Заключение Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21 марта 2007 г. N вн 2.2-1/1077
по проекту федерального закона N 387245-4 "О некоторых мерах по стимулированию рождаемости, поддержке материнства и детства в Российской Федерации", внесенному Государственной Думой Ярославской области
(первое чтение)
Законопроект предусматривает образование централизованных фондов по поддержке материнства и детства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 1). В соответствии со статьей 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении. Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом.
В этой связи требуется определить правовой статус предлагаемых законопроектом централизованных фондов по поддержке материнства и детства, поскольку в статье 144 Бюджетного кодекса данные фонды не поименованы.
Кроме того, создание соответствующих фондов субъектов Российской Федерации не содержится в установленном пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) перечне вопросов, решение которых относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Следовательно, положения представленного законопроекта в отношении создания централизованных фондов поддержки материнства и детства субъектов Российской Федерации следует соотнести с требованиями пункта 7 статьи 26.3 указанного Федерального закона N 184-ФЗ.
По статье 3 законопроекта, определяющей порядок зачисления налога на поддержку материнства и детства в соответствующие фонды, обращаем внимание, что в соответствии со статьей 1 Бюджетного кодекса отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, относятся к бюджетным правоотношениям. В этой связи, отношения по зачислению налога на поддержку материнства и детства должны регулироваться Бюджетным кодексом.
Законопроектом предлагается установить новый налог - "налог на поддержку материнства и детства". Согласно предлагаемой законопроектом редакции статьи 333.43 целью введения налога является преодоление негативной демографической ситуации в России путем применения экономических мер по стимулированию рождаемости, поддержке материнства и детства. Данное положение не соответствует целям налога, закрепленным в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), а именно финансовому обеспечению деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Согласно статье 17 Налогового кодекса налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. В предлагаемом законопроекте отсутствует такой элемент налога как объект налогообложения. В этой связи, до определения указанного элемента налог не может считаться установленным.
В предлагаемой законопроектом статье 333.44, налогоплательщиками налога на поддержку материнства и детства признаются предприятия, организации, учреждения и предприниматели, являющиеся юридическими лицами, что не соответствует статье 19 Налогового кодекса, согласно которой налогоплательщиками признаются организации и физические лица.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В этой связи, предприниматели не могут являться юридическими лицами, как это указано в рассматриваемой статье законопроекта.
В предлагаемой законопроектом редакции статьи 333.43 предусматривается, что налог на поддержку материнства и детства, будет зачисляться в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации. Данное положение не соответствует статье 2 Налогового кодекса, определяющей отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
Кроме того отмечаем, что в соответствии с предлагаемой законопроектом редакцией статьи 333.47 рассматриваемый налог зачисляется в централизованный фонд поддержки материнства и детства Российской Федерации и фонд, субъекта Российской Федерации. В этой связи положения статей 333.43 и 333.47 требуют согласования.
Статьей 6 законопроекта предлагается внести изменения в статьи 12, 15 и 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон), которыми предусматривается увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком и ежемесячного пособия на ребенка. Однако следует иметь в виду, что Федеральным законом от 05 декабря 2006 года N 207-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей" в указанные статьи Федерального закона внесены изменения. Данные изменения вместо ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком ввели новый вид государственного пособия - ежемесячное пособие по уходу за ребенком, размер которого для лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, зависит от среднего заработка, а не выплачивается в твердой сумме, как это предусматривается в законопроекте. Что же касается размера единовременного пособия при усыновлении ребенка, то следует учитывать, что указанными изменениями с 1 января 2007 года такой вид пособия исключен и установлено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
В соответствии с действующей редакцией статьи 16 Федерального закона размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Предлагаемое же установление размера ежемесячного пособия на ребенка в сумме 4500 рублей фактически определяет объем расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации, что входит в противоречие с пунктом 4 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому не допускается включение в федеральные законы положений, которыми определяется объем расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, необходимых для исполнения соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса если принимается федеральный закон, предусматривающий увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательного акта не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
В статье 8 законопроекта необходимо уточнить дату вступления в силу федерального закона, поскольку указанная в ней дата уже прошла.
В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) проект нуждается в юридико-технической доработке.
Наличие в законопроектах, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты или их структурные единицы, не допускается.
Одновременно с законопроектом, устанавливающего новое правовое регулирование, на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следует вносить самостоятельный законопроект о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению.
Статьи 4, 5 и 6 данного законопроекта необходимо оформить самостоятельным законопроектом о внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Заместитель |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.