г. Челябинск
17 июня 2011 г. |
N 18АП-5191/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2011 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Карпачевой М.И., Баканова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Улесовой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 07.04.2011 по делу N А34-6084/2010 (судья Шестакова Л.П.),
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест" - Седунов А.В. (доверенность от 22.05.2011);
Правительства Курганской области - Данина М.С. (доверенность от 22.06.2010 N 01-7);
Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области - Башкирова Т.В. (доверенность от 11.01.2011 N 04-01-01);
общество с ограниченной ответственностью "ОВК-ИНВЕСТ" (далее - ООО ОВК-Инвест, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Курганской области от 13.04.2010 N 122-р о предварительном согласовании Кудрявцеву Н.И. места размещения здания автосервиса на земельном участке площадью 0,36 га, расположенном по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Дзержинского, в районе ГСК N 197.
Определениями суда от 20.12.2010 и от 08.02.2011 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Кудрявцев Николай Иванович (далее - Кудрявцев Н.И.), Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области (далее - Департамент), Администрация города Кургана.
Решением суда от 07.04.2011 (резолютивная часть от 04.04.2011) заявленные требования удовлетворены. Распоряжение Правительства Курганской области от 13.04.2010 N 122-р "О предварительном согласовании места размещения здания автосервиса Кудрявцеву Н.И." признано недействительным.
С вынесенным решением не согласилось Правительство Курганской области и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Правительство Курганской области (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на отсутствие оснований для вывода о наличии двух заявок о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, поскольку обществом ОВК-Инвест было заявлено о выделении иного земельного участка (большей площадью по сравнению с предоставленным по оспариваемому распоряжению), после окончания срока установленного публикацией о выделении земельного участка для размещения здания автосервиса. Полагает, что заявка общества, поданная для участия в конкурсе по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса, утратила силу ввиду признания результатов конкурса недействительными решением Арбитражного суда Курганской области от 30.09.2009.
Полагает, что судом необоснованно отклонен довод Правительства Курганской области о пропуске установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока для оспаривания ненормативного правового акта. Такой срок считает необходимым исчислять с 03.04.2010, когда заявителю стало известно об отказе в удовлетворении его заявлении о выборе земельного участка.
Податель жалобы также усматривает в действиях заявителя признаки злоупотребления правом. Считает, что им избран способ защиты, не обеспечивающий восстановление прав, но нарушающий права и законные интересы Кудрявцева Н.И., являющегося добросовестным приобретателем земельного участка на праве аренды.
От ООО ОВК-Инвест поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами апелляционной жалобы. Заявитель просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве заявитель ссылается на то, что материалами дела подтверждается факт того, что Правительству Курганской области было известно о наличии иных претендентов на земельный участок, в том числе и ООО ОВК-Инвест, до принятия оспариваемого распоряжения. Схемой, приложенной к заявлению от 28.01.2010 N 16 и судебными актами по делу N А34-7361/2008 и N А34-195/2009, подтверждается, что ООО ОВК-Инвест претендовало на спорный земельный участок в 2008 году и в январе 2010 года. Поэтому, Правительство Курганской области не вправе было предварительно согласовывать место размещения здания автосервиса на спорном земельном участке. Считает, что оспариваемое распоряжение не соответствует пункту 11 статьи 1, пункту 4статьи 30, части 1 статьи 34 Земельного кодека Российской Федерации. Настоящее заявление подано в арбитражный суд в пределах установленного пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока. Полагает, что нарушенное право ООО ОВК-Инвест на получение спорного земельного участка под строительство АЗС может быть восстановлено единственным способом - признанием распоряжения от 13.04.25010 N 122-р недействительным.
От Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержаны доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В отзыве Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области ссылается на пропуск заявителем установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока обращения в суд, избрание неверного способа защиты и злоупотребление правом по основаниям, аналогичным доводам апелляционной жалобы. Указал, что ООО "ОВК-Инвест" обращался с заявлением о выборе земельного участка, отличного по площади от земельного участка, предварительно согласованного Кудрявцеву Н.И. Кроме того, испрашиваемый заявителем земельный участок имеет частичное наложение границ с земельными участками, которые находятся в аренде у Карпова П.Г. и Кудрявцева Н.И.
От третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Кудрявцева Николая Ивановича поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержаны доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме. Кудрявцев Н. И. просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить. Указывает на необоснованность вывода суда о том, что предоставленный ему по процедуре предварительного согласования места размещения объекта земельный участок, является частью земельного участка выставленного на конкурс 08.07.2008, поскольку его границы определены не были. По мнению Кудрявцева Н.И., единственным законным претендентом на земельный участок с 2006 года являлся Карпов П.Г.; иных претендентов на земельный участок площадью 0,36 га, кроме Кудрявцева Н.И. не имелось, в силу чего необходимость проведения торгов отсутствовала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - Администрации города Кургана и Кудрявцева Н.И. не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие Администрации города Кургана и Кудрявцева Н.И.
В судебном заседании представители подателя жалобы, заявителя, а также третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, поддержали доводы изложенные, соответственно, в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 05.08.2003 N 231 в целях упорядочения размещения объектов дорожного сервиса на территории Курганской области, в соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 17.12.2002 N 479 "Об утверждении схемы размещения АЗС и АГЗС на территории Курганской области", разработана конкурсная комиссия по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области, с последующим заключением договоров аренды земельных участков. Названным постановлением утвержден, Порядок организации и проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области, с последующим заключением договоров аренды земельных участков (далее - Порядок организации и проведения конкурса).
В соответствии с Порядком организации и проведения конкурса целью проведения конкурса по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области, с последующим заключением договоров аренды земельных участков, является обеспечение открытости и публичности процедуры предоставления земельных участков для строительства объектов дорожного сервиса (АЗС и АГЗС) на территории Курганской области.
На конкурс выставляются участки в соответствии с утвержденной схемой размещения объектов дорожного сервиса (пункт 5.3 Порядка организации и проведения конкурса).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2009 по делу N А34-7361/2008 конкурс по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) с последующим заключением договора аренды земельного участка, проведенный 08.07.2008 Правительством Курганской области, признан недействительным (л.д. 42-65, т. 1).
Данным решением установлено, что на конкурс были выставлены участки в соответствии с утвержденной постановлением Правительства Курганской области от 17.12.2002 N 479 схемой размещения АЗС и АЗГС на территории Курганской области, в том числе участок "АЗС - ул. Дзержинского - ул. Б.Петрова". Участие в конкурсе приняли общество с ограниченной ответственностью "Уралоил", общество с ограниченной ответственностью "ОВК-Инвест", индивидуальный предприниматель Власова, открытое акционерное общество НК "Роснефть"- Курганнефтепродукт" (далее - ОАО НК "Роснефть"- Курганнефтепродукт"). По итогам заседания конкурсной комиссии принято решение признать победителем конкурса ОАО НК "Роснефть"- Курганнефтепродукт", получающим право на формирование, в том числе, земельного участка для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории Курганской области с последующим заключением договора аренды земельного участка по ул. Дзержинского - ул. Б. Петрова.
Постановлением Правительства Курганской области от 27.10.2008 N 483 Постановление Администрации (Правительства) Курганской области от 05 августа 2003 года N 231 "О конкурсе по отбору претендентов на формирование земельных участков для размещения объектов дорожного сервиса (АЗС, АГЗС) на территории области с последующим заключением договоров аренды земельных участков" признано утратившим силу.
В связи с признанием судом недействительными результатов конкурса от 08.07.2008 по отбору претендентов на право формировать земельный участок под АЗС по адресу: "АЗС по ул. Дзержинского в районе ГСК" ООО ОВК-Инвест, 28.01.2010 повторно обратилось, в порядке статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области с заявлением о выборе земельного участка площадью 0,7178 га по адресу: г. Курган, ул. Дзержинского, в районе ГСК", для строительства АЗС, испрашиваемое право - аренда (л.д. 11, т. 1).
К данному заявлению обществом приложен пакет документов, в том числе: светокопия с плана города с возможным месторасположением земельного участка для размещения АЗС ул. Дзержинского, район ГСК (л.д. 13, т. 1).
Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области на заявление общества от 28.01.2010 был дан ответ от 27.02.2010, в котором сообщалось о том, что испрашиваемый земельный участок предварительно согласован другим заявителям (л.д. 14, т. 1).
В связи с отсутствием у ООО ОВК-Инвест информации о принадлежности испрашиваемого земельного участка и имеющимся намерением осуществления строительства АЗС на данном земельном участке, общество 26.10.2010 обратилось с заявлением в ФГУ "Кадастровая плата" Курганской области о предоставлении соответствующей информации, в том числе распоряжения Правительства Курганской области о предварительном согласовании места размещения объекта на данном участке, если таковое принималось (л.д. 15, т. 1).
01.11.2010 заявителем получена от Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" Курганской области запрашиваемая информация и распоряжение Правительства Курганской области от 13.04.2010 N 122-р "О предварительном согласовании места размещения здания автосервиса Кудрявцеву Н.И." (л.д. 16-41, т. 1).
Основанием для издания распоряжения послужило обращение 27.08.2009 Кудрявцева Н.И. с заявлением в Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в порядке пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно заявлению, Кудрявцев Н.И. просил рассмотреть вопрос о предоставлении земельного участка под строительство автосервиса, предполагаемое место размещения комплекса автосервиса: район ул. Дзержинского (в районе ГСК), примерный размер испрашиваемого земельного участка 3600 кв.м., а также просил рассмотреть вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду на период строительства автосервиса (л.д. 121, т. 1).
02.09.2009 Департаментом в адрес Администрации города Кургана направлено обращение с целью рассмотрения возможности обеспечения выбора земельного участка (л.д. 36, т. 1), составлен акт по результатам обследования 27.10.2009 (л.д. 27, т. 1). Органом местного самоуправления в газете "Новый мир" от 27.10.2009 N 210 опубликована информация о выделении земельного участка для размещения здания автосервиса (л.д. 33, т. 1).
Постановлением Администрации города Кургана от 15.03.2010 N 2625 Кудрявцеву Н.И. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана, для размещения здания автосервиса по улице Дзержинского, в районе ГСК N 197 (л.д. 29-30, т. 1).
Распоряжением Правительства Курганской области от 13.04.2010 N 122-р предварительно согласовано Кудрявцеву Н.И. место размещения здания автосервиса на вышеуказанном земельном участке (л.д. 31, т. 1).
09.06.2010 Правительством Курганской области принято распоряжение N 178-р о предоставлении Кудрявцеву Н.И. в аренду на 3 года данного земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 45:25:030804:131 (л.д. 40, т. 1). Распоряжением Правительства Курганской области от 27.09.2010 N 351-р в распоряжение от 09.06.2010 N 178-р внесены изменения, согласно которым слова "здания автосервиса" были заменены словами "автозаправочной станции" (л.д. 41, т. 1).
Принимая обжалуемое решение и удовлетворяя требования ООО ОВК-Инвест о признании недействительным распоряжения Правительства Курганской области от 13.04.2010 N 122-р "О предварительном согласовании места размещения здания автосервиса Кудрявцеву Н.И."., суд первой инстанции исходил из совпадения местоположения земельного участка, в отношении которого проводился конкурс по отбору претендентов на формирование земельного участка для размещения объектов дорожного сервиса, участником которого являлся заявитель, впоследствии подавший заявку о выборе этого земельного участка, с земельным участком, предоставленным в аренду Кудрявцеву Н.И. Установив, что предоставленный в аренду Кудрявцеву Н.И. земельный участок является частью земельного участка, формирование которого явилось предметом конкурса, суд пришел к выводу о наличии нескольких заявок на предоставление земельного участка. В связи с чем, вопрос о предоставлении земельного участка должен разрешаться путем проведения торгов.
Отклоняя доводы о пропуске заявителем срока для оспаривания ненормативного правового акта, суд указал, что о его существовании заявителю стало известно после 01.11.2010.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе путем предоставления в аренду, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Курганской области от 06.06.2003 N 312 "Об отдельных положениях регулирования земельных отношений в Курганской области", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми гражданам и юридическим лицам для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в муниципальном образовании город Курган осуществляется Правительством Курганской области.
В соответствии со статьями 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, в том числе, с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
После определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, в силу пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Данная норма направлена как на защиту интересов населения, так и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок и должна обеспечить реализацию гражданами, в разумный срок, принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и конкретных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исследовав приложенную к обращению победителя конкурса, (впоследствии признанного недействительным) ОАО "НК Роснефть-Курганнефтепродукт" от 01.08.2008, схему размещения (границ) земельного участка площадью 0,7178 га для размещения АЗС по ул. Дзержинского, в районе ГСК в г. Кургане, в отношении которого проводился конкурс по отбору претендентов на формирование земельного участка и на который имелось несколько претендентов, в том числе заявитель (л.д. 55-57, т. 2), а также исследовав схему расположения земельного участка на кадастровой карте Кудрявцеву Н.И., утвержденную постановлением Администрации города Кургана от 15.03.2010 N 2625 (л.д. 29-30, т. 1) и светокопию с плана города, с возможным месторасположением земельного участка для размещения АЗС ул. Дзержинского, район ГСК, представленную обществом с заявлением от 28.01.2010 (л.д. 13, т. 1), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что местоположение этих земельных участков совпадает. Отсутствие утверждения акта выбора земельного участка площадью 0,7178 га ОАО "НК Роснефть-Курганнефтепродукт" (л.д. 56, т. 2) не влияет на обоснованность вывода о принципиальном совпадении земельных участков.
Доказательств того, что Кудрявцеву Н.И. представлен земельный участок, не входивший в предмет конкурса, признанного судом недействительным, материалы дела не содержат. То обстоятельство, что земельный участок, предоставленный в аренду Кудрявцеву Н.И., является частью земельного участка, испрашиваемого заявителем, участвующими в деле лицами не оспаривается.
Решениями Арбитражного суда Курганской области по делам N А34-7361/2008, N А34-195/2009 (л.д. 42, т. 1, л.д. 37, т. 2) также подтверждается инициирование другими хозяйствующими субъектами получения права на спорный земельный участок до принятия оспариваемого распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта. Указанные дела рассматривались с участием заинтересованного лица, проводившего конкурс, следовательно, Правительству Курганской области до принятия распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта было известно о заявках других претендентов.
Таким образом, совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что земельный участок пользовался повышенным спросом и об этом обстоятельстве органу местного самоуправления было известно.
По смыслу пункта 1 статьи 31 и положений пункта 3 статьи 31 Кодекса, заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом Кодекс не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Проведение торгов на стадии вынесения решения о предварительном согласовании места размещения объекта невозможно. Однако названное обстоятельство не может служить основанием, исключающим соблюдение принципа равного доступа хозяйствующих субъектов к приобретению прав на испрашиваемый земельный участок, исходя из следующего:
По смыслу статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, оспариваемое ООО ОВК-Инвест распоряжение о предварительном согласовании места размещения здания автосервиса, является основанием установления границ земельного участка и его кадастрового учета, в соответствии с заявками лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Вместе с тем, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта является одним из этапов в процедуре предоставления земельного участка, влекущим возникновение соответствующих прав лица, которому произведено такое согласование и обязанностей органа местного самоуправления.
Подача нескольких заявок на предоставление одного и того же земельного участка для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представляет собой конкуренцию.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Из подпункта 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что при наличии двух заявок на предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов и отсутствии возможности сформировать их на испрашиваемой территории, выделение земельного участка должно осуществляться путем проведения торгов.
То обстоятельство, что заявителем испрашивался земельный участок другой площади, невозможности одновременного формирования земельных участков на испрашиваемой территории не исключает. Напротив, проведение процедур, направленных на формирование земельного участка площадью 0,36 га исключает возможность формирования испрашиваемого ООО "ОВК-Инвест" земельного участка площадью 0,7178 га. Соответственно, ранее начатая процедура согласования места размещения объекта подлежала прекращению.
Иной порядок предоставления земельных участков влечет за собой нарушение основных принципов земельного законодательства, требований статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, а соответственно и статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Поскольку оспариваемое распоряжение принято Правительством Курганской области при наличии заявки ООО ОВК-Инвест, оно противоречит указанным выше нормам и нарушает право заявителя на равный доступ к приобретению прав на земельный участок.
В этой связи, утверждение подателя апелляционной жалобы о том, что оспаривание распоряжения от 13.04.2010 N 122-р "О предварительном согласовании места размещения здания автосервиса Кудрявцеву Н.И." не может повлечь восстановление прав ООО ОВК-Инвест, является несостоятельным. Последующее принятие решения о предоставлении земельного участка Кудрявцеву Н.И. и оформление договора аренды, производны от решения о предварительном согласовании места размещения здания автосервиса, которым обусловлено возникновение соответствующих прав лица, которому произведено такое согласование. Вместе с тем, решение вопроса о проведении торгов возможно до вынесения решения о предварительном согласовании места размещения.
Направленности заявленных требований исключительно на причинение вреда приобретателю прав на земельный участок, судом не установлено, что исключает обоснованность довода апелляционной жалобы о злоупотреблении правом. Напротив, последовательные действия ООО ОВК-Инвест по участию в конкурсе по отбору претендентов на право формировать земельный участок под АЗС по адресу: "АЗС по ул. Дзержинского в районе ГСК" и направлению заявления о выборе земельного участка, свидетельствуют о намерении общества приобрести права на земельный участок.
Доводы заинтересованных лиц о наличии в материалах дела доказательств совпадения испрашиваемого заявителем земельного участка, с земельным участком, который находится в аренде у Карпова П.Г. ( л.д. 81-82 т.2), не исключают возможность инициирования заявителем процедуры предоставления земельного участка, в рамках которой производится формирование земельного участка, т.е определение его расположения и размеров, в зависимости от возможных вариантов размещения, учитывающих наличие оформленных прав на смежные земельные участки.
Довод подателя апелляционной жалобы о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Нарушение своих прав и законных интересов общество связывает с принятием заинтересованным лицом распоряжения от 13.04.2010 N 122-р "О предварительном согласовании места размещения здания автосервиса Кудрявцеву Н.И.", о существовании которого обществу стало известно 01.11.2010. Ответ Департамента от 27.02.2010 N 09-01-1154 (полученного заявителем 03.04.2010) не содержит сведений о принятии оспариваемого распоряжения, поскольку оно принято 13.04.2010. Доказательства того, что оспариваемый ненормативный акт был доступен неограниченному кругу лиц и соответственно заявитель имел возможность с ним ознакомиться ранее получения им информации запрошенной от ФГУ "Кадастровая плата", в материалах дела отсутствуют.
Информированность ООО "ОВК-Инвест" об отклонении его заявления о выборе земельного участка, в связи с предварительным согласованием места размещения здания иным заявителям, не может быть отождествлена с его информированностью об оспариваемом распоряжении. Возможность получения соответствующей информации в Департаменте имущественных и земельных отношений Курганской области, правомерности обращения ООО "ОВК-Инвест" за получением полной информации в ФГУ "Кадастровая палата" не исключает.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку заявитель на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 07.04.2011 по делу N А34-6084/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайтах Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу http://rad.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-6084/2010
Истец: ООО "ОВК-Инвест", ООО "ОВК-Инвест" представитель Усманова Марина Михайловна
Ответчик: Правительство по Курганской области
Третье лицо: Администрация города Кургана, Департамент имущественных и земельных отношений Курганской области, Кудрявцев Николай Иванович