г. Москва
16 июня 2011 г. |
Дело N А41-12185/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Мищенко Е.А., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Огневская Д.В., доверенность от 01.03.2011 N ИА/6772,
от заинтересованных лиц: от Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области: не явились, извещены надлежащим образом; от общества с ограниченной ответственностью "БТИ-Реклама": Кузнецов А.В., генеральный директор, решение единственного участника от 11.01.2009, Викулов С.Е., доверенность от 15.12.2010 ИСХ. N 17; от Администрации Егорьевского муниципального района Московской области: Максимов А.А., доверенность от 30.12.2010 N 1-1-82/892,
от третьих лиц: от Главы Егорьевского муниципального района Московской области: Максимов А.А., доверенность от 06.06.2011 N 2-1-21/141; индивидуальный предприниматель Слесарев В.К. лично, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда Московской области от 02.02.2011 по делу N А41-12185/10, принятое судьей Васильевой Е.В. по заявлению Федеральной антимонопольной службы к Комитету по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области, обществу с ограниченной ответственностью "БТИ-Реклама", Администрации муниципального образования "Егорьевский муниципальный район" Московской области о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций, договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, при участии в деле в качестве третьих лиц Главы муниципального образования "Егорьевский муниципальный район" Московской области, индивидуального предпринимателя Слесарева В.К.,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная антимонопольная служба (далее - заявитель, антимонопольная служба) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области (далее - комитет), обществу с ограниченной ответственностью "БТИ-Реклама" (далее - общество), Администрации Егорьевского муниципального района Московской области (далее - администрация) о признании недействительными:
1. разрешений на установку рекламных конструкций, выданных обществу по адресам:
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Касимовское шоссе, 4-й микрорайон, вблизи дома N 3 (разрешение от 15.05.2008 N 106);
- Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 85 км 150 м (разрешение от 19.02.2007 N 13);
- Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 83 км 950 м (разрешение от 20.08.2007 N 23);
- Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 84 км 250 м (разрешение от 10.08.2007 N 22);
- Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 84 км 950 м (разрешение от 22.07.2007 N 14);
- Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 84 км 500 м (разрешение от 19.02.2007 N 21);
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Софьи Перовской ул., 6-й микрорайон, вблизи дома N 2 (разрешение от 10.08.2007 N 9);
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Владимирская ул., вблизи дома N 6 а (разрешение от 19.02.2007 N 16);
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Владимирская ул., вблизи дома N 16 (разрешение от 19.02.2007 N 15);
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Рязанская ул., 6-й микрорайон, вблизи дома N 28 (разрешение от 15.05.2008 N 105);
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Советская ул., вблизи дома N 2в (разрешение от 16.07.2007 N 26 А);
2. договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенные между комитетом и обществом на основании вышеуказанных разрешений:
- договор N 37 от 01.05.2008 (рекламная конструкция по адресу Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Касимовское шоссе, 4-й микрорайон, вблизи дома N 3);
- договор N 27 от 01.05.2008 (рекламная конструкция по адресу Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 85 км 150 м);
- договор N 15 от 01.04.2008 (рекламная конструкция по адресу Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 83 км 950 м);
- договор N 16 от 01.04.2008 (рекламная конструкция по адресу Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 84 км 250 м);
- договор N 14 от 01.04.2008 (рекламная конструкция по адресу Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 84 км 950 м);
- договор N 34 от 01.05.2008 (рекламная конструкция по адресу Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 84 км 500 м);
- договор N 7 от 01.05.2008 (рекламная конструкция по адресу Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Софьи Перовской ул., 6-й микрорайон, вблизи дома N 2);
- договор N 29 от 01.05.2008 (рекламная конструкция по адресу Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Владимирская ул., вблизи дома N 6 а);
- договор N 28 от 01.05.2008 (рекламная конструкция по адресу Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Владимирская ул., вблизи дома N 16);
- договор N 36 от 01.05.2008 (рекламная конструкция по адресу Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Рязанская ул., 6-й микрорайон, вблизи дома N 28);
- договор N 62 от 17.06.2008 (рекламная конструкция по адресу Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Советская ул., вблизи дома N 2 в).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Глава Егорьевского муниципального района Московской области, индивидуальный предприниматель Слесарева В.К. (далее - предприниматель).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, антимонопольная служба обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда действующему законодательству (том 4, л.д. 96-106).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представив письменные пояснения. По мнению антимонопольной службы, оспариваемые разрешения на установку рекламных конструкций по указанным адресам и договоры на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенные между комитетом и обществом на основании вышеуказанных разрешений являются незаконными и заключены с нарушением антимонопольного законодательства, что является нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе предпринимателя.
Представитель администрации и Главы Егорьевского муниципального района Московской области против доводов антимонопольной службы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу от 20.04.2011 N 3-4-3/75 (том 4, л.д. 131-133), ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы заявителя.
Представители общества в судебном заседании против доводов заявителя возражали по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу от 20.04.2011 (том 4, л.д.134-136). По мнению общества, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба антимонопольной службы - необоснованной.
Предприниматель в судебном заседании просил решение арбитражного суда первой инстанции отменить и удовлетворить апелляционную жалобу заявителя, пояснив суду, что с 2006 года по настоящее время неоднократно обращался в адрес администрации с заявлениями о представлении ему разрешений для размещения рекламных конструкций в г. Егорьевск, в том числе и по рассматриваемым адресам, однако всегда по различным основаниям получал отказ. В 2006 году отказы администрации мотивированы тем, что на территории города рекламные конструкции будут размещаться только обществом для достижения единой политики в этой области. В 2007 году отказы администрации были обусловлены необходимостью составления и утверждения схемы размещения рекламных щитов до разрешения вопроса о выдаче ему разрешения для размещения средства наружной рекламы. В 2008 году ему было отказано администрацией в выдаче разрешения ввиду отсутствия заявленных им мест для размещения рекламы на схеме территориального планирования, тогда как данная схема утверждена позже, причем данное обстоятельство не препятствовало администрации, Главе Егорьевского муниципального района Московской области и комитету в выдаче соответствующих разрешений и заключения договоров с обществом. Данные факты послужили основанием для его обращения в антимонопольный орган и прокуратуру с соответствующими заявлениями.
Представитель комитета в судебное заседание не явился, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанного лица.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав присутствующих в судебном заседании, представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений к ней и отзывов на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для изменения решения арбитражного суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, индивидуальный предприниматель Слесарев В.К. обратился в Федеральную антимонопольную службу с заявлениями (вх. N 29271 от 30.07.2008, N 33791 от 28.08.2008, N 46232 от 13.11.2008, N 1309 от 13.01.2009, N 2973 от 28.01.2009), содержащими информацию о наличии в действиях Главы муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области", Администрации муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области" и Комитета по управлению имуществом Егорьевского муниципального района признаков нарушения антимонопольного законодательства. А именно Глава муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области", Администрация муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области" и Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района создают препятствия индивидуальному предпринимателю Слесареву В.К. в осуществлении рекламной деятельности, отказывают в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций. При этом Глава муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области", Администрация муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области" и Комитет по управлению имуществом Егорьевского муниципального района создают преимущественные условия для ведения обществом с ограниченной ответственностью "БТИ-Реклама" рекламной деятельности.
Федеральной антимонопольной службой проведены внеплановые контрольные мероприятия по проверке соблюдения антимонопольного законодательства Администрацией муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области" и обществом с ограниченной ответственностью "БТИ-Реклама", по результатам которых вынесено решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства от 02.06.2009 N 1 15/41-09, согласно которому Администрация муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области" признана нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем совершения действий, выразившихся в необоснованных отказах индивидуальному предпринимателю Слесареву В.К. в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций; Администрация муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области" и Глава муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области" признаны нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем совершения действий, выразившихся в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций без соблюдения установленных правил выдачи таких разрешений (том 2, л.д. 129-142).
Выявленные нарушения послужили основанием для обращения антимонопольной службы в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций от 15.05.2008 N 106, от 19.02.2007 N 13, от 20.08.2007 N 23, от 10.08.2007 N 22, от 22.07.2007 N 14, от 19.02.2007 N 21, от 10.08.2007 N 9, от 19.02.2007 N 16, от 19.02.2007 N 15, от 15.05.2008 N 105, от 16.07.2007 N 26 А, выданных обществу в нарушение пункта 2 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и пункта 5.7 Порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области", утвержденного решением Совета депутатов Егорьевского района Московской области от 13.12.2006 N 341/40 и договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций от 01.05.2008 N 37, от 01.05.2008 N 27, от 01.04.2008 N 15, от 01.04.2008 N 16, от 01.04.2008 N 14, от 01.05.2008 N 34, от 01.05.2008 N 7, от 01.05.2008 N 29, от 01.05.2008 N 28, от 01.05.2008 N 36, от 17.06.2008 N 62, заключенных между комитетом и обществом на основании вышеуказанных разрешений.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций от 15.05.2008 N 106, от 19.02.2007 N 13, от 20.08.2007 N 23, от 10.08.2007 N 22, от 22.07.2007 N 14, от 19.02.2007 N 21, от 10.08.2007 N 9, от 19.02.2007 N 16, от 19.02.2007 N 15, от 15.05.2008 N 105, от 16.07.2007 N 26 А, арбитражный суд первой инстанции сделал выводы о пропуске антимонопольной службой срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обращения с заявлением о признании недействительными указанных разрешений на установку рекламных конструкций и об отсутствии оснований для его восстановления.
Данные выводы арбитражного суда первой инстанции является обоснованными, соответствует действующему законодательству и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ) антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.
В силу указанной нормы 02.04.2010 антимонопольная служба обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций и заключенных на их основании договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (том 1, л.д. 2-12).
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Срок на подачу заявления начинает течь с момента, когда лицу стало известно о нарушении оспариваемым актом его прав и интересов.
Арбитражный суд, установив пропуск срока на подачу заявления об оспаривании ненормативного акта, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, отказывает в удовлетворении заявленных требований по данному основанию, не рассматривая вопроса о соответствии ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту.
При этом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит перечня уважительных причин, при наличии которых суд может восстановить срок, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 1 15/41-09, которым установлена выдача оспариваемых разрешений на установку рекламной конструкции без соблюдения установленных правил выдачи таких разрешений, принято антимонопольной службой 02.06.2009 (том 2, л.д. 129-142).
Следовательно, заявление о признании недействительными вышеназванных разрешений на установку рекламных конструкций подано в арбитражный суд первой инстанции по истечении трех месяцев с момента изготовления решения от 02.06.2009 N 1 15/41-09 - 02.04.2010 (том 1, л.д. 2).
В обоснование причин пропуска срока заявитель указал, что при обращении в суд с заявлением антимонопольная служба исходила из того, что предметом спора является признание сделки - договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций - недействительной, а разрешения являются частью данных договоров в связи с чем, срок исковой давности составляет один год и течение данного срока исчисляется с момента вынесения Комиссией Федеральной антимонопольной службы решения от 02.06.2009 N 1 15/41-09.
Право на обжалование решений действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия и порядок рассмотрения данной категории споров, установлено главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом требование антимонопольной службы о признании недействительными вышеуказанных разрешений на установку рекламных конструкций является самостоятельным требованием.
Таким образом в данном случае к порядку обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций и рассмотрения данного требования должны быть применены положения, установленные главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с заявлением о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций, заявителем ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
В апелляционной жалобе антимонопольной службы также не содержится доводов, подтверждающих наличие у антимонопольной службы уважительных причин для восстановления судом пропущенного процессуального срока.
Определением арбитражного суда апелляционной инстанции от 21.04.2011 антимонопольной службе предложено представить нормативно обоснованные пояснения причин пропуска срока для обращения в арбитражный суд с требованиями о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций по рассматриваемым адресам (том 4, л.д. 141-145).
Согласно письменным пояснениям антимонопольной службы, представленным в арбитражный суд апелляционной инстанции, в обоснование причин пропуска процессуального срока заявитель ссылается на то, что в соответствии с пунктом 5.15 Порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области", утвержденного решением Совета депутатов Егорьевского района Московской области от 13.12.2006 N 341/40, в случае, когда рекламная конструкция присоединяется к объекту недвижимости или земельному участку, находящемуся в муниципальной собственности Егорьевского муниципального района Московской области или к земельному участку, государственная собственность на который не разграничена, заявитель должен после получения разрешения на установку рекламной конструкции заключить с Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Таким образом заявитель указывает, что разрешение в данном случае является неотъемлемой частью договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Данное обстоятельство, по мнению антимонопольной службы, с учетом того, что при подаче заявления в суд, заявитель исходил из того, что предметом спора является признание сделки недействительной, свидетельствует о том, что в данном случае срок исковой давности составляет один год и течение данного срока исчисляется с даты вынесения антимонопольной службой решения по делу N 1 15/41-09, то есть с 02.06.2009.
Между тем данные причины пропуска срока обращения в суд с требованием о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций не могут быть признаны обоснованными и уважительными, поскольку указанные требования рассматриваются судом в соответствии с положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в данном случае годичный срок исковой давности не может быть применен.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что в данном случае при исчислении срока подачи заявления о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций подлежат применению положения, установленные частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, независимо от того заявлено такое требование самостоятельно или в совокупности с требованием о признании недействительными договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенных на основании указанных разрешений.
В связи с указанным довод заявителя о применении годичного срока исковой давности обоснованно отклонен арбитражным судом первой инстанции.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования антимонопольной службы о признании недействительными разрешений на установку рекламных конструкций, выданных обществу по адресам:
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Касимовское шоссе, 4-й микрорайон, вблизи дома N 3 (разрешение от 15.05.2008 N 106);
- Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 85 км 150 м (разрешение от 19.02.2007 N 13);
- Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 83 км 950 м (разрешение от 20.08.2007 N 23);
- Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 84 км 250 м (разрешение от 10.08.2007 N 22);
- Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 84 км 950 м (разрешение от 22.07.2007 N 14);
- Московская область, Егорьевский район, автотрасса Москва-Касимов, 84 км 500 м (разрешение от 19.02.2007 N 21);
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Софьи Перовской ул., 6-й микрорайон, вблизи дома N 2 (разрешение от 10.08.2007 N 9);
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Владимирская ул., вблизи дома N 6 а (разрешение от 19.02.2007 N 16);
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Владимирская ул., вблизи дома N 16 (разрешение от 19.02.2007 N 15);
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Рязанская ул., 6-й микрорайон, вблизи дома N 28 (разрешение от 15.05.2008 N 105);
- Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, Советская ул., вблизи дома N 2в (разрешение от 16.07.2007 N 26 А) удовлетворению не подлежит, в связи с пропуском процессуального срока обращения с данным требованием в арбитражный суд, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с чем, оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции в указанной части не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований о признании недействительными договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций от 01.05.2008 N 37, от 01.05.2008 N 27, от 01.04.2008 N 15, от 01.04.2008 N 16, от 01.04.2008 N 14, от 01.05.2008 N 34, от 01.05.2008 N 7, от 01.05.2008 N 29, от 01.05.2008 N 28, от 01.05.2008 N 36, от 17.06.2008 N 62, заключенных между комитетом и обществом на основании вышеуказанных разрешений, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии оснований для применения положений статьей 166, 167 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно подпункту "б" пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству.
Антимонопольная службы обратилась в Арбитражный суд Московской области с требованием о признании недействительными договоров на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций от 01.05.2008 N 37, от 01.05.2008 N 27, от 01.04.2008 N 15, от 01.04.2008 N 16, от 01.04.2008 N 14, от 01.05.2008 N 34, от 01.05.2008 N 7, от 01.05.2008 N 29, от 01.05.2008 N 28, от 01.05.2008 N 36, от 17.06.2008 N 62 в связи с установлением в ходе контрольных мероприятий факта совершения администрацией и Главой муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области" при заключении данных договоров действий, нарушающих требования действующего законодательства Российской Федерации, выразившихся в выдаче разрешений на установку рекламных конструкций без соблюдения установленных законодательством требований к порядку выдачи таких разрешений.
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ (в редакции Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами названного Федерального закона и гражданского законодательства.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В силу пункта 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы размещения рекламы на территории муниципального образования относятся к вопросам местного значения.
На основании решения Совета депутатов Егорьевского муниципального района Московской области от 28.02.2008 N 512/58 "О внесении изменений и дополнений в Порядок выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области", утвержденный решением Совета депутатов Егорьевского района Московской области от 13.12.2006 N 341/40, договоры аренды земельных участков для установки временных рекламных щитов, заключенные ранее, перезаключены на договоры на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, что позволило исключить указание на временность рекламных конструкций. При этом продление сроков данных договоров должно производиться по общим условиям, предусмотренным Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", в том числе при наличии разрешения на установку рекламной конструкции.
Как следует из материалов дела, 17.06.2008 между комитетом и обществом заключен договор N 62 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (том 1, л.д. 17-22).
В соответствии с пунктом 1 данного договора комитет предоставляет, а общество принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции, общей рекламной площадью двух сторон 36 кв.м., присоединяемой к земельному участку, находящемуся в государственной собственности, расположенному по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Советская, вблизи дома N 2в.
Указанный договор от 17.06.2008 N 62 заключен на основании разрешения N 26А на установку рекламной конструкции на территории Егорьевского муниципального района на срок с 16.07.2007 по 15.07.2012 по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Советская вблизи дома N 2в (том 1, л.д. 23-25).
Владельцем рекламной конструкции указано общество.
Согласно пункту 3.4 действующего на момент возникновения спорных правоотношений Порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области", утвержденного решением Совета депутатов Егорьевского муниципального района Московской области от 13.12.2006 N 341/40 (далее - Порядок выдачи разрешений) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
При наличии нескольких заявок на одно рекламное место проводится аукцион на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Размещение средств рекламной информации большого формата на территории города Егорьевска осуществляется по схеме, разработанной отделом по архитектуре и градостроительству и утвержденной главой Егорьевского муниципального района.
Вместе с тем схема размещения рекламных щитов большого формата на территории города Егорьевска Московской области утверждена постановлением главы Егорьевского муниципального района Московской области от 10.06.2008 N 1631.
Согласно пункту 3.1 Положения о порядке сдачи в аренду земельных участков на территории Егорьевского района, утвержденного решением Совета депутатов Егорьевского района Московской области от 29.11.2001 N 188/25 (ред. от 22.09.2004) для заключения договора аренды земельного участка заинтересованная сторона представляет Арендодателю следующие документы:
- заявку на аренду земельного участка (приложение 1);
- учредительные документы либо их нотариально заверенные копии (для юридических лиц);
- подлинник и копию либо нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации как индивидуального предпринимателя;
- физическими лицами предъявляются паспорт, удостоверение личности (для военнослужащих);
- постановление главы Егорьевского района о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или постановление о предоставлении земельных участков без проведения торгов - 1 экз.;
- кадастровую карту (план) земельного участка - 3 экз. и выписку из государственного земельного кадастра - 3 экз.;
- копию ситуационного плана земельного участка с нанесенными инженерными коммуникациями, согласованную с владельцами этих сетей, заверенную главным архитектором и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
- справку Комитета по земельным ресурсам и землеустройству о размере земельного налога, согласованную с Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по г. Егорьевску для передачи в аренду земельного участка (приложение 2);
- заключение уполномоченного Департамента природных ресурсов Центрального региона по Егорьевскому району (кроме предоставления земельных участков для ИЖС, дачного строительства).
Пунктом 3.2 названного Положения установлено, что Комитет по управлению имуществом в двухнедельный срок после получения вышеназванных документов:
3.2.1. организует публикацию о проведении торгов, которые проводятся не позднее 2 месяцев с момента получения документов, указанных в пункте 3.1 Положения.
3.2.2. Подготавливает постановление главы Егорьевского района о сдаче в аренду земельного участка для строительства (кроме ИЖС) и (или в случае оформления договора аренды земли под ИЖС) оформляет договор аренды. Постановление согласовывается со следующими должностными лицами:
- заместителем главы администрации Егорьевского района по вопросам производства сельскохозяйственной продукции и перерабатывающей промышленности;
- главным архитектором г. Егорьевска.
При этом в материалах дела отсутствуют сведения об обращении общества с заявкой о предоставлении земельного участка по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Советская, вблизи дома N 2в, а также постановление Главы Егорьевского муниципального района Московской области о предоставлении в аренду обществу земельного участка по указанному адресу для размещения рекламной конструкции.
Сведений о заключении договора аренды земельного участка по указанному адресу для размещения рекламной конструкции в материалы дела также не представлено.
22.10.2007 Главой Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление N 2923 "О сдаче в аренду земельного участка", в соответствии с которым обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 25 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская (вблизи дома 6а), в указанных на ситуационном плане границах - для размещения рекламного щита (том 1, л.д. 45).
Названным постановлением комитету предписано заключить договор аренды на указанный земельный участок с 01.08.2007 по 30.06.2008 включительно.
На основании постановления Главы Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление от 22.10.2007 N 2923 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 01.11.2007 N 27-2007Дз земельного участка по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская (вблизи дома 6а) площадью 25 кв.м. на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008 (том 1, л.д. 38-42).
01.05.2008 между комитетом и обществом заключен договор N 29 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (том 1, л.д. 29-32).
В соответствии с пунктом 1 данного договора комитет предоставляет, а общество принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции, общей рекламной площадью двух сторон 36 кв.м., присоединяемой к земельному участку, находящемуся в государственной собственности, расположенному по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Владимирская, вблизи дома N 6а.
Указанный договор заключен на основании разрешения N 16 на установку рекламной конструкции на территории Егорьевского муниципального района по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Владимирская, вблизи дома N 6а, сроком действия с 19.02.2007 по 18.02.2012 (том 1, л.д. 33-35).
Владельцем рекламной конструкции указано общество.
Следует отметить, что разрешение N 16 на установку рекламной конструкции выдано обществу сроком на 5 лет (с 19.02.2007 по 18.02.2012). Срок действия договора, заключенного на основании такого разрешения должен быть ограничен сроком действия разрешения.
Кроме того согласно постановлению Главы Егорьевского муниципального района Московской области от 22.10.2007 N 2923 земельный участок по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Владимирская, вблизи дома N 6а предоставлен обществу в аренду на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008, договор аренды земельного участка от 01.11.2007 N 27-2007Дз также заключен на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008 (том 1, л.д. 38-42, 45).
Между тем согласно пункту 2.1 договора от 01.05.2008 N 29 данный договор действует до 19.02.2012. Следовательно, срок действия договора не соответствует требованиям законодательства и документам, на основании которых данный договор заключен.
Доказательств продления срока предоставления земельного участка под данной рекламной конструкцией и заключения нового договора аренды или продления срока действия договора аренды от 01.11.2007 N 27-2007Дз в материалы дела не представлено.
22.10.2007 Главой Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление N 2918 "О сдаче в аренду земельного участка", в соответствии с которым обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 25 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская (вблизи дома 16), в указанных на ситуационном плане границах - для размещения рекламного щита (том 1, л.д. 64).
Названным постановлением комитету предписано заключить договор аренды на указанный земельный участок с 01.08.2007 по 30.06.2008 включительно.
На основании постановления Главы Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление от 22.10.2007 N 2918 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 01.11.2007 N 28-2007Дз земельного участка по адресу: Московская область, г. Егорьевск, ул. Владимирская (вблизи дома 16) площадью 25 кв.м. на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008 (том 1, л.д. 57-61).
01.05.2008 между комитетом и обществом заключен договор N 28 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (том 1, л.д. 48-51).
В соответствии с пунктом 1 данного договора комитет предоставляет, а общество принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции, общей рекламной площадью двух сторон 36 кв.м., присоединяемой к земельному участку, находящемуся в государственной собственности, расположенному по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Владимирская, вблизи дома N 16.
Указанный договор заключен на основании разрешения N 15 на установку рекламной конструкции на территории Егорьевского муниципального района по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Владимирская, вблизи дома N 16, сроком действия с 19.02.2007 по 18.02.2012 (том 1, л.д. 52-54).
Владельцем рекламной конструкции указано общество.
При этом разрешение N 15 на установку рекламной конструкции выдано обществу сроком на 5 лет (с 19.02.2007 по 18.02.2012). Срок действия договора, заключенного на основании такого разрешения должен быть ограничен сроком действия разрешения.
Кроме того согласно постановлению Главы Егорьевского муниципального района Московской области от 22.10.2007 N 2918 земельный участок по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Владимирская, вблизи дома 16 предоставлен обществу в аренду на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008, договор аренды земельного участка от 01.11.2007 N 28-2007Дз также заключен на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008.
Между тем согласно пункту 2.1 договора от 01.05.2008 N 28 данный договор действует до 19.02.2012. Следовательно, срок действия договора не соответствует требованиям законодательства и документам, на основании которых данный договор заключен.
Доказательств продления срока предоставления земельного участка под данной рекламной конструкцией и заключения нового договора аренды или продления срока действия договора аренды от 01.11.2007 N 28-2007Дз в материалы дела не представлено.
22.10.2007 Главой Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление N 2917 "О сдаче в аренду земельного участка", в соответствии с которым обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 25 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, 6 микрорайон (вблизи дома N 2, в указанных на ситуационном плане границах - для размещения рекламного щита (том 1, л.д. 83).
Названным постановлением комитету предписано заключить договор аренды на указанный земельный участок с 01.08.2007 по 30.06.2008 включительно.
На основании постановления Главы Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление от 22.10.2007 N 2917 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 01.11.2007 N 21-2007Дз земельного участка по адресу: Московская область, г. Егорьевск, 6 микрорайон (вблизи дома N 2) площадью 25 кв.м. на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008 (том 1, л.д. 75-79).
01.04.2008 между комитетом и обществом заключен договор N 7 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (том 1, л.д. 67-70).
В соответствии с пунктом 1 данного договора комитет предоставляет, а общество принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции, общей рекламной площадью двух сторон 36 кв.м., присоединяемой к земельному участку, находящемуся в государственной собственности, расположенному по адресу: Московская область, город Егорьевск, 6 микрорайон, вблизи дома N 2.
Указанный договор заключен на основании разрешения N 9 на установку рекламной конструкции на территории Егорьевского муниципального района по адресу: Московская область, город Егорьевск, 6 микрорайон, вблизи дома N 2, сроком действия с 01.09.2006 по договору (том 1, л.д. 71-72).
Владельцем рекламной конструкции указано общество.
При этом согласно постановлению Главы Егорьевского муниципального района Московской области от 22.10.2007 N 2917 земельный участок по адресу: Московская область, город Егорьевск, 6 микрорайон, вблизи дома N 2 предоставлен обществу в аренду на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008, договор аренды земельного участка от 01.11.2007 N 21-2007Дз также заключен на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008.
Между тем согласно пункту 2.1 договора от 01.04.2008 N 7 данный договор действует до 10.08.2012. Следовательно, срок действия договора не соответствует требованиям законодательства и документам, на основании которых данный договор заключен.
Доказательств продления срока предоставления земельного участка под данной рекламной конструкцией и заключения нового договора аренды или продления срока действия договора аренды в материалы дела не представлено.
01.05.2008 между комитетом и обществом заключен договор N 36 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (том 1, л.д. 86-90).
В соответствии с пунктом 1 данного договора комитет предоставляет, а общество принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции, общей рекламной площадью двух сторон 36 кв.м., присоединяемой к земельному участку, находящемуся в государственной собственности, расположенному по адресу: Московская область, город Егорьевск, 6 микрорайон, вблизи дома N 28.
Указанный договор от 01.05.2008 N 36 заключен на основании разрешения N 105 на установку рекламной конструкции на территории Егорьевского муниципального района по адресу: Московская область, город Егорьевск, 6 микрорайон, вблизи дома N 28, сроком действия с 18.07.2007 по 17.07.2012 (том 1, л.д. 91-93).
Владельцем рекламной конструкции указано общество.
При этом в материалах дела отсутствуют сведения об обращении общества с заявкой о предоставлении земельного участка по адресу: Московская область, город Егорьевск, 6 микрорайон, вблизи дома N 28, а также постановление Главы Егорьевского муниципального района Московской области о предоставлении в аренду обществу земельного участка по указанному адресу для размещения рекламной конструкции.
Сведений о заключении договора аренды земельного участка по указанному адресу для размещения рекламной конструкции в материалы дела также не представлено.
Кроме того, разрешение N 105 выдано сроком на 5 лет (с 18.07.2007 по 17.07.2012). Срок действия договора должен быть ограничен сроком действия разрешения. Однако согласно пункту 2.1 договора N 36 данный договор действует до 15.05.2013. Следовательно, срок действия договора не основан на законе.
01.05.2008 между комитетом и обществом заключен договор N 37 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (том 1, л.д. 96-99).
В соответствии с пунктом 1 данного договора комитет предоставляет, а общество принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции, общей рекламной площадью двух сторон 36 кв.м., присоединяемой к земельному участку, находящемуся в государственной собственности, расположенному по адресу: Московская область, город Егорьевск, 4 микрорайон, вблизи дома N 3.
Указанный договор от 01.05.2008 N 37 заключен на основании разрешения от 15.05.2008 N 106 на установку рекламной конструкции на территории Егорьевского муниципального района по адресу: Московская область, город Егорьевск, 4 микрорайон, вблизи дома N 3, сроком действия с 02.11.2006 по 02.11.2011 (том 1, л.д. 100-102).
Владельцем рекламной конструкции указано общество.
При этом в материалах дела отсутствуют сведения об обращении общества с заявкой о предоставлении земельного участка по адресу: Московская область, город Егорьевск, 4 микрорайон, вблизи дома N 3, а также постановление Главы Егорьевского муниципального района Московской области о предоставлении в аренду обществу земельного участка по указанному адресу для размещения рекламной конструкции.
Сведений о заключении договора аренды земельного участка по указанному адресу для размещения рекламной конструкции в материалы дела также не представлено.
При этом разрешение N 106 датировано 15.05.2008, в то время как договор N 37 на размещение и эксплуатацию рекламной конструкции заключен 01.05.2008, несмотря на то, что разрешение первично, а договор заключается только после получения разрешения. Кроме того, разрешение N 106 выдано сроком на 5 лет (с 02.11.2006 по 02.11.2011). Срок действия договора должен быть ограничен сроком действия разрешения. Однако согласно пункту 2.1 договора N 37 данный договор действует до 15.05.2013. Следовательно, срок действия договора не основан на законе.
22.10.2007 Главой Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление N 2929 "О сдаче в аренду земельного участка", в соответствии с которым обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 25 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 85 км 150 м, в указанных на ситуационном плане границах - для размещения рекламного щита (том 1, л.д. 121).
Названным постановлением комитету предписано заключить договор аренды на указанный земельный участок с 01.08.2007 по 30.06.2008 включительно.
На основании постановления Главы Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление от 22.10.2007 N 2929 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 01.11.2007 N 41-2007Дз земельного участка по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 85 км 150 м площадью 25 кв.м. на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008 (том 1, л.д. 114-118).
01.05.2008 между комитетом и обществом заключен договор N 27 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (том 1, л.д. 105-108).
В соответствии с пунктом 1 данного договора комитет предоставляет, а общество принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции, общей рекламной площадью двух сторон 36 кв.м., присоединяемой к земельному участку, находящемуся в государственной собственности, расположенному по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 85 км 150 м.
Указанный договор заключен на основании разрешения N 13 на установку рекламной конструкции на территории Егорьевского муниципального района по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 85 км 150 м, сроком действия с 19.02.2007 по 18.02.2012 (том 1, л.д. 109-111).
Владельцем рекламной конструкции указано общество.
При этом разрешение N 13 на установку рекламной конструкции выдано обществу сроком на 5 лет (с 19.02.2007 по 18.02.2012). Срок действия договора, заключенного на основании такого разрешения должен быть ограничен сроком действия разрешения.
Кроме того согласно постановлению Главы Егорьевского муниципального района Московской области от 22.10.2007 N 2929 земельный участок по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 85 км 150 м предоставлен обществу в аренду на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008, договор аренды земельного участка от 01.11.2007 N 41-2007Дз также заключен на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008.
Между тем согласно пункту 2.1 договора от 01.05.2008 N 27 данный договор действует до 19.02.2012. Следовательно, срок действия договора не соответствует требованиям законодательства и документам, на основании которых данный договор заключен.
Доказательств продления срока предоставления земельного участка под данной рекламной конструкцией и заключения нового договора аренды или продления срока действия договора аренды в материалы дела не представлено.
22.10.2007 Главой Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление N 2925 "О сдаче в аренду земельного участка", в соответствии с которым обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 25 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 83 км 950 м, в указанных на ситуационном плане границах - для размещения рекламного щита (том 1, л.д. 138).
Названным постановлением комитету предписано заключить договор аренды на указанный земельный участок с 01.08.2007 по 30.06.2008 включительно.
На основании постановления Главы Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление от 22.10.2007 N 2925 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 01.11.2007 N 42-2007Дз земельного участка по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 83 км 950 м площадью 25 кв.м. на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008 (том 1, л.д. 132).
01.04.2008 между комитетом и обществом заключен договор N 15 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (том 1, л.д. 124-127).
В соответствии с пунктом 1 данного договора комитет предоставляет, а общество принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции, общей рекламной площадью двух сторон 36 кв.м., присоединяемой к земельному участку, находящемуся в государственной собственности, расположенному по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 83 км 950 м.
Указанный договор заключен на основании разрешения от 13.03.2007 N 23 на установку рекламной конструкции на территории Егорьевского муниципального района по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 83 км 950 м, сроком действия с 01.09.2006 по договору (том 1, л.д. 109-111).
Владельцем рекламной конструкции указано общество.
При этом согласно постановлению Главы Егорьевского муниципального района Московской области от 22.10.2007 N 2925 земельный участок по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 83 км 950 м предоставлен обществу в аренду на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008, договор аренды земельного участка от 01.11.2007 N 42-2007Дз также заключен на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008.
Между тем согласно пункту 2.1 договора от 01.04.2008 N 15 данный договор действует до 20.08.2012. Следовательно, срок действия договора не соответствует требованиям законодательства и документам, на основании которых данный договор заключен.
Доказательств продления срока предоставления земельного участка под данной рекламной конструкцией и заключения нового договора аренды или продления срока действия договора аренды в материалы дела не представлено.
22.10.2007 Главой Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление N 2930 "О сдаче в аренду земельного участка", в соответствии с которым обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 25 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 250 м, в указанных на ситуационном плане границах - для размещения рекламного щита (том 1, л.д. 156).
Названным постановлением комитету предписано заключить договор аренды на указанный земельный участок с 01.08.2007 по 30.06.2008 включительно.
На основании постановления Главы Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление от 22.10.2007 N 2930 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 01.11.2007 N 40-2007Дз земельного участка по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 250 м площадью 25 кв.м. на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008 (том 1, л.д. 149-153).
01.04.2008 между комитетом и обществом заключен договор N 16 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (том 1, л.д. 141-144).
В соответствии с пунктом 1 данного договора комитет предоставляет, а общество принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции, общей рекламной площадью двух сторон 36 кв.м., присоединяемой к земельному участку, находящемуся в государственной собственности, расположенному по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 250 м.
Указанный договор заключен на основании разрешения от 13.03.2007 N 22 на установку рекламной конструкции на территории Егорьевского муниципального района по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 250 м, сроком действия с 01.09.2006 по договору (том 1, л.д. 145-146).
Владельцем рекламной конструкции указано общество.
При этом согласно постановлению Главы Егорьевского муниципального района Московской области от 22.10.2007 N 2930 земельный участок по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 250 м предоставлен обществу в аренду на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008, договор аренды земельного участка от 01.11.2007 N 40-2007Дз также заключен на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008.
Между тем согласно пункту 2.1 договора от 01.04.2008 N 16 данный договор действует до 10.08.2012. Следовательно, срок действия договора не соответствует требованиям законодательства и документам, на основании которых данный договор заключен.
Доказательств продления срока предоставления земельного участка под данной рекламной конструкцией и заключения нового договора аренды или продления срока действия договора аренды в материалы дела не представлено.
26.09.2007 Главой Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление N 2571 "О сдаче в аренду земельного участка", в соответствии с которым обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 25 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 950 м, в указанных на ситуационном плане границах - для размещения рекламного щита (том 2, л.д. 15).
Названным постановлением комитету предписано заключить договор аренды на указанный земельный участок с 01.08.2007 по 30.06.2008 включительно.
На основании постановления Главы Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление от 26.09.2007 N 2571 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 01.11.2007 N 44-2007Дз земельного участка по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 950 м площадью 25 кв.м. на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008 (том 2, л.д. 8-12).
01.04.2008 между комитетом и обществом заключен договор N 14 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (том 2, л.д. 1-4).
В соответствии с пунктом 1 данного договора комитет предоставляет, а общество принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции, общей рекламной площадью двух сторон 36 кв.м., присоединяемой к земельному участку, находящемуся в государственной собственности, расположенному по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 950 м.
Данный договор заключен на основании разрешения N 14 на установку рекламной конструкции на территории Егорьевского муниципального района по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км. 950 м, сроком действия с 01.09.2006 по договору (том 2, л.д. 5).
Владельцем рекламной конструкции указано общество.
При этом согласно постановлению Главы Егорьевского муниципального района Московской области от 26.09.2007 N 2571 земельный участок по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 950 м предоставлен обществу в аренду на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008, договор аренды земельного участка от 01.11.2007 N 44-2007Дз также заключен на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008.
Между тем согласно пункту 2.1 договора от 01.04.2008 N 14 данный договор действует до 22.07.2012. Следовательно, срок действия договора не соответствует требованиям законодательства и документам, на основании которых данный договор заключен.
Доказательств продления срока предоставления земельного участка под данной рекламной конструкцией и заключения нового договора аренды или продления срока действия договора аренды в материалы дела не представлено.
22.10.2007 Главой Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление N 2924 "О сдаче в аренду земельного участка", в соответствии с которым обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 25 кв.м. из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 500 м, в указанных на ситуационном плане границах - для размещения рекламного щита (том 2, л.д. 33).
Названным постановлением комитету предписано заключить договор аренды на указанный земельный участок с 01.08.2007 по 30.06.2008 включительно.
На основании постановления Главы Егорьевского муниципального района Московской области принято постановление от 22.10.2007 N 2924 между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды от 01.11.2007 N 43-2007Дз земельного участка по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 500 м площадью 25 кв.м. на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008 (том 2, л.д. 26-30).
01.05.2008 между комитетом и обществом заключен договор N 34 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (том 2, л.д. 18-21).
В соответствии с пунктом 1 данного договора комитет предоставляет, а общество принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей двухсторонней рекламной конструкции, общей рекламной площадью двух сторон 36 кв.м., присоединяемой к земельному участку, находящемуся в государственной собственности, расположенному по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 500 м.
Указанный договор заключен на основании разрешения от 19.02.2007 N 21 на установку рекламной конструкции на территории Егорьевского муниципального района по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 500 м.
Владельцем рекламной конструкции указано общество.
При этом согласно постановлению Главы Егорьевского муниципального района Московской области от 22.10.2007 N 2924 земельный участок по адресу: Московская область, город Егорьевск, автодорога Москва-Касимов, 84 км 500 м предоставлен обществу в аренду на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008, договор аренды земельного участка от 01.11.2007 N 43-2007Дз также заключен на срок с 01.08.2007 по 30.06.2008.
Между тем согласно пункту 2.1 договора от 01.05.2008 N 34 данный договор действует до 19.02.2012. Следовательно, срок действия договора не соответствует требованиям законодательства и документам, на основании которых данный договор заключен.
Доказательств продления срока предоставления земельного участка под данной рекламной конструкцией и заключения нового договора аренды или продления срока действия договора аренды в материалы дела не представлено.
Проверяя правомерность действий администрации и Главы муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области" по рассмотрению заявлений и выдаче разрешений на размещение рекламных конструкций антимонопольная служба пришла к выводу о нарушении данными органами местного самоуправления действующего антимонопольного законодательства в связи с созданием преимущественных условий для ведения обществом с ограниченной ответственностью "БТИ-Реклама" рекламной деятельности, в частности нарушения выражены, в том числе, в неправомерной выдаче обществу с ограниченной ответственностью "БТИ-Реклама" разрешений на установку рекламной конструкции от 15.05.2008 N 106, от 19.02.2007 N 13, от 20.08.2007 N 23, от 10.08.2007 N 22, от 22.07.2007 N 14, от 19.02.2007 N 21, от 10.08.2007 N 9, от 19.02.2007 N 16, от 19.02.2007 N 15, от 15.05.2008 N 105, от 16.07.2007 N 26 А, что явилось основанием для заключения с данной организацией договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 01.05.2008 N 37, от 01.05.2008 N 27, от 01.04.2008 N 15, от 01.04.2008 N 16, от 01.04.2008 N 14, от 01.05.2008 N 34, от 01.05.2008 N 7, от 01.05.2008 N 29, от 01.05.2008 N 28, от 01.05.2008 N 36, от 17.06.2008 N 62.
В то же время на заявления индивидуального предпринимателя Слесарева В.К. о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций вынесены отказы, что является нарушением органами местного самоуправления пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Данные выводы Федеральной антимонопольной службы признаются апелляционным судом обоснованными в связи со следующим.
Согласно представленным в материалы дела заявлениям предприниматель в период с апреля 2005 года по май 2008 года неоднократно обращался к Главе муниципального образования "Егорьевский муниципальный район Московской области" с просьбой разрешить установку рекламных щитов в том числе по рассматриваемым адресам.
В соответствии с пунктом 1.7 раздела 1 Правил размещения и содержания средств наружной рекламы и информации в Егорьевском районе, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования "Егорьвеский район" Московской области от 21.01.2004 N 531/52, распространение наружной рекламы путем установки на территории района (в том числе на территории памятников культуры, ритуальных объектов, охраняемых природных комплексов), здании, сооружении и ином объекте, а также определение размера и порядка внесения оплаты за размещение указанной рекламы осуществляются на основании договора с собственником либо с лицом, обладающим вещными правами на объект, и при наличии разрешения администрации Егорьевского района на распространение наружной рекламы и информации.
Согласно 5 разделу указанных Правил размещение средств наружной рекламы и информации и рекламной информации как таковой производится после оформления в установленном порядке разрешительной документации на распространение наружной рекламы и информации.
Для оформления разрешительной документации на право размещения средства и (или) распространение наружной рекламы и информации юридическое или физическое лицо (в дальнейшем - заявитель) обращается в отдел главного архитектора, который определяет дальнейший порядок оформления и учета.
При первичном обращении заявителя осуществляется его учет/регистрация (информация о нем заносится в базу данных - реестр).
Представленные документы регистрируются, проверяются их комплектность и содержание, определяется перечень служб и организаций, в чью компетенцию входит согласование разрешения на распространение наружной рекламы в каждом конкретном случае с учетом месторасположения и коммуникаций.
При невозможности предоставления указанного в заявке места заявителю дается мотивированный письменный отказ.
Между тем невозможность удовлетворения заявлений предпринимателя о разрешении размещения рекламных конструкций, администрацией и Главой Егорьевского муниципального района Московской области мотивированы в том числе отсутствием утвержденной схемы и последующей продажей права на аренду данных участков на аукционах, а также тем, что в целях упорядочения размещения рекламных щитов, своевременного их оформления, замены информации и содержания функции по установке информационных рекламных щитов переданы обществу.
Из письма Главы городского поселения Егорьевск от 15.01.2007 N 2-5/3 следует, что в соответствии с пунктом 3.4 Порядка размещения средств рекламной информации большого формата на территории города Егорьевска осуществляется по схеме, разработанной отделом по архитектуре и градостроительству и утвержденной Главой Егорьевского муниципального района. По информации, полученной из вышеуказанного отдела, вопрос о предоставлении индивидуальному предпринимателю Слесареву В.К. разрешения на установку рекламного щита может быть решен после разработки, составления и утверждения схемы размещения рекламных щитов на территории города Егорьевска и Егорьевского района, которую Администрация Егорьевского муниципального района планирует завершить в ближайшее время (том 2, л.д. 49).
Как установлено судом Схема размещения рекламных щитов большого формата на территории города Егорьевска Московской области утверждена постановлением Главы Егорьевского муниципального района от 10.06.2008 N 1631.
Вместе с тем разрешения на установку рекламных конструкций от 15.05.2008 N 106, от 19.02.2007 N 13, от 20.08.2007 N 23, от 10.08.2007 N 22, от 22.07.2007 N 14, от 19.02.2007 N 21, от 10.08.2007 N 9, от 19.02.2007 N 16, от 19.02.2007 N 15, от 15.05.2008 N 105, от 16.07.2007 N 26 А выданы обществу до утверждения схемы размещения рекламных щитов на территории города Егорьевска и Егорьевского района, что является нарушением указанного в письме Главы городского поселения Егорьевск от 15.01.2007 N 2-5/3 пункта 3.4 Порядка размещения средств рекламной информации большого формата на территории города Егорьевска и свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ, выразившемся в отказе индивидуальному предпринимателю Слесареву В.К. в выдаче разрешения в связи с отсутствием разработанной схемы размещения рекламных щитов, в то же время разрешения выдаются обществу с ограниченной ответственностью "БТИ-Реклама" в отсутствие указанной схемы.
В материалы дела представлено также письмо Егорьевской городской прокуратуры Московской области N 207ис-06 предпринимателю, в котором указано, что по результатам проведенных городской прокуратурой проверок выявлено 10 фактов предоставления в аренду земельных участков с нарушением требований действующего законодательства. В 8 из указанного количества случаев земельные участки предоставлены обществу, в связи с чем в адрес Главы Егорьевского муниципального района Московской области принесены 10 протестов на соответствующие постановления о сдаче в аренду земельных участков, а также одно представление об устранении нарушения земельного законодательства (том 2, л.д. 64).
Между тем следует отметить, что до принятия постановления Главы Егорьевского муниципального района от 10.06.2008 N 1631 между комитетом и предпринимателем 03.06.2008 заключен договор N 53, согласно которому комитет предоставляет, а предпринимателя принимает в пользование рекламное место для установки и эксплуатации отдельно стоящей рекламной конструкции, общей площадью 36 кв.м., по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Москва-Егорьевск-Тума-Касимов, и также договор N 51 о предоставлении предпринимателю рекламного места для установки и эксплуатации отдельно стоящей рекламной конструкции, общей площадью 36 кв.м., по адресу: Московская область, г. Егорьевск, автодорога Егорьевск-Красный Ткач. Сопы по условиям указанных договоров между комитетом и предпринимателем находятся в производстве арбитражных судов (дела N А41-38387/10, N А41-38389/10).
Следует также отметить, что заявления предпринимателя о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций администрацией были рассмотрены в установленном порядке и в случае выявления недостатков, предпринимателю дан мотивированный ответ.
Так письмом от 21.05.2008 Отдел по архитектуре и градостроительству Комитета по строительству, архитектуре, транспорту и связи администрации сообщил предпринимателю в ответ на заявление от 25.04.2008, что в данном заявлении не уточнена точка размещения рекламного щита по ул. Владимирской (том 2, л.д. 61-62).
При указанных условиях ссылки предпринимателя о недопуске его к осуществлению предпринимательской деятельности, связанной с размещением и установкой рекламных конструкций на территории Егорьевского муниципального района Московской области признаны судом необоснованными, поскольку не соответствуют установленным обстоятельствам.
Между тем данные обстоятельства не свидетельствуют соответствии действующему законодательству спорных договоров.
Кроме того в нарушение пункта 3.4 Порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций, в соответствии с которым установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, уполномоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, а при наличии нескольких заявок на одно рекламное место проводится аукцион на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, доказательства о проведении такого аукциона суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Из толкования части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ следует, что нарушением (недопущением, ограничением, устранением) конкуренции являются любые действия органов местного самоуправления, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Таким образом установив данные обстоятельства, арбитражный суд пришел к выводу о том, что немотивированные отказы индивидуальному предпринимателю Слесареву В.К. создали дискриминационные условия деятельности предпринимателя, так как имели своим результатом ограничение конкуренции на рынке размещения средств рекламной информации и ущемление интересов самого предпринимателя и иных лиц.
На основании изложенного с учетом того, что спорные договоры не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, заключены без проведения аукциона и с нарушением требований антимонопольного законодательства, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания данных договоров недействительными не соответствует доказательствам, представленным в материалы дела и обстоятельствам дела, в связи с чем, решение арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований антимонопольной службы о признании недействительными договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций от 01.04.2008 N 14, от 01.04.2008 N 15, от 01.04.2008 N 16, от 01.05.2008 N 7, от 01.05.2008 N 27, от 01.05.2008 N 28, от 01.05.2008 N 29, от 01.05.2008 N 34, от 01.05.2008 N 36, от 01.05.2008 N 37, от 17.06.2008 N 62 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.02.2011 по делу N А41-12185/10 изменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Признать недействительными договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенные между Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района Московской области и обществом с ограниченной ответственностью "БТИ-Реклама" от 01.04.2008 N 14, от 01.04.2008 N 15, от 01.04.2008 N 16, от 01.05.2008 N 7, от 01.05.2008 N 27, от 01.05.2008 N 28, от 01.05.2008 N 29, от 01.05.2008 N 34, от 01.05.2008 N 36, от 01.05.2008 N 37, от 17.06.2008 N 62.
В остальной части решение Арбитражного суда Московской области от 02.02.2011 по делу N А41-12185/10 оставить без изменения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-12185/2010
Истец: ФАС России, Федеральная антимонопольная служба(ФАС) России
Ответчик: Администрация г. Егорьевска, Администрация Егорьевского района, Комитет по управлению имуществои Егорьевского района Московской области, КУИ г. Егорьевск, ООО "БТИ-реклама"
Третье лицо: Глава муницип. образования "Егорьевский муницип. район МО" Лавров В. К., Глава муниципального образования Егорьевский муниципальный район Московской области, ИП Слесарев В. К.