город Ростов-на-Дону |
дело N А01-41/2011 |
16 июня 2011 г. |
15АП-5469/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Галова В.В., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.А.,
при участии:
заявителя Харитоновой Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Тахтамукайский район"
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01 апреля 2011 года по делу N А01-41/2011
по заявлению индивидуального предпринимателя Харитоновой Тамары Петровны
к заинтересованному лицу администрации муниципального образования "Тахтамукайский район"
о признании незаконным распоряжения главы муниципального образования,
принятое в составе судьи Шагуча Б.А.,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Харитонова Тамара Петровна (далее - заявитель, Харитонова Т.П.) обратилась с заявлением к администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным распоряжения главы администрации муниципального образования от 29.10.2010 N 1628 "Об отмене распоряжений администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" от 02.08.2010 N 999 "О предварительном согласовании места размещения строительства магазина на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Гагарина, 117/3, Харитоновой Т.П." и от 07.10.2010 N 1506 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Гагарина, 117/3 гр. Харитоновой Т.П." (уточненные в порядке статьи 49 АПК РФ требования).
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 01 апреля 2011 года требования Харитоновой Т.П. удовлетворены. Суд признал незаконным распоряжение главы администрации муниципального образования от 29.10.2010 N 1628 как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, указав, что администрация не доказала соответствие принятого ненормативного акта закону.
Администрация обжаловала решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование апелляционной жалобы администрация указала следующее: предоставленный Харитоновой Т.П. земельный участок расположен за красной линией и является земельным участком общего пользования, в связи с чем, не может быть предоставлен в аренду; в силу пункта 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация в порядке самоконтроля правомерно отменила принятые ранее распоряжения.
Харитонова Т.П. в отзыве на апелляционную жалобу просила решение суда оставить без изменения. Указала, что распоряжение главы администрации муниципального образования от 29.10.2010 N 1628 нарушает ее права, поскольку отмена распоряжений от 02.08.2010 N 999 и от 07.10.2010 N 1506 влечет расторжение договора аренды земельного участка и лишает ее права на строительство магазина на земельном участке.
Администрация не обеспечила явку представителя в судебное заседание, будучи уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Харитонова Т.П. поддержала доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просила решение оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав заявителя по делу, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главы администрации от 02.08.2010 N 999 "О предварительном согласовании места размещения строительства магазина на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Гагарина, 117/3, Харитоновой Т.П." заявителю согласовано место расположения земельного участка под строительство магазина по адресу: п. Яблоновский, ул. Гагарина, 117/3. 20.04.2010 утвержден акт выбора земельного участка ориентировочной площадью 50 кв.м. для строительства объекта (магазина), а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и схема границ земельного участка.
24.08.2010 земельный участок, площадью 50 кв.м. поставлен на кадастровый учет под номером 01:05:0200166:716.
16.09.2010 Харитонова Т.П. обратилась к главе администрации муниципального образования "Тахтамукайский район" с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка под строительство магазина.
Распоряжением главы администрации от 07.10.2010 N 1506 "О предоставлении в аренду земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Гагарина, 117/3 гр. Харитоновой Т.П." Харитоновой Т.П. в аренду предоставлен земельный участок с кадастровым номером 01:05:0200166:716 площадью 50 кв.м., относящийся к категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Гагарина, 117/3, под строительство магазина.
Во исполнение указанного распоряжения администрация 12.10.2010 заключила с Харитоновой Т.П. договор аренды земельного участка N 386.
Распоряжением главы администрации от 29.10.2010 N 1628 распоряжения от 02.08.2010 N 999 и от 07.10.2010 N 1506 отменены со ссылкой на нарушение требований земельного законодательства, допущенные при их издании.
Харитонова Т.П., полагая, что указанный ненормативный акт является незаконным и нарушает ее права и законные интересы, обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании распоряжения от 29.10.2010 N 1628 незаконным.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Учитывая необходимость контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Как установил суд первой инстанции, предоставление земельного участка в аренду Харитоновой Т.П. осуществлено с соблюдением порядка предоставления земельных участков под строительство, предусмотренного земельным законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предписания органа местного самоуправления, содержащиеся в распоряжении от 02.08.2010 N 999, Харитоновой Т.П. выполнены. Утверждены акт от 20.04.2010 выбора земельного участка для строительства магазина, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и границ земельного участка, изготовлен кадастровый паспорт земельного участка.
Пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Информация о предварительном согласовании места размещения строительства магазина на земельном участке площадью 50 кв.м., расположенном по адресу: п. Яблоновский, ул. Гагарина, 117/3, была опубликована в газете "Согласие" от 23.06.2010.
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно пунктам 5, 8 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта; исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
16.09.2010 Харитонова Т.П. обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство магазина с приложением необходимых документов.
Распоряжением N 1506 от 07.10.2010 принято решение о предоставлении Харитоновой Т.П. в аренду земельного участка по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Гагарина, 117/3. Подпунктами 3.1 и 3.3 пункта 3 распоряжения Харитоновой Т.П. предписано в двухнедельный срок с момента вступления в силу распоряжения заключить договор аренды земельного участка, после подписания договора аренды земельного участка произвести его государственную регистрацию в Тахтамукайском отделе Управления Росреестра по Республике Адыгея.
12.10.2010 администрацией и Харитоновой Т.П. подписан договор N 386 аренды земельного участка площадью 50 кв.м., расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Гагарина, 117/3.
Харитонова Т.П. обратилась в орган государственной регистрации с документами на регистрацию. Сообщением от 10.11.2010 N 04/032/2010-201 ей отказано в государственной регистрации договора аренды земельного участка со ссылкой на распоряжение главы администрации N 1628 от 29.10.2010, которым отменены распоряжения от 02.08.2010 N 999 "О предварительном согласовании места размещения строительства магазина на земельном участке, расположенном по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, п. Яблоновский, ул. Гагарина, 117/3, Харитоновой Т.П." и от 07.10.2010 N 1506 "О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, пос. Яблоновский, ул. Гагарина, 117/3, гр. Харитоновой Т.П.".
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно указал суд первой инстанции, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В обжалуемом заявителем распоряжении N 1628 от 29.10.2010 об отмене распоряжений от 02.08.2010 N 999 и от 07.10.2010 N 1506 не приведены конкретные правовые нормы, которым не соответствуют указанные распоряжения, а лишь отмечено, что их отмена связана с нарушением требований земельного законодательства, допущенным при их издании.
Администрацией не выполнены неоднократные требования суда о необходимости представления отзыва и доказательств, подтверждающих обоснованность отмены распоряжений от 02.08.2010 N 999 и от 07.10.2010 N 1506 и законность принятия распоряжения N 1628 от 29.10.2010. Администрацией также не была обеспечена явка представителя в судебные заседания.
Отмена ранее принятых распоряжений о предоставлении Харитоновой Т.П. земельного участка в аренду явилась препятствием для регистрации подписанного между Харитоновой Т.П. и администрацией договора аренды, чем нарушены права Харитоновой Т.П. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно признал распоряжение N 1628 от 29.10.2010 об отмене распоряжений от 02.08.2010 N 99 и от 07.10.2010 N1506 незаконным, как принятое с нарушением норм земельного законодательства и нарушающее права и законные интересы заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о нахождении спорного земельного участка за красной линией и его отнесения к землям общего пользования администрацией документально не подтверждены.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта. Нарушения норм процессуального права, влекущие безусловную отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущены.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя жалобы, который в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 01 апреля 2011 года по делу N А01-41/2011 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
В.В. Галов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-41/2011
Истец: ИП Харитонова Тамара Петровна, Харитонова Тамара Петровна
Ответчик: Администрация муниципального образования "Тахтамукайский район"
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5469/11