г. Тула
17 июня 2011 г. |
Дело N А62-5744/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Дорошковой А.Г., Полынкиной Н.А.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Принеслик И.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ковжаровой Татьяны Николаевны
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 04.04.2011 по делу N А62-5744/2010 (судья Луашенкова Т.В.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Ковжаровой Татьяны Николаевны
к Смоленской таможне
о признании решений незаконными и обязании возвратить авансовый платеж,
при участии:
от заявителя: Карловой М.И. адвоката, Ковжаровой Т.Н., Юсупова Б. по доверенности,
от ответчика: Петровой М.Г. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 14.06.2011.
индивидуальный предприниматель Ковжарова Татьяна Николаевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне (далее - Таможня) о признании недействительными решения N 10113000-18-16/000176 от 29.10.2010, решения (требования) от 01.11.2010 N 105 и решения от 01.11.2010 N 313.
Решением суда первой инстанции от 04.04.2011 в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель обжаловал решение суда в апелляционном порядке в части отказа в удовлетворении его требований и просит это решение в данной части отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Таможня возражала против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 28.05.2010 заявителем задекларирован товар "свиньи живые чистопородные, чистокровные, племенные, порода "Дюрок" по ГТД N 10113100/280510/0003194 в количестве 405 голов, вывезенных из Германии на условиях поставки FCA Фридланд.
Товар классифицирован декларантом в товарной подсубпозиции 0103 10 000 0 ТН ВЭД, с нулевой ставкой таможенной пошлины.
28.05.2010 товар выпущен в свободное обращение.
По результатам таможенного контроля после выпуска товаров, таможенным органом установлено следующее.
Согласно данных из Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 26.10.2010 N УФС-ЕЖ-2/4461, содержащих сообщение Главного ветеринарного инспектора Германии, сертификаты NN DE-0140312-2010/039, DE-0108003-72005502, DE-0108003-72005501 являются фальсифицированными, поскольку партии животных, отгруженных из района Клоппенбург, являлись партиями убойных свиней, и были оформлены сертификаты на поставку убойных свиней; получены комплекты ветеринарных сертификатов NN DE-0140312-2010/039, DE-0108003-72005502, DE-0108003-72005501 на убойных свиней, экспортируемых из Европейского Союза в Российскую Федерацию, а также выданные Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям сертификаты от 31.05.2010 132 N 0008074, 132 N 0008075, 132 N 0008076 на ввезенные из Германии партии свиней убойных по вышеуказанной ГТД.
В связи с изложенным, товар, по мнению заявитиеля, подлежит классификации в товарной подсубпозиции 0103 92 190 0 ТН ВЭД как "Свиньи живые домашних видов".
На основании изложенных обстоятельств, Таможней принято решение от 29.10.2010 N 10113000-18-16/000176 о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД как убойных свиней, решение - требование об уплате платежей от 01.11.2010 N 105 в размере 974303,86 руб. и решение о зачете авансовых платежей от 01.11.2010 N 313 в размере 850036,06 руб.
Не согласившись с указанными решениям, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 40 ТК РФ (действовавшего в период декларирования товара) товары при их декларировании таможенным органам подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров.
Согласно пункту 1 Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - Правила) названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Правил.
В силу Правила 6 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В соответствии с Единым таможенным тарифом таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации к товарной позиции 0103 ТН ВЭД относятся свиньи живые:
0103 10 000 0 - чистопородные племенные животные; 0103 92 -- массой 50 кг или более: 0103 92 190 0 ---- прочие.
Согласно ст. 123 ТК РФ Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных статьями 183, 184, 247, 391 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 4 ч. 3 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах, в частности, наименовании, описании, классификационном коде.
Частью 4 статьи 131 ТК РФ определено, что в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости.
В силу п. 2 ст. 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Таможенные органы, после выпуска товаров и (или) транспортных средств, вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном гл. 35 ТК РФ (ст. 361 ТК РФ).
Согласно статье 40 ТК РФ в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании классификация товаров осуществляется таможенным органом путем принятия решения об отнесении товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанным в ТН ВЭД России, и соответствующим им цифровым кодам.
В соответствии с подпунктами в) и д) пункта 1 Приложения 2 к приказу ФТС России от 25.04.2007 N 536, при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с выбранным таможенным режимом, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются, в том числе:
- ветеринарный сертификат, подтверждающий осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), выдаваемого при ввозе товаров;
- заключение (решение), выдаваемое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, об отнесении декларируемых товаров к не подпадающим под действие запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В силу п. 1.2 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденными Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 422 от 16.11.2006 ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Согласно пункту 1.3 Правил партии грузов, перечисленных в Приложении N 19 к данным Правилам, должны сопровождаться: ветеринарными сертификатами формы N 6.1, 6.2 и 6.3 (Приложения N 16 - 18) - при перевозке грузов, ввезенных в Российскую Федерацию, по территории Российской Федерации от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами Российской Федерации, а также в иных установленных случаях.
Согласно пункта 2.11 Правил ветеринарные сертификаты форм 6.1 выдают на грузы, ввезенные на территорию Российской Федерации, взамен ветеринарных сертификатов стран-экспортеров для сопровождения грузов по территории Российской Федерации от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами Российской Федерации, а также в иных случаях.
При перевозке животных в количестве более 5 голов к ветеринарному сертификату прилагают опись, заверенную печатью территориального органа Россельхознадзора, выдавшего ветеринарный сертификат (пункт 2.13 Правил).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" экспорт и импорт племенной продукции (материала) осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, при наличии разрешения специально уполномоченного Правительством Российской Федерации государственного органа по управлению племенным животноводством.
Разрешение на импорт племенной продукции выдается при условии, если племенная ценность импортируемой племенной продукции подтверждена признаваемым Российской Федерацией сертификатом (свидетельством). Для получения указанного разрешения заинтересованное лицо обязано представить в специально уполномоченный Правительством Российской Федерации государственный орган по управлению племенным животноводством документы о качестве племенной продукции.
В силу пунктов 1, 5.5.12 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 450, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, который осуществляет в числе прочего выдачу сертификатов (свидетельств) на племенную продукцию (материал).
Согласно статье 2 Федерального закона от 03.08.1995 N 123-ФЗ "О племенном животноводстве" племенное животное - сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1.3 Инструкции о ввозе на территорию Российской Федерации и вывозе с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных, утвержденной Минсельхозпродом РФ N 12-04/5, ГТК РФ N 01-23/8667 08.05.1997 ввоз на территорию Российской Федерации, а также вывоз с территории Российской Федерации семян сортов растений и племенного материала пород животных допускается на основании документов, перечисленных в разделах 2 и 3 данной Инструкции, являющихся документами, необходимыми для таможенных целей, и удостоверяющих, что ввоз и вывоз указанных товаров не запрещен.
В силу пункта 2.1 Инструкции для подтверждения заявленных таможенным органам Российской Федерации сведений о ввозимых на территорию Российской Федерации семенах сортов растений и племенном материале пород животных таможенным органам представляется один из документов, перечисленных в пунктах 2.2, 2.3, 2.4 и 2.5 Инструкции.
В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции к таким документам относится "Выписка из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, по ввозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных", оформляемая Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в соответствии с Приложением 3 к Инструкции.
Таким образом, при таможенном оформлении товара (свиньи живые чистопородные, чистокровные, племенные) Предприниматель обязан был представить ветеринарные документы (сертификаты), разрешения уполномоченного органа по управлению племенным животноводством на ввоз племенной продукции (выписки из Государственного реестра селекционных достижений), разрешения на ввоз животной продукции, подлежащей ветеринарному и фитосанитарному надзору, выдаваемые уполномоченным органом исполнительной власти по ветеринарии.
Как установлено судом, в подтверждение заявленных сведений об описании и классификации товара декларантом представлены: контракт от 05.01.2010 N 2-04/05, инвойсы NN 25201, 25202, 25203, CMR NN DE25201, DE25202, DE25203, ветеринарные сертификаты на экспортируемые из Европейского союза в Российскую Федерацию племенных свиней NN DE-0140312-2010/039, DE-0108003-72005502, DE-0108003-72005501, экспортную декларацию, ветеринарные сертификаты от 28.05.2010 132 NN 0008068, 0008069, 0008070, выданные Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и другие документы, выписка из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, по ввозимым семенам сортов растений, племенному материалу пород животных, разрешение Территориального управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 15.02.2010 N ФС/УВН-01/12851 на ввоз племенных свиней.
В ходе контроля после выпуска товаров поступили данные из Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 26.10.2010 N УФС-ЕЖ-2/4461, содержащие сообщение Главного ветеринарного инспектора Германии о том, что сертификаты NN DE- 0140312-2010/039, DE-0108003-72005502, DE-0108003-72005501 являются фальсифицированными, поскольку партии животных, отгруженных из района Клоппенбург, являлись партиями убойных свиней, и были оформлены сертификаты на поставку убойных свиней.
В рамках уголовного дела N 102150030 получены комплекты ветеринарных сертификатов NN DE-0140312-2010/039, DE-0108003-72005502, DE-0108003-72005501 на убойных свиней, экспортируемых из Европейского Союза в Российскую Федерацию, а также выданные Управлением Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям сертификаты от 31.05.2010 132 N 0008074, 132 N 0008075, 132 N 0008076 на ввезенные из Германии партии свиней убойных по вышеуказанной ГТД.
В материалы дела таможенным органом представлены письмо Таможенной службы Германии и письмо должностного лица службы ветеринарной Германии (доктора Смита), подпись которого содержится в немецких сертификатах N N DE-0140312-2010/039, DE-0108003-72005502, DE-0108003-72005501.
Указанные документы получены в рамках Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб от 16.12.1992, а также соответствуют положениям Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.1977.
Согласно пункту 1 статьи 11 Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб от 16.12.1992, предусмотренная данным Договором помощь оказывается непосредственно таможенными службами Договаривающихся Сторон.
Таможенные службы Договаривающихся Сторон могут использовать полученную в соответствии с настоящим Договором информацию и документацию в качестве доказательства только во внутренних процедурах таможенных органов, а также судопроизводстве, в том числе в производстве, которое ведется прокуратурой или под ее надзором. Доказательная сила указанной информации и документации, а также возможность их использования в суде определяются внутренним законодательством использующей их Договаривающейся Стороны (статья 11 Договора между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германией о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб от 16.12.1992).
Указанные выше документы, полученные в рамках Договора о сотрудничестве и взаимопомощи таможенных служб от 16.12.1992, не требуют легализации, что соответствует абзацу 2 статьи 3 Конвенции, отменяющей требование о легализации иностранных официальных документов, от 05.06.1961 (г. Гаага).
Таким образом, письма Таможенной службы Германии и должностного лица ветеринарной службы Германии (доктора Смита) правомерно расценены судом первой инстанции как соответствующие требованиям, установленным международными договорами и являются надлежащими доказательствами, подтверждающими факт отнесения ввозимых свиней к категории убойных.
Доводы жалобы о том, что Таможней не представлено достаточных доказательств в обоснование переквалификации товарной позиции по названным основаниям отклоняется.
В данном случае, именно на декларанта товара по правилам ст. 65 АПК РФ возлагается обязанность по доказыванию правильности применения товарной позиции ввозимого товара, поскольку представленные заявителем документы правомерно признаны таможенным органом недостоверными.
В силу п. 2 ст. 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Предъявленные декларантом при таможенном оформлении груза в подтверждение заявленных сведений об описании и классификации товара товаросопроводительные документы (импортные ветеринарные сертификаты) не соответствуют критерию достоверности.
Довод жалобы об использовании таможенным органом неофициального перевода письма Начальника Управления здоровья животных и гигиены пищевой продукции Федерального Министерства продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Федеративной Республики Германия г-жи Карин Швабенбауер отклоняется, так как изложенные в данном письме сведения подтверждены также иными доказательствами, в частности нотариально заверенным переводом письма доктора Смита, а также письмом Криминального таможенного управления (вх. от 26.01.2011).
Кроме того, ветеринарные сертификаты 132 N 0008068, 0008069, 0008070 (т. 1, л.д. 149-150, т. 2, л.д. 1), выданные 28.05.2010 на вид животных "Свиньи племенные чистопородные (чистокровные)" на основании ветсертификатов Германии NN DE-0140312-2010/039, DE-0108003-72005502, DE-0108003-72005501 от 25.05.2010 письмом Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям от 22.03.2011 N УФС-МБ -12/1233 просило считать недействительными ветеринарные сертификаты формы 6.1, выданные специалистами Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям, в том числе: 132 N 0008068, 132 N 0008069, 132 N 0008070, признаны недействительными.
Кроме того, экспортер свиней Хайнц Майер Вихандельс ГмБХ входит в список предприятий, имеющих право на экспорт убойных свиней, утвержденный приказом Россельхознадзора от 16.04.2009 N ФС-НВ-2/3441.
Доводы жалобы о том, что контракт был заключен на ввоз именно племенных свиней, процедура ввоза и таможенного оформления товара также осуществлялась как для племенных свиней (в частности, животные помещались на карантин) судом отклоняются, так как данные обстоятельства сами по себе, при наличии установленного факта наличия недостоверных сведений в сертификате, не могут являться доказательствами отнесения животных к племенным свиньям.
Так, в материалах дела отсутствуют надлежаще оформленные действующие импортные и российские ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, на животных "Свиньи племенные чистопородные (чистокровные)".
При указанных обстоятельствах вывод Таможни о том, что фактически по ГТД N 10113100/280510/0003194 ввозился товар "свиньи убойные" правомерен, вследствие чего оспариваемые решения приняты таможенным органом обоснованно и основания для признания их недействительными не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.04.2011 по делу N А62-5744/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5744/2010
Истец: ИП Ковжарова Татьяна Николаевна
Ответчик: Смоленская таможня
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2375/11