16 июня 2011 г. |
Дело N А65-29551/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 июня 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от ООО "Научно-производственный комплекс "Специальные Литейные Технологии" - представитель не явился, извещено,
от ИФНС России по г.Набережные Челны Республики Татарстан - представителя Чукаевой Н.Б., доверенность от 19 июля 2010 года N 2.4-0-19/031987,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2011 года апелляционную жалобу ИФНС России по г.Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2011 года по делу N А65-29551/2010, судья Хасанов А.Р., принятое по заявлению ООО "Научно-производственный комплекс "Специальные Литейные Технологии", ИНН 1650170594, ОГРН 1081650001685, Республика Татарстан, Набережные Челны, к ИФНС России по г.Набережные Челны Республики Татарстан, Республика Татарстан, Набережные Челны,
о признании недействительным решения от 01 декабря 2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-производственный комплекс "Специальные Литейные Технологии" (далее - ООО "НПК "Специальные Литейные Технологии", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г.Набережные Челны Республики Татарстан (далее - налоговый орган) от 01 декабря 2010 года.
Решением суда от 07 апреля 2011 года заявление ООО "НПК "Специальные Литейные Технологии" удовлетворено, решение ИФНС России по г.Набережные Челны Республики Татарстан от 01 декабря 2010 года, вынесенное в отношении ООО "Научно производственный комплекс "Специальные Литейные Технологии", признано недействительным как не соответствующее требованиям действующего законодательства. На ИФНС России по г.Набережные Челны Республики Татарстан возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Научно производственный комплекс "Специальные Литейные Технологии".
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований общества отказать, ссылаясь на нарушение норм процессуального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 24 ноября 2010 года ООО "НПК "Специальные Литейные Технологии" обратилось в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Налоговый орган 01 декабря 2010 года принял решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией явилось то, что ликвидационный баланс считается не представленным, так как не соблюден установленный федеральным законодательством порядок ликвидации юридических лиц.
Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно п.8 ст.63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Аналогичные положения содержатся в п.6 ст.22 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулирует Федеральный закон N 129-ФЗ (статья 1 Закона).
В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп.1 - 8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч.4 ст.9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В соответствии п.1 ст.23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Как следует из текста оспариваемого ненормативного правового акта, основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица послужило то обстоятельство, что, по мнению налогового органа, ликвидационный баланс считается не представленным, так как не соблюден установленный федеральным законодательством порядок ликвидации юридических лиц.
Согласно статье 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Таким образом, в промежуточный баланс включаются требования, заявленные кредиторами в установленном порядке в срок, предусмотренный для их предъявления.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что участники общества в соответствии с требованиями гражданского законодательства на общем собрании приняли решение о ликвидации общества; назначили ликвидатора; уведомили инспекцию о ликвидации юридического лица, направив соответствующие документы.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о том, что сообщение о ликвидации ООО "НПК "Специальные Литейные Технологии" о порядке и сроке заявления кредиторами своих требований опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" 26 июля 2010 года, не подтверждается материалами дела.
Согласно представленной налоговым органом копии журнала "Вестник государственной регистрации" N 30 от 04 августа 2010 года под пунктом 99 размещены сведения о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственный комплекс "Специальные Литейные Технологии". При этом указано, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения. Данное обстоятельство подтверждает и заявитель в отзыве на апелляционную жалобу.
В связи с изложенным вывод суда первой инстанции о том, что в установленный срок предъявления требований налоговый орган с требованием о погашении задолженности ликвидатору общества не обратился, является необоснованным, поскольку двухмесячный срок предъявления требований кредиторов истек не 26 сентября 2010 года, как указал суд первой инстанции, а 04 октября 2010 года.
Однако данное обстоятельство не повлияло на законность выводов суда первой инстанции в целом исходя из следующих обстоятельств:
После окончания срока предъявления требований кредиторов общество составило и представило в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный баланс, из которого следовало, что налоговый орган не является кредитором общества, поскольку никаких требований в установленный двухмесячный срок не предъявлял. Промежуточный регистрационный баланс принят налоговым органом. Запись о его составлении внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, о чем ООО "НПК "Специальные Литейные Технологии" выдано свидетельство.
Таким образом, налоговому органу было известно о процессе ликвидации ООО "НПК "Специальные Литейные Технологии", и представленный промежуточный ликвидационный баланс общества ею был одобрен.
Налоговым органом не представлены доказательства наличия задолженности заявителя по состоянию на дату представления ликвидационного баланса, в частности, акт сверки задолженности, карточка лицевого счета.
ИФНС России по г.Набережные Челны не доказала, что на момент ликвидации у ООО "НПК "Специальные Литейные Технологии" имелась задолженность перед бюджетом.
Факт отсутствия у общества задолженности по налогам и сборам налоговым органом в суде апелляционной инстанции не оспаривался. Кроме того, это обстоятельство подтверждается представленной заявителем справкой N 4377 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 25 мая 2011 года. По утверждению общества, задолженность в сумме 100 руб. от имени общества перед налоговым органом ликвидатором погашена 05 октября 2010 года, сразу после окончания срока предъявления требований кредиторов.
Ссылка налогового органа в оспариваемом решении на то, что представленный заявителем ликвидационный баланс не является таковым согласно сведениям, представленным отделом камеральных проверок, судом отклонен обоснованно, поскольку в данном случае указанное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии документов, представленных юридическим лицом в регистрирующий орган, и не может являться препятствием для государственной регистрации юридического лица при его ликвидации.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, в связи с чем суд первой инстанции требования заявителя обоснованно удовлетворил.
Довод налогового органа о том, что в адрес заявителя направлялось сообщение с требованиями представить пояснения от 29 ноября 2010 года (л.д.28) о списании кредиторской задолженности при отсутствии фактов ее погашения, списании сырья, материалов и других аналогичных предметов при отсутствии выручки от реализации товара и т.д., а заявителем указанное требование исполнено не было, судом первой инстанции правомерно не принят по следующим основаниям.
Установлено, что обстоятельства, указанные в сообщении от 29 ноября 2010 года, не были отражены в спорном решении. Налоговый орган ни в отзыве, ни в ходе судебного разбирательства не представил обоснования по существу в данной части.
Между тем спорное решение вынесено 01 декабря 2010 года, сообщение от 29 ноября 2010 года было направлено налоговым органом в адрес ликвидатора 06 декабря 2010 года (л.д.29), то есть после вынесения решения.
В ходе судебного разбирательства заявитель также пояснил, что данное сообщение не получал; доказательства получения налоговым органом представлены не были.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 07 апреля 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ИФНС России по г.Набережные Челны Республики Татарстан, однако взысканию не подлежат на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 апреля 2011 года по делу N А65-29551/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г.Набережные Челны Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29551/2010
Истец: ООО "НПК СпецЛитТех", г. Набережные Челны
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5851/11