматель Алавердян Г.Н.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 июля 2011 года иск удовлетворен частично, с товарищества собственников жилья "Аэропорт" в пользу открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" взыскано 4 506 275 руб. 06 коп. долга, 13 386 руб. 29 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 34 048 руб. 87 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2010 года апелляционная жалоба товарищества собственников жилья "Аэропорт" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 июля 2011 года, была возвращена.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.11.2010, решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 июля 2011 года отменено, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 февраля 2011 года в иске отказано.
Не согласившись с данным решением, открытое акционерное общество "Аэропорт Красноярск" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в связи со следующим:
- дело подлежало пересмотру лишь в части правомерности начисления истцом налога на добавленную стоимость, без переоценки, ранее установленных обстоятельств, которые оценил суд кассационной инстанции;
- судом первой инстанции не мотивирован отказ в принятии в качестве доказательств расчета и показаний прибора учета, подтверждающих поставку ресурса;
- суд не принял во внимание то обстоятельство, что в отопительный сезон для осуществления горячего водоснабжения, истцом использовалась дополнительная тепловая энергия для нагрева холодной воды.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой указал следующее:
- истец не несет дополнительных затрат на горячее водоснабжение, так как не поставляет горячую воду в централизованную систему, отопление производится за счет нагрева холодной воды на внутридомовом оборудовании;
- норматив потребления горячей воды завышен, количество поставленной в спорный период тепловой энергии, должно определяться только по нормативу потребления населением тепловой энергии на обогрев жилой площади;
- объем утечки теплоносителя превышает установленную норму, а имеющиеся в материалах дела документы, представленные истом, являются ненадлежащими доказательствами выполнения обязательств по техническому обследованию состояния сетей.
Также ответчик, ссылается на наличие неточностей в мотивировочной части обжалуемого судебного акта, в связи с чем, просит: внести изменения в мотивировочную часть решения; в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании от 19 мая 2011 года, товариществом собственников жилья "Аэропорт" заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: ответа прокуратуры Емельяновского района от 28.01.2011; представления в адрес и.о. главы п.Емельяново; представления в адрес конкурсного управляющего Васильева С.А.; ответа и.о. главы п.Емельяново от 30.11.2010 на представление; повторного ответа и.о. главы п.Емельяново от 27.01.2011 на представление; письма и.о. главы п.Емельяново от 25.11.2010 в адрес генерального директора ОАО "Аэропорт "Красноярск"; письма и.о. главы п.Емельяново от 27.01.2011 в адрес конкурсного управляющего ОАО "Аэропорт "Красноярск" Васильева С.А.; ответа прокурору Емельяновского района от 25.11.2010 за подписью генерального директора ОАО "Аэропорт "Красноярск"; уведомления от 18.05.2011 об утечке теплоносителя; акта от 10.05.2011 об утечке теплоносителя.
Судом апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство ответчика удовлетворено в части приобщения к материалам дела справки о совокупной общей жилой площади от 18.05.2011 в целях оценки доводов ответчика об изменении мотивировочной части решения. В удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела других доказательств отказано, поскольку не представлено доводов об уважительности причин и невозможности предоставления документов в суд первой инстанции, а также в связи с тем, что часть документов составлена после рассмотрения дела судом первой инстанции.
Представители третьих лиц, надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда 26 мая 2011 года.
В соответствии со статьями 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие индивидуального предпринимателя Виноградова В.А., общества с ограниченной ответственностью "Водан"; индивидуального предпринимателя Алавердяна Г.Н.
Ответчиком заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - заключения экспертизы, проведенной после вынесения обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказано в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела заключения экспертизы, так как ответчик не обосновал невозможность представления данного доказательства при рассмотрении дела судом первой инстанции. Представитель ответчика пояснила, что экспертиза проведена после вынесения судебного акта, в суде первой инстанции соответствующее ходатайство не заявлялось.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представил расчет объёмов и стоимости поставляемого коммунального ресурса.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
Между открытым акционерным обществом "Аэропорт Красноярск" (теплоснабжающая организация) и товариществом собственников жилья "Аэропорт" (абонент) заключён договор N 677/ПЭ-09 от 10.09.2009 на поставку и потребление тепловой энергии.
Предметом указанного договора в соответствии с пунктом 1.1. является обязательство теплоснабжающей организации подавать тепловую энергию в горячей воде через присоединенную сеть и обязательство абонента оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в соответствии с условиями договора, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Пунктом 3.1 договора определено, что количество тепловой энергии и теплоносителя определяется расчетом по общепринятым нормативам и усредненным данным в соответствии с расчетным режимом работы систем теплоснабжения. Расчетное количество тепловой энергии и теплоносителя оговаривается для планирования затрат на теплоснабжение абонента и является ориентировочным, может отличаться от фактически потребленного количества в результате отклонения действительных погодных параметров от принятых среднестатистических значений и установленных коммерческих приборов учета тепловой энергии на теплоисточнике теплоснабжающей организации.
Согласно пункту 3.3 договора годовое и месячное расчетное количество тепловой энергии, необходимой абоненту, заполняется по расчетам теплоснабжающее организации на основании нормативных документов:
а) для отопления и вентиляции - по среднестатистической температуре наружного воздуха за определенный договором период и в зависимости от технического состояния и режима работы системы теплопотребления абонента;
б) для горячего водоснабжения - согласно СНиП 2.4.01.85, либо по согласованному суточному графику.
В соответствии с пунктом 4.1.1 договора теплоснабжающая организация обязана отпускать тепловую энергию абоненту и его субабонентам в объемах, установленных договором (приложение 1).
В силу пункта 4.3.1. договора абонент обязан оплачивать фактически потребленную тепловую энергию, а так же все другие платежи (включая выявленные и актированные потери теплоэнергии с утечками, из-за нарушения тепловой изоляции и т.д.) в порядке и сроки, установленные в разделе 7.
В соответствии с пунктом 5.1. договора учет количества отпущенной тепловой энергии абоненту производится по коммерческим приборам учета, установленным на узле ввода SKM-1,А3 расположенном по адресу: Емельяновский район, п.Аэропорт, ТП-16. При отсутствии коммерческих приборов учета у абонента, а также в случае их неисправности, сбое в работе (установленному по распечатке месячного отчета), не соблюдении сроков проверки, количество тепловой энергии определяется по приборам учета, установленным на теплоисточнике теплоснабжающей организации с последующим распределением пропорционально расчетным часовым нагрузкам присоединенных потребителей, и у абонента, фактическое количество тепловой энергии, предъявляемое к оплате, принимается по договорным объемам, согласно приложению N 1.
Тарифы на отпускаемую тепловую энергию устанавливаются соответствующими органами и принимаются в бесспорном порядке, без предварительного согласования сторонами и вводятся в сроки, установленные соответствующими нормативными актами (пункт 6.1 договора). Изменение тарифа в период действия договора не требует его переоформления (пункт 6.3 договора).
Согласно пункту 3.4. договора, услуги подачи тепловой энергии облагаются НДС по ставке 18%.
Разделом 7 договора определены условия расчетов за пользование тепловой энергией: расчетным периодом по договору является месяц; оплата потребленной в расчетном периоде тепловой энергии производится абонентом ежемесячно до 12 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, с учетом установленных Жилищным кодексом Российской Федерации сроков оплаты коммунальных услуг населением. В случае оплаты субабонентами потребляемой тепловой энергии непосредственно Аэропорту указанная сумма вычитается из оплаты абонента потребленной в расчетном периоде тепловой энергии.
Договор распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.09.2009, и действует до 31.12.2009 и считается ежегодно продленным, если ни от одной из сторон не последует заявления об отказе от продления договора на новый срок (прекращении действия договора), об изменении договора или о заключении нового договора. Прекращение действия договора не прекращает обязательств абонента по оплате услуг, оказываемых по договору (пункт 9.2).
В приложении N 2 к договору сторонами согласован акт раздела границ ответственности обслуживания тепловых сетей, согласно которому в эксплуатационной ответственности общества "Аэропорт Красноярск" находится участок теплотрассы Ст. Д/у-159 мм. до ТК-15, внутренние домовые сети теплоснабжения, включая входные задвижки теплоузлов находятся в эксплуатационной ответственности ТСЖ "Аэропорт".
Приложением N 1 к договору сторонами согласованы лимиты потребления тепловой энергии ТСЖ п. Аэропорт на отопительный сезон 2009-2010 годы.
30.12.2009 ТСЖ "Аэропорт" в адрес открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" направлено для подписания дополнительное соглашение от 30.12.2009 к договору N 677/ПЭ-09. Согласно штемпелю органа связи на описи вложения, дополнительное соглашение направлено по почте 30.12.2009.
Указанным дополнительным соглашением предложено изложить в новой редакции пункт 5.1.договора, в том числе: учет количества отпущенной тепловой энергии абоненту производится по коммерческому прибору учета SKM-1 А3 (N зав. 031942), установленному в тепловом узле по адресу Емельяновский район, ул.Аэропорт, ТП-16.
Стороны по всем спорным вопросам, не урегулированным договором, либо не позволяющим разрешить спор в рамках договорных условий, руководствуются Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 25.09.1995.
Пункт 7.5. предложено изложить в новой редакции: Теплоснабжающая организация при обнаружении потерь на сетях теплоносителя, либо получения письменного сообщения об этом от абонента, до выставления счета на оплату за очередной расчетный период обязана спорную сумму исключить из счета на оплату на период до установления комиссией причины потерь.
При составлении акта комиссии по факту обнаружения потери теплоносителя на сетях и установлению причин этого обязательным является расшифровка показателей поставленной тепловой энергии по коммерческому прибору учета, установленному на тепловом узле ТСЖ.
Ответственность за потерю теплоносителя на сетях определяется исходя из принадлежности сетей в соответствии с соглашением от 16.03.2009, заключенным между ОАО "Аэропорт Красноярск" и администрацией пос. Емельяново.
Если комиссия не была создана по причине уклонения теплоснабжающей организации от участия в ней, не было проведено обследование теплотрассы, а также не обследованы сети и оборудование субабонентов, присоединенных к ТСЖ "Аэропорт", при исправности коммерческого прибора учета абонента оплата спорной суммы, связанной с потерей теплоносителя не производится.
Открытое акционерное общество "Аэропорт Красноярск" 10.02.2010 направило ответчику протокол разногласий от 01.02.2010 к дополнительному соглашению от 30.12.2009 к договору N 677/ПЭ-09, в котором предлагает оставить пункт 7.5 в редакции договора.
19.02.2010 ТСЖ "Аэропорт" направило в адрес открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" протокол согласования разногласий по дополнительному соглашению от 30.12.2009. Разногласия по дополнительному соглашению от 30.12.2009 не согласованы сторонами.
16.03.2009 между открытым акционерным обществом "Аэропорт Красноярск" и администрацией поселка Емельяново Емельяновского района заключено соглашение, согласно которому в связи с неопределенностью балансовой принадлежности тепловых сетей от жилых домов N N 1-4 р.п. Аэропорт, возникшей при передаче жилых домов от МУС "Заказчика" к ТСЖ "Аэропорт", стороны договорились провести совместную работу по определению балансовой принадлежности сетей, до определения балансовой принадлежности ОАО "Аэропорт Красноярск" обеспечивает текущее содержание сетей. Согласно подписанному представителем потребителя - ТСЖ "Аэропорт" и теплоснабжающей организации- ОАО "Аэропорт "Красноярск" акту раздела границ теплотрасса до ТК-15 обслуживается ОАО "Аэропрорт Красноярск"; теплотрасса от ТК-15 до жилых домов N 1,2,3,4 обслуживается в соответствии с соглашением от 16.03.2009 (по акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей, находящихся на территории п.Емельяново-1, участок теплосети от ТК-15 до входных задвижек теплоузлов жилых домов п.Аэропорт обслуживается администрацией р.п. Емельяново); внутренние домовые сети теплоснабжения обслуживаются товариществом собственников жилья.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 26.11.2008 N 210 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Аэропорт Красноярск" на 2009 год, в том числе для бюджетных потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии - 725 руб. 24 коп. за 1 Гкал.
Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края N 80-пр от 17.11.2009 установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Аэропорт Красноярск" - для бюджетных потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, одноставочный - 1036 руб. 40 коп. за 1 Гкал.
Решением Емельяновского поселкового совета депутатов Красноярского края N 39-179-Р от 12.02.2010 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 14.10.2009 N 11-Т на 2010 год.
Руководствуясь разделом 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Совета администрации Красноярского края от 14.09.2007 N 380-п, Уставом муниципального образования поселок Емельяново, Совет депутатов решил в случае, если рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает значения предельных индексов, товариществу собственников жилья "Аэропорт" производить расчет платы за коммунальные услуги в 2010 году, исходя из размеров платы за единицу измерения согласно приложения N 1 к решению ( 82,88 руб. за 1 Гкал без НДС, при экономически обоснованном тарифе 1379 руб. 90 коп. за 1 Гкал, без НДС. В соответствии с пунктом 4 решение вступает в силу со дня его опубликования в средствах массовой информации (опубликовано в газете Емельяновские веси N 9 за 2010 год от 03.03.2010). Во исполнение обязательств по договору общество "Аэропорт Красноярск" осуществляло подачу тепловой энергии на жилые дома, находящиеся в управлении товарищества собственников жилья "Аэропорт".
Открытым акционерным обществом "Аэропорт Красноярск" составлены акты об оказании услуг от 31.10.2009, от 30.11.2009, от 31.12.2009, от 31.01.2010, от 28.02.2010, от 31.03.2010. Количество поставленной тепловой энергии определено по показаниям прибора учета - счетчик тепловой энергии с заводским номером 031942 (свидетельство о поверке N 069 от 31.03.2009 поверительной организации, свидетельство действительно до 31.03.2013).
Акты оставлены без подписи со стороны товарищества собственников жилья "Аэропорт".
Для оплаты потребленной тепловой энергии выставлены счета-фактуры:
N 002043 от 31.10.2009 на сумму 855 783 руб. 20 коп.,
N 002189 от 30.11.2009 на сумму 938 794 руб. 17 коп,
N 002281 от 31.12.2009 на сумму 806 147 руб. 77 коп.,
N 000080 от 31.01.2010 на сумму 1 552 733 руб. 26 коп.,
N 000164 от 28.02.2010 на сумму 1 275 707 руб. 13 коп.,
N 000261 от 31.03.2010 на сумму 1 025 700 руб. 32 коп.
В ходе судебного разбирательства истцом произведен перерасчет стоимости потребленной теплоэнергии на основании норматива потребления на сумму 5 941 702 руб. 38 коп. долга.
Согласно пояснениям истца в основу расчета взяты: площадь домов: N 1 - 5 818 м. кв., N 2 - 6 377,1 м. кв., N 3 - 4 190,4 м. кв., N 4 - 4 180, 3 м. кв. Поставляемая тепловая энергия расходуется на отопление и горячее водоснабжение, в связи с чем истцом произведен расчет объемов и предъявляется к оплате тепловая энергия на отопление и горячее водоснабжение. При этом месячный объем поставляемой тепловой энергии на отопление определен истцом как произведение норматива потребления на общую площадь жилых домов, умноженное на 12 мес. и разделенное на 8 мес. (исходя из того, что отопительный сезон длится с сентября до середины мая - 8 месяцев).
Расчет объемов тепловой энергии на приготовление горячей воды произведен исходя из норматива потребления на 1 проживающего в месяц, равного 0,359 Гкал. с учетом общего количества проживающих граждан в спорных домах - 850 человек.
Ответчик представил контррасчет тепловой энергии по нормативу потребления, указав, что норматив потребления в Гкал составляет согласно решению поселкового Совета депутатов N 19-3Р от 28.12.2007 0,021 Гкал.; тарифы на тепловую энергию установлены решениями поселкового Совета депутатов N 27-120-Р от 27.02.2009 в сумме 725 руб. 24 коп., N 39-179-Р от 12.02.2010 в сумме 808 руб. 25 коп. Общая отапливаемая площадь составляет 19 763,70 м. кв., в том числе дом N 1 - 5 818 кв. м., дом N 2 - 5 575 кв. м., дом N 3 - 4 190,4 кв. м., дом N 4 - 4 180,3 кв. м.
Общая стоимость потребленной теплоэнергии согласно расчету ответчика составила 1 837 129 руб. 72 коп.
В материалы дела ответчиком представлены следующие платежные поручения, которыми ответчик подтверждает оплату потребленной теплоэнергии:
- N 267 от 11.10.2010 на сумму 411 762 руб. 48 коп.;
- N 237 от 20.09.2010 на сумму 363 616 руб. 53 коп.;
- N 197 от 16.08.2010 на сумму 50 000 руб.;
- N 196 от 16.08.2010 на сумму 50 000 руб.;
- N 194 от 13.08.2010 на сумму 29 714 руб. 11 коп.;
- N 193 от 13.08.2010 на сумму 281 420 руб. 15 коп.;
- N 146 от 30.07.2010 на сумму 398 836 руб. 21 коп.;
- N 132 от 29.07.2010 на сумму 166 393 руб. 76 коп.;
- N 133 от 29.07.2010 на сумму 208 883 руб. 43 коп.;
- N 134 от 29.07.2010 на сумму 199 954 руб. 06 коп.;
- N 135 от 29.07.2010 на сумму 268 359 руб. 40 коп.;
- N 136 от 29.07.2010 на сумму 214 468 руб. 84 коп.;
- N 137 от 29.07.2010 на сумму 175 232 руб. 01 коп.;
- N 100 от 21.06.2010 на сумму 252 525 руб. 48 коп.;
- N 138 от 29.07.2010 на сумму 138 566 руб. 93 коп.;
- N 41 от 16.03.2010 на сумму 160 000 руб.;
- N 33 от 11.03.2010 на сумму 130 000 руб.;
- N 30 от 17.02.2010 на сумму 110 000 руб.;
- N 169 от 30.12.2009 на сумму 412 000 руб.;
- N 159 от 23.12.2009 на сумму 784 753 руб. 19 коп.;
- N 140 от 13.11.2009 на сумму 641 837 руб.
Также ответчик ссылается на уведомление о проведении зачета по платежным поручениям N 132 от 29.07.2010, N 133 от 29.07.2010, N 134 от 29.07.2010, N 135 от 29.07.2010, N 136 от 29.07.2010, N 137 от 29.07.2010, N 100 от 21.06.2010, N 138 от 29.07.2010.
Истец со ссылкой на то, что оплата произведена не в полном объеме за период с октября 2009 года до марта 2010 года, обратился в арбитражный суд с иском о взыскании суммы долга в размере 5 941 702 руб. 38 коп. долга и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 21 221 руб. 13 коп. за период с 13.11.2009 по 05.03.2010.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статьям 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства должны выполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями.
Между истцом и ответчиком заключен договор на отпуск и потребление тепловой энергии от 10.09.2009 N 677-ПЭ-09, по своей правовой природе является договором энергоснабжения, являющийся разновидностью договора купли-продажи, отношения по которому регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из содержания исковых требований и подлежащих применению норм материального права, в предмет судебного исследования входят факты: наличия между сторонами заключенного договора или фактических отношений; количество отпущенного и принятого коммунального ресурса за спорный период; расчет задолженности в соответствии с положениями договора и (или) действующего законодательства.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно подписанному представителем потребителя - ТСЖ "Аэропорт" и теплоснабжающей организации - ОАО "Аэропорт "Красноярск" акту раздела границ теплотрасса до ТК-15 обслуживается ОАО "Аэропрорт Красноярск"; внутренние домовые сети теплоснабжения обслуживаются товариществом собственников жилья "Аэропорт".
Согласно подписанному представителем потребителя - ТСЖ "Аэропорт" и теплоснабжающей организации - ОАО "Аэропорт "Красноярск" акту раздела границ теплотрасса до ТК-15 обслуживается ОАО "Аэропрорт Красноярск"; теплотрасса от ТК-15 до жилых домов N 1,2,3,4 обслуживается в соответствии с соглашением от 16.03.2009 (по акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей, находящихся на территории п.Емельяново-1, участок теплосети от ТК-15 до входных задвижек теплоузлов жилых домов п.Аэропорт обслуживается администрацией р.п. Емельяново); внутренние домовые сети теплоснабжения обслуживаются товариществом собственников жилья.
Согласно пункту 5.1. договора учет количества отпущенной тепловой энергии абоненту производится по коммерческим приборам учета, установленным на узле ввода SKM-1,А3 расположенном по адресу: Емельяновский район, п.Аэропорт, ТП-16. При отсутствии коммерческих приборов учета у абонента, а также в случае их неисправности, сбое в работе (установленному по распечатке месячного отчета), не соблюдении сроков проверки, количество тепловой энергии определяется по приборам учета, установленным на теплоисточнике теплоснабжающей организации с последующим распределением пропорционально расчетным часовым нагрузкам присоединенных потребителей, и у абонента, фактическое количество тепловой энергии, предъявляемое к оплате, принимается по договорным объемам, согласно приложению N 1.
Согласно положениям статьи 135, подпунктов 1 и 4 пункта 1 статьи 137 /Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениям Пленумов ВАС Российской Федерации, изложенным в Постановлении N 57, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг в многоквартирных домах, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества.
В силу пункта 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор теплоснабжения в силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 указанной статьи о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
При этом, поскольку ТСЖ "Аэропорт" является исполнителем коммунальных услуг и приобретает ресурсы с целью оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в домах, присоединившихся к товариществу собственников жилья, к отношениям сторон применяются Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Пунктом 3 Правил N 307 определено, что исполнителем коммунальных услуг являются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (в спорных правоотношениях - ответчик); ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (ОАО "Аэропорт Красноярск"- истец); потребителем признается гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (население).
В соответствии с пунктом 49 Правил N 307 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Статьей 8 Правил N 307 определено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
При предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены:
бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю;
бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков;
бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха (пункт 9 Правил).
Тепловая энергия в силу пункта 3 Правил N 307 относится к коммунальным ресурсам.
Согласно абзацу 2 пункта 7 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях за отопление определяется в соответствии с приложением N 2 к Правилам, согласно которым для расчета размера платы за коммунальные услуги (отопление) необходимы показатели: общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома, норматив потребления, тариф на соответствующий коммунальный ресурс.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (пункт 8 Правил N 491) внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Таким образом, действующим законодательством допускается учет фактического отпуска коммунальных ресурсов на жилые дома одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления и отопления, количества жителей и общей площади жилого помещения. Изложенная позиция подтверждена судебной практикой и поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.09.2009 N 5290/09.
Исходя из представленной в материалы дела схемы теплосетей, акта раздела границ не представляется возможным утверждать, что указанный в пункте 5.1 договора прибор учета, расположенный на участке сетей ТП-16, установлен на границе эксплуатационной ответственности и наличие либо отсутствие правовой возможности его применения при определении размера платы за коммунальные ресурсы (тепловую энергию) в соответствии Правилами N 307 при снабжении нескольких жилых домов. Смещение границ балансовой принадлежности, определенных пунктом 8 Правил N 491, возможно только при соглашении собственников помещений с исполнителем или с ресурсоснабжающей организацией. В материалы дела документы, подтверждающие заключение соглашения собственниками помещений о смещении границ балансовой принадлежности, не представлены.
Исполнитель коммунальных услуг (в данном случае - ТСЖ "Аэропорт") потребителем коммунальных услуг, стороной (абонентом) в договоре купли-продажи теплоэнергии не является. Точки подключения к его балансовой принадлежности (его собственности) не относятся, следовательно, он не может согласовывать смещение границ балансовой принадлежности, которые ему не принадлежат.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия договора, регулирующие порядок определения объема поставленной теплоэнергии, следует признать ничтожными в силу статей 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации. Порядок определения объема потребленной теплоэнергии подлежит установлению в соответствии с Правилами N 307 расчетным способом.
При увеличении размера исковых требований в части суммы основного долга, истец пояснил, что сумма долга складывается из стоимости потребленной тепловой энергии на отопление и стоимости тепловой энергии на горячее водоснабжение. При этом истец ссылается на пункт 3.3 договора N 677-ПЭ, согласно пункту 3.3 которого годовое и месячное потребление тепловой энергии заполняется по расчетам теплоснабжающей организации на основании нормативных документов: для отопления и для горячего водоснабжения.
Статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Наличие горячего водоснабжения в домах микрорайона Аэропорт истец обосновывает связью с подачей тепловой энергии в виде горячей воды (теплоноситель), которая в свою очередь нагревает водоводяной подогреватель (теплообменник), посредством которого производит нагрев водопроводной воды и подача в систему горячего водоснабжения жилых домов. Таким образом, истец делает вывод. Что за счет нагрева от отопления холодной воды в теплообменниках нагревание происходит за счет тепловой энергии, подаваемой истцом. Процесс преобразования происходит на внутридомовом оборудовании. Т.к. для нагрева водопроводной воды требуется дополнительное количество энергии, истец включил в свой уточненный расчет плату за указанный коммунальный ресурс.
Рассмотрев представленное требование, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал его не подлежащим удовлетворению.
В силу части 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, при этом существенными являются условия, названные в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида.
Существенные условия применительно к договору энергоснабжения названы в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
К числу существенных условий договора энергоснабжения относятся товар (горячая вода), ее количество, точки поставки (место исполнения обязательства).
В соответствии с пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на снабжение теплоэнергией может быть заключен только с потребителем, имеющим отвечающее установленным техническим требованиям энергопринимающее устройство, присоединенное к сетям энергоснабжающей организации.
То есть обязательным условием для заключения договора энергоснабжения является представление документа, подтверждающего присоединение к сетям, через которые осуществляется поставка горячей воды, надлежащим образом. Горячая вода является согласно пункту 3 Правил N 307 коммунальным ресурсом, для поставки которого требуется наличие согласованных точек поставки.
Доказательств наличия и согласования точек поставки горячей воды в материалы дела истцом не представлено. Включение истцом в расчет задолженности за оказанные услуги стоимости затрат на подогрев воды является необоснованным, противоречит Правилам N 307.
И истец, и ответчик в своих доводах ссылаются на осуществление теплоснабжения жилых многоквартирных домов ответчика по закрытой системе. Согласно Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденным Минтопэнерго РФ от 12.09.1995 г. N Вк-4936 закрытая водяная система теплоснабжения - это система теплоснабжения, в которой вода, циркулирующая в тепловой сети, из сети не отбирается.
Открытая водяная система теплоснабжения - водяная система теплоснабжения, в которой вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде.
Пунктом 60 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, а также в соответствии с разъяснениями Информационного письма ФСТ России от 31.08.2007 г. N СН-5083/12 "Об организации расчетов за химочищенную воду" расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и(или) на источник тепла.
Следовательно, при закрытой системе теплоснабжения стоимость теплоносителя учитывается в тарифах на тепловую энергию.
Вместе с тем указанным Информационным письмом разъяснено, что потребители, допускающие в процессе потребления тепловой энергии невозврат конденсата, потери воды в закрытых системах теплоснабжения и сверхнормативный слив воды на горячее водоснабжение, оплачивают дополнительное количество химочищенной воды в объеме этих потерь.
Учитывая, что истцом требование о взыскании потерь теплоносителя не заявлено, заключение договора поставки горячего водоснабжения не доказано, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для взыскания стоимости горячего водоснабжения не имеется.
Расчет стоимости горячей воды, представленный в суд апелляционной инстанции с применением тарифа 290,80 рублей, установленным решением Поселкового Совета депутатов N 27-120Р от 27.02.2009 (приложение N1) и 198, 94 руб. установленным решением Поселкового Совета депутатов Красноярского края N 39-179-Р от 12.02.2010, не может быть признан обоснованным, поскольку плата установлена за коммунальный ресурс с указанием единицы измерения Гкал (графа 3 решений).
Вместе с тем, истцом при расчетах не учтены требования законодательства в сфере ценообразования.
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования N 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за кубический метр горячей воды.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
Согласно пункту 1 Основ ценообразования N 109 они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
Исходя из статьи 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), действующего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Следовательно, тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Таким образом, применение истцом при расчете задолженности за потребленную горячую воду тарифа, установленного в Гкал, не соответствует указанным нормативным актам.
Ответчик не оспаривает факт поставки теплоэнергии для отопления в спорный период с октября 2009 года по март 2010 года.
В соответствии с подпунктом а) пункта 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам по формуле:
P = S x N x T , где:
S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
N - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
В материалы дела представлены паспорта спорных жилых домов, выписки из реестра муниципальной собственности Емельяновского района, согласно которым общая площадь жилого дома N 1 составляет 5 818 кв. м., дома N 2 - 5 757 кв. м., дома N 3 - 4 180, 3 кв. м., дома N 4 - 4190,4 кв. м. Общая отапливаемая площадь, таким образом, составляет 19945,70 кв. м.
Решением поселкового Совета депутатов N 19-3Р от 28.12.2007 установлены нормативы потребления коммунальных услуг, согласно которому норматив потребления в Гкал для отопления 1 кв. м. общей площади жилья составляет 0,021 Гкал.
Согласно частям 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитываются по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном законом.
Поскольку в спорный период действовали Правила N 307, устанавливающие порядок определения количества потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета по нормативам и ТСЖ действует от имени жильцов-потребителей коммунальных услуг, то обязательства ТСЖ перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства жильцов - членов ТСЖ, и расчет за коммунальные услуги должен производиться в соответствии с установленными в соответствии во исполнение Правил органами местного самоуправления нормативами.
В соответствии с абзацем первым пункта 15 Правил N 307 размер платы за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Из абзаца второго пункта 15 Правил N 307 следует, что в случае если исполнителем коммунальных услуг является управляющая организация, то приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Статья 15 Федерального закона 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) устанавливает особенности регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения. Согласно части 1 статьи 15 Закона N 210-ФЗ регулирование названных тарифов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в данном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
При регулировании тарифов на тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.
Статьей 6 Закона N 41-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
Как установлено судом первой инстанции, истец, определяя стоимость поставленной тепловой энергии применил тарифы, установленные региональной энергетической комиссией по Красноярскому краю на 2009 год в размере 725,24 руб. за 1 Гкал. и на 2010 год в размере 1036,04 руб. за 1 Гкал.
В рамках настоящего дела отсутствуют доказательства того, что органы местного самоуправления муниципального образования Емельяновский район законом Красноярского края наделялись полномочиями по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию в спорном периоде.
Следовательно, при определении стоимости отпущенной тепловой энергии правомерно руководствоваться тарифами, установленными постановлением РЭК Красноярского края N 210 от 26.11.2008, приказом РЭК Красноярского края N 80-пр от 17.11.2009.
Расчет платы за коммунальные услуги для населения пос. Емельяново производится с учетом следующих принятых органом местного самоуправления нормативных актов.
Решением Емельяновского поселкового совета депутатов Красноярского края N 39-179-Р от 12.02.2010 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 14.10.2009 N 11-Т на 2010 год.
Руководствуясь разделом 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Совета администрации Красноярского края от 14.09.2007 N 380-п, Уставом муниципального образования поселок Емельяново, Совет депутатов решил в случае, если рост размера платы граждан за коммунальные услуги превышает значения предельных индексов, товариществу собственников жилья "Аэропорт" производить расчет платы за коммунальные услуги в 2010 году, исходя из размеров платы за единицу измерения согласно приложения N 1 к решению ( 82,88 руб. за 1 Гкал без НДС, при экономически обоснованном тарифе 1379 руб. 90 коп. за 1 Гкал, без НДС).
В соответствии с пунктом 4 решение вступает в силу со дня его опубликования в средствах массовой информации (опубликовано в газете Емельяновские веси N 9 за 2010 год от 03.03.2010).
Между администрацией пос. Емельяново и администрацией Емельяновского района заключено соглашение о передаче части полномочий администрации поселка Емельяново в сфере предоставления субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса, связанных с установлением Федеральной службой по тарифам предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги N 1 от 29.12.2009, с дополнительным соглашением N 1 от 21.05.2010, согласно которым администрации района передано осуществление полномочий на предоставление субсидий на компенсацию выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса.
13.04.2010 муниципальным учреждением службы "Заказчика" по управлению жилищно-коммунальным хозяйством и жилищной политики Емельяновского района заключено соглашение N 348-10 с товариществом собственников жилья "Аэропорт", регламентирующее процедуру возмещения выпадающих доходов организаций жилищно-коммунального комплекса, связанных с установлением Министерством жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, оказываемые ТСЖ "NАэропорт" в 2010 году в мкр. Аэропорт р.п. Емельяново Емельяновского района. Действие соглашения распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 (пункт 6.1).
Принимая во внимание, отсутствие расхождения тарифов на тепловую энергию в 2009 году, установленных для потребителей открытого акционерного общества "Аэропорт Красноярск" постановлением РЭК N 210 от 26.11.2008 и платы за коммунальные услуги для товарищества собственников жилья "Аэропорт", установленные решением поселкового Совета депутатов N 27-120-Р от 27.02.2009, урегулирование вопроса о компенсации выпадающих доходов товарищества собственников жилья "Аэропорт" в части оплаты тепловой энергии на 2010 год, суд пришел к выводу, что в спорном случае не допускается несоблюдение положений статьи 154 и части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд признал правомерным применение истцом при расчете суммы иска установленных тарифов. Указанный довод также подтвержден и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.11.2010 по настоящему делу и не оспорен ответчиком.
Также правомерно начисление истцом НДС на ресурс, поставленный в спорный период времени.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно статье 149 Кодекса, и операций, не признаваемых объектом налогообложения, согласно пункту 2 статьи 146 Кодекса.
Следовательно, основанием для возникновения объекта налогообложения у налогоплательщиков НДС является совершение налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг). Соответственно, при реализации истцом услуг у него возникает обязанность по уплате НДС в бюджет.
В силу пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленных исходя из цен, определяемых в соответствии со статей 40 кодекса. Пунктом 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
А в соответствии с пунктом 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Сам по себе факт дальнейшей реализации ответчиком приобретенной коммунальной услуги населению не освобождает его от обязанности произвести оплату реализуемой истцом услуги в полном объеме, в том числе, с учетом ставки НДС. При этом, прежде всего следует учитывать, что согласно положениям главы 21 Налогового кодекса РФ налоговый статус сделки подлежит определению с учетом налогового статуса продавца (в данном случае - ресурсоснабжающей организации), а не покупателя (исполнителя коммунальных услуг, гражданина).
Более того, пунктом 6 статьи 168 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрено, что даже при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы), хотя и не выделяется на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах.
Таким образом, НДС, являясь косвенным налогом, включается налогоплательщиками в цену реализуемых товаров (работ, услуг) и фактически уплачивается в бюджет за счет средств конечных покупателей. В случае, если в силу главы 21 Налогового кодекса РФ продавец является плательщиком НДС и соответствующая операция по реализации не освобождена от отложения НДС, на продавца возлагается обязанность исчислить размер подлежащего уплате НДС, включить его в цену соответствующего товара и в последующем перечислить в бюджет сумму НДС за счет оплаты покупателем. Таким образом, если утвержденные тарифы не включают в себя сумму НДС, ресурсоснабжающая организация обязана увеличить размер оплаты на сумму НДС, в том числе, когда покупателем является исполнитель коммунальных услуг. Подпункты 29, 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не распространяются на отношения между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг. От налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса.
На основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации суммы НДС по коммунальным услугам, предъявленные управляющим организациям и ТСЖ организациями коммунального комплекса, поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, включаются управляющими организациями и ТСЖ в стоимость коммунальных услуг и вычету не подлежат.
Письмом от 23.12.2009 N 03-07-15/169 Министерство финансов Российской Федерации разъяснило порядок применения ФЗ от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса РФ", пункт 2 которого содержит прямое указание на то, что освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость коммунальных услуг, реализуемых управляющим компаниям, товариществам собственников жилья и другим вышеназванным налогоплательщикам, организациями коммунального комплекса, а также поставщиками электрической энергии и газоснабжающими организациями, Кодексом не предусмотрено.
От налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями и ТСЖ по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом налога на добавленную стоимость, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
В связи с указанным, доводы ответчика об изменении мотивировочной части решения в части указания о начислении НДС и изменения стоимости потребленной тепловой энергии, являются необоснованными.
Суд первой инстанции обоснованно рассчитал стоимость поставленной теплоэнергии для отопления следующим образом:
- октябрь 2009 года: 19945,70*725,24*0,021*1,18=358 453 руб. 09 коп.
- ноябрь 2009 года: 19945,70*725,24*0,021*1,18=358 453 руб. 09 коп.
- декабрь 2009 года: 19945,70*725,24*0,021*1,18=358 453 руб. 09 коп.
- январь 2010 года: 19945,70*1036,04*0,021*1,18=512 067 руб. 38 коп.
- февраль 2010 года: 19945,70*1036,04*0,021*1,18=512 067 руб. 38 коп.
- март 2010 года: 19945,70*1036,04*0,021*1,18=512 067 руб. 38 коп.
Итого стоимость потребленной теплоэнергии за спорный период составила 2 611 561 руб. 41 коп.
Представленный истцом в материалы дела алгоритм расчета исходя из определения месячного объема поставленной теплоэнергии в течение отопительного сезона не соответствует правилам, установленным в подпункте а) пункта 19, подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Проанализировав представленные в подтверждение частичной уплаты потребленной теплоэнергии платежные поручения, арбитражный суд также установил, что платежные поручения N 194 от 13.08.2010 на сумму 29 814 руб. 11 коп., N 146 от 30.07.2010 на сумму 398 836 руб. 21 коп., N 100 от 21.06.2010 на сумму 252 525 руб. 48 коп., N 138 от 29.07.2010 на сумму 138 566 руб. 93 коп. не могут быть приняты арбитражным судом, так как содержат в графе "назначение платежа" иной период, нежели спорный.
Истцом отклонено уведомление о зачете N 67 от 23.06.2010, которым обществу Аэропорт Красноярск предложено зачесть в счет оплаты тепловой энергии суммы платежей за водоснабжение.
За октябрь 2009 года ответчик оплатил согласно платежным поручениям N 132 от 29.07.2010 на сумму 166 393 руб. 76 коп., N 140 от 13.11.2009 на сумму 641 837 руб. - 808 230 руб. 76 коп. Переплата составила 449 777 руб. 67 коп.
За ноябрь 2009 года ответчик оплатил согласно платежным поручениям N 133 от 29.07.2010 на сумму 208 883 руб. 43 коп., N 159 от 23.12.2009 на сумму 784 753 руб. 19 коп. - 993 636 руб. 62 коп. Переплата составила 635 183 руб. 53 коп.
За декабрь 2009 года ответчик оплатил согласно платежным поручениям N 134 от 29.07.2010 на сумму 199 954 руб. 06 коп., N 169 от 30.12.2009 на сумму 412 000 руб. - 611 954 руб. 06 коп. Переплата составила 253 500 руб. 97 коп.
За январь 2010 года ответчик оплатил согласно платежным поручениям N 193 от 13.08.2010 на сумму 281 420 руб. 15 коп., N 135 от 29.07.2010 на сумму 268 359 руб. 40 коп., N 33 от 11.03.2010 на сумму 130 000 руб., N 30 от 17.02.2010 на сумму 110 000 руб. - 789 779 руб. 55 коп. Переплата составила 277 712 руб. 17 коп.
За февраль 2010 года ответчик оплатил согласно платежным поручениям N 237 от 20.09.2010 на сумму 363 616 руб. 53 коп., N 196 от 16.08.2010 на сумму 50 000 руб., N 136 от 29.07.2010 на сумму 214 468 руб. 84 коп., N 41 от 16.03.2010 на сумму 160 000 руб. - 788 085 руб. 37 коп. Переплата составила 276 017 руб. 99 коп.
За март 2010 года ответчик оплатил согласно платежным поручениям N 267 от 11.10.2010 на сумму 411 762 руб. 48 коп., N 197 от 16.08.2010 на сумму 50 000 руб., N 137 от 29.07.2010 на сумму 175 232 руб. 01 коп. - 636 994 руб. 49 коп. Переплата составляет 124 927 руб. 11 коп.
Таким образом, сумма долга за поставленную теплоэнергию за период с октября 2009 года по март 2010 год отсутствует. Оснований для взыскания суммы долга не имеется.
Также истец просит взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 21 221 руб. 13 коп. за период с 13.11.2009 по 05.03.2010.
Согласно статье 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом и договором.
Статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.
За нарушение денежного обязательства посредством пользования чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания положениями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена мера гражданско-правовой ответственности в форме обязанности виновного лица уплатить стороне, имущественные права которой таковым нарушены, проценты за пользование чужими денежными средствами. Таким образом, основанием гражданско-правовой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации является неисполнение или просрочка исполнения денежного обязательства, не исключающие возможность использования должником денежных средств, подлежащих уплате кредитору.
Установив полную оплату стоимости потребленной теплоэнергии, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.
На основании изложенного, суд обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Доводы ответчика об изменении мотивировочной части решения по выводу суда о размере общей жилой площади не могут быть приняты во внимание. Размер площади, указанный ответчиком, документально не подтвержден, справочная информация в отсутствие документального обоснования (свидетельств о праве собственности и т.п.), исходя из требований процессуальных норм об относимости и допустимости доказательств, не может являться основанием для изменения мотивировочной части решения. В силу главы 20 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебный акт не может быть вынесен на основании предположений.
Доводы ответчика об отсутствии возможности представить документальное обоснование из-за большого объема не соответствуют требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Судебный акт является законным и обоснованным, и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца, уплачены им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 февраля 2011 года по делу N А33-3250/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
В.В. Радзиховская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3250/2010
Истец: ОАО "Аэропорт Красноярск"
Ответчик: ТСЖ "Аэропорт"
Третье лицо: ИП Алавердян Г. Н., ИП Алавердяну Г. М. (магазин Натали), ИП Виноградов В. А., ИП Виноградову, ООО "Водан", Администрация п. Емельяново Красноярского края, МИФНС N 17 по КК
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2666/12
17.10.2011 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5150/11
19.09.2011 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4141/11
10.06.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1433/11