г. Саратов |
Дело N А12-23233/2010 |
20 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лыткиной О.В.,
судей Борисовой Т.С., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Судаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области и Министерства экономического развития Российской Федерации на решение арбитражного суда Волгоградской области от 11 апреля 2011 по делу N А12-23233/2010, судья Стрельникова Н.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РМЗ"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области,
Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество)
заинтересованное лицо: Министерство экономического развития Российской Федерации
о признании незаконным действия (бездействия), обязании подготовить проект договора
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "РМЗ" - Широбакина А.В., по доверенности N 5/Д от 01.12.2010,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области - не явился, извещен,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество) - не явился, извещен,
от Министерства экономического развития Российской Федерации - Паршиной И.В., по доверенности N 36-ЭН от 08.04.2011,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РМЗ" (далее - ООО "РМЗ", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее - территориальное управление, ТУ Росимущества), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по направлению заявления общества с ограниченной ответственностью "РМЗ" от 11.05.2010 за исходящим N 27 о продаже земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, шоссе Авиаторов, д. 17, кадастровый номер 34:34:030022:55, площадью 48 926 кв.м, в Федеральное агентства по управлению государственным имуществом, о признании незаконным и не соответствующим части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РМЗ" от 11.05.2010 за исходящим N 27 о продаже земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, шоссе Авиаторов, д. 17, кадастровый номер 34:34:030022:55, площадью 48 926 кв.м.
В порядке восстановления нарушенного права заявитель просил обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поручить Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области подготовить с ООО "РМЗ" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:55, площадью 48 926 кв.м и направить договор для подписания ООО "РМЗ" в месячный срок.
Определением суда первой инстанции от 14.01.2011 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство экономического развития Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 11.04.2011 требования заявителя удовлетворены частично. Признаны незаконными бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по направлению заявления общества с ограниченной ответственностью "РМЗ" от 11.05.2010 за исходящим N 27 о продаже земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, шоссе Авиаторов, д. 17, кадастровый номер 34:34:030022:55, площадью 48 926 кв.м, в Федеральное агентства по управлению государственным имуществом, как несоответствующие положениям Постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РМЗ" от 11.05.2010 за исходящим N 27 о продаже земельного участка, расположенного по адресу: г. Волгоград, шоссе Авиаторов, д. 17, кадастровый номер 34:34:030022:55, площадью 48 926 кв.м, как не соответствующим части 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области и Министерство экономического развития Российской Федерации не согласились с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда от 11.04.2011 отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований общества отказать в полном объеме.
В апелляционных жалобах, податели жалобы указали на то, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для восстановления срока на обжалование предполагаемого незаконного бездействия Территориального управления и Росимущества. Также подали жалобы указали на то, что Территориальным управлением и Росимуществом не было допущено бездействие, поскольку 11.06.2010 территориальным управлением заявление общества от 11.05.2010 было направлено в Росимущество для принятия решения, Росимуществом документы были возвращены обществу для доработки.
В судебном заседании представитель Министерства экономического развития Российской Федерации поддержал доводы апелляционных жалоб, настаивает на их удовлетворении.
Представитель ООО "РМЗ" возражал против удовлетворения апелляционных жалоб. Также представитель общества в судебном заседании пояснил, что не согласен с решением суда первой инстанции в части отказа обязать ТУ Росимущества в Волгоградской области подготовить с ООО "РМЗ" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:55, площадью 48 926 кв.м и направить договор для подписания ООО "РМЗ" в месячный срок. Просит решение в данной части решение отменить.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом. От Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Судом ходатайство удовлетворено. В соответствии со ст.156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционные жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "РМЗ" является собственником объектов недвижимого имущества - складского строения площадью 203,7 кв.м, складского строения площадью 360,5 кв.м, складского строения площадью 330,9 кв.м, строения ГРП площадью 19,2 кв.м, здания ремонтно-механического цеха с бойлерной площадью 357,4 кв.м, складского строения площадью 555,1 кв.м, здания металлосборочного цеха площадью 8833,6 кв.м, здания отделения пластмасс цеха РТИ площадью 486,1 кв.м, здания цеха РТИ с пристройкой площадью 1476 кв.м, здания кузнечно-термического цеха площадью 1710,6 кв.м, здания компрессорного цеха площадью 440,7 кв.м, здания столярного цеха площадью 149,3 кв.м, здания гаража площадью 547,6 кв.м, здания котельной площадью 506,3 кв.м, нежилого помещения N 1 площадью 152,6 кв.м, нежилого помещения площадью 148,6 кв.м, нежилого помещения площадью 2643,7 кв.м, расположенных по адресу: город Волгоград, шоссе Авиаторов, 17, что подтверждается выписками их Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данное имущество приобретены обществом по договорам купли-продажи от 08.12.2006, от 21.12.2006 N 10, от 02.10.2006 N 1.
Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 48926 кв.м с кадастровым номером 34:34:030022:55. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.10.2010 право собственности на земельный участок площадью 48926 кв.м с кадастровым номером 34:34:030022:55, расположенный по адресу: город Волгоград, шоссе Авиаторов, 17, принадлежит Российской Федерации, которое зарегистрировано 31.12.2009.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 30.04.2010 по делу N А12-4646/2010 установлено, что ООО "РМЗ" обратилось в ТУ Росимущества в Волгоградской области с заявлением исх. от 21.12.2009 N 0921 в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении в собственность земельного участка площадью 48926 квадратных метров с кадастровым номером 34:34:030022:55, расположенного по адресу: город Волгоград, шоссе Авиаторов, 17, находящегося в федеральной собственности.
Письмом от 18.01.2010 N 10/324 ТУ Росимущества в Волгоградской области вернуло представленный обществом пакет документов и указало на необходимость устранить замечания по представленному кадастровому паспорту земельного участка, а также относительно непредставления обществом документов, удостоверяющих личность заявителя, учредительных документов юридического лица с изменениями, зарегистрированными в установленном порядке, свидетельства о государственной регистрации юридического лица и протокола о назначении на должность директора, документов органов Бюро технической инвентаризации, подтверждающих нахождение объектов недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке и единоличное владение этими объектами, а также отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам.
Обществом решение ТУ Росимущества в Волгоградской области по возврату документов было обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 30.04.2010 по делу N А12 -4646/2010 удовлетворены требования ООО "РМЗ" о признании незаконным решения ТУ Росимущества в Волгоградской области о возврате документов на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:55 площадью 48926 кв.м, расположенного по адресу: г.Волгоград, шоссе Авиаторов, 17. Суд обязал ТУ Росимущества в Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "РМЗ". Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.09.2010 решение суда от 30.04.2010 по данному делу оставлено без изменения.
11.05.2010 ООО "РМЗ" вновь обратилось с заявкой исх. N 27 на приватизацию указанного земельного участка.
ТУ Росимущества в Волгоградской области с сопроводительным письмом от 11.06.2010 направило указанную заявку ООО "РМЗ" от 11.05.2010 и приложенные к ней документы в Росимущество для принятия соответствующего решения о предоставлении в собственность земельного участка заявителю, о чем общество было проинформировано письмом от 15.06.2010 N 10/9305.
Общество, полагая, что ТУ Росимущества в Волгоградской области уклоняется от разрешения заявления, обратилось 24.09.2010 в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Волгоградской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РМЗ" от 21.12.2009 за исходящим номером N 0921 о продаже земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, шоссе Авиаторов, д.17, кадастровый номер 34:34:030022:55, площадью 48926 кв.м (дело N А12-19055/2010).
14.10.2010 в рамках дела N А12-19055/2010 ТУ Росимущества в Волгоградской области направило в арбитражный суд отзыв (исх. от 12.10.2010 N дп-04/15364), в котором указало на то, что в соответствии с подп. "ж" п. 4.8 Положения о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 Территориальное управление исключительно по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
25.11.2010 в ходе судебного заседания по делу N А12-19055/2010 ТУ Росимущества в Волгоградской области представлено письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом исх. N пп-10/33419 от 13.11.2010, в котором ТУ Росимущества в Волгоградской области сообщено о том, что принятие решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителя не представляется возможным. Пакет документов возвращен на доработку.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.12.2010 по делу N А12-19055/2010 ООО "РМЗ" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, выразившегося в непринятии в установленный срок решения по заявлению ООО "РМЗ" от 21.12.2009 за исходящим номером N 0921 о продаже земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, шоссе Авиаторов, д. 17, кадастровый номер 34:34:030022:55, площадью 48926 кв.м квадратных метра.
Заявитель, полагая, что бездействие ТУ Росимущества в Волгоградской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по направлению заявления ООО "РМЗ" от 11.05.2010 за исх. N 27 о продаже земельного участка в Федеральное агентства по управлению государственным имуществом, и бездействие Росимущества, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению ООО "РМЗ" от 11.05.2010 за исх. N 27 о продаже земельного участка, не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, 01.12.2010 обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с настоящим заявлением. Одновременно заявителем было заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока для подачи настоящего заявления.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральные законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу части 2 статьи 117 названного Кодекса арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению.
Таким образом, срок, установленный в статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является пресекательным и может быть восстановлен по ходатайству заявителя.
Как следует из материалов дела, ООО "РМЗ" при подаче в арбитражный суд Волгоградской области заявления о признании незаконным бездействия вышеуказанных органов, заявителем было заявлено ходатайством о восстановлении пропущенного срока, в обоснование которого сослалось на причины, обусловившие обращение в суд за пределами установленного законом срока.
В обосновании пропуска срока на обжалование заявитель указал на то обстоятельство, что 24.09.2010 общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в Волгоградской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РМЗ" от 21.12.2009 за исходящим номером N 0921 о продаже земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, шоссе Авиаторов, д.17, кадастровый номер 34:34:030022:55, площадью 48926 кв.м (дело N А12-19055/2010). В рамках данного дела ТУ Росимущества в Волгоградской области 14.10.2010 представило в арбитражный суд отзыв (исх. от 12.10.2010 N дп-04/15364), в котором указало на то, что в соответствии с подп. "ж" п. 4.8 Положения о Территориальном управлении, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 Территориальное управление исключительно по поручению Росимущества осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В суд 01.12.2010 от заявителя в порядке ст. 49 АПК РФ поступило ходатайство об уточнении основания и предмета иска. Заявитель просил признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Волгоградской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по передаче заявления ООО "РМЗ" от 21.12.2009 за исх. N 01021 о продаже земельного участка, расположенного по адресу: город Волгоград, шоссе Авиаторов, д.17, кадастровый номер 34:34:030022:52, площадью 652 кв.м в Росимущество. Рассмотрев данное ходатайство суд не нашел оснований для его удовлетворения и рассмотрения требований в рамках настоящего дела, ввиду того, что заявителем были заявлены новые самостоятельные требования. С настоящим заявлением Общество обратилось в суд 01.12.2010.
Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство общества о восстановлении пропущенного процессуального срока, оценил доводы ООО "РМЗ", обосновывающие уважительность причин пропуска срока обжалования бездействия, признал их уважительными и удовлетворил ходатайство общества.
Таким образом, довод подателей жалоб о том, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для восстановления пропущенного срока отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 Постановления от 24.03.2005 N 11 указал на то, что рассмотрение заявлений собственников объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение N 432).
В соответствии с пунктом 1 Положения N 432 правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Согласно Положению о Росимуществе указанный исполнительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4); заключает в установленном порядке договоры купли -продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6); осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков (пункты 5.36, 5.39).
На территории Волгоградской области таким органом является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области.
Согласно пункта 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи объектов недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, а покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на такой земельный участок на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
При этом в силу абзаца второго пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 1 января 2012 года осуществляется, в том числе, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пунктам 5.3., 5.4., 5.6., 5.39 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации федерального имущества; организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества; принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктами "б", "ж" пункта 4.8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63, ТУ
Росимущества в Волгоградской области осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества, осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности только по поручению Росимущества.
Судами обеих инстанций установлено, что заявитель обратился в ТУ Росимущества в Волгоградской области с заявкой на приватизацию земельного участка 11.05.2010.
ТУ Росимущества в Волгоградской области, исходя из своих полномочий, определенных нормативными актами, регулирующими деятельность Росимущества и его территориальных органов, обязано было принять решение по результатам рассмотрения поступившей в его адрес заявки общества не позднее 11.06.2010. Однако в установленный п.6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации срок, вопрос о продаже заявителю лицу земельного участка не рассмотрен.
Особенности взаимодействия между федеральным органом исполнительной власти и его территориальными подразделениями не могут служить препятствием для реализации собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, находящемся в федеральной собственности, права на приобретение этого участка, а отсутствие поручения Росимущества на продажу федерального имущества - для своевременного принятия по заявлениям заинтересованных лиц решения о продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Направление территориальным управлением 11.06.2010 заявки ООО "РМЗ" от 11.05.2010 и приложенных к ней документов в Росимущество для принятия соответствующего решения о предоставлении в собственность земельного участка заявителю не может свидетельствовать об исполнении данным государственным органом обязанности, возложенной на него законом, поскольку в месячный срок со дня поступления заявления уполномоченный орган, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание ссылку заинтересованного лица на письмо Росимущества от 13.11.2010 N пп-10/33419, поскольку данное письмо по смыслу п.6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации не является решением о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка на праве собственности. Кроме того, данное письмо адресовано не заявителю, а Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области.
На основании изложенного суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что ТУ Росимуществом в Волгоградской области допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по направлению заявления ООО "РМЗ" от 11.05.2010 исх. N 27 о продаже земельного участка, с кадастровым номером 34:34:030022:55 в Росимущество; Федеральным агентством по управлению государственным имуществом допущено незаконное бездействие, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению ООО "РМЗ" от 11.05.2010 исх. N 27 о продаже земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:55.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод ООО "РМЗ" о том, что судом первой инстанции необоснованно было отказано в обязании ТУ Росимущества в Волгоградской области подготовить с ООО "РМЗ" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:55, площадью 48 926 кв.м и направить договор для подписания ООО "РМЗ" в месячный срок.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу требований пп. 3 пунктов 4, 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения, удовлетворяющего заявленные требования по данной категории дел, суду надлежит указывать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая положения части 5 статьи 201 АПК РФ в случае признания решения государственного органа, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными арбитражный суд в резолютивной части решения может обязать государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган, должностное лицо совершить определенные действия или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Предметом рассмотрения по настоящему делу является бездействие ТУ Росимущества в Волгоградской области, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по направлению заявления ООО "РМЗ" от 11.05.2010 о продаже земельного участка в Федеральное агентства по управлению государственным имуществом; бездействие Росимущества, выразившееся в непринятии в установленный срок решения по заявлению ООО "РМЗ" от 11.05.2010 о продаже земельного участка.
Заявитель в качестве способа восстановления своих нарушенных прав в сфере предпринимательской деятельности просил суд первой инстанции обязать Росимущества поручить ТУ Росимущества в Волгоградской области подготовить с ООО "РМЗ" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 34:34:030022:55, площадью 48 926 кв. м. и направить договор для подписания ООО "РМЗ" в месячный срок.
Поскольку в данном случае имеет место возврат документов для доработки, то возложение обязанности на Росимущество поручить ТУ Росимущества в Волгоградской области подготовить с ООО "РМЗ" договор купли-продажи земельного участка не может быть применим в качестве адекватного способа восстановления нарушенных прав Общества в рамках рассмотрения настоящего заявления.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется. Апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 11 апреля 2011 года по делу N А12-23233/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Лыткина |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-23233/2010
Истец: ООО "РМЗ"
Ответчик: ГУ федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области, ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Волгоградской области
Третье лицо: МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ