г. Владивосток |
Дело |
17 июня 2011 г. |
N А51-3047/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 16 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г. М. Грачёва
судей Н.В. Алфёровой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Н.В. Ивановой
при участии:
от ООО "Влад-Опт":
Епатько М.И., доверенность от 12.12.2008, сроком действия на 3 года, удостоверение адвоката N 1552;
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу - не явилось, извещено надлежаще,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Влад-Опт"
апелляционное производство N 05АП-3029/2011
на решение от 11.04.2011
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-3047/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу
к ООО "Влад-Опт"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу (далее по тексту - заявитель, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Влад-Опт" (далее по тексту - ответчик, общество, ООО "Влад-Опт") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Решением от 11.04.2011 г.. суд признал ООО "Влад-Опт" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ, и назначил наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. Кроме того, суд изъял из оборота алкогольную и спиртосодержащую продукцию, явившуюся предметом административного правонарушения и передал ее Межрегиональному Управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу.
ООО "Влад-Опт", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу в которой просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что в целях проверки легальности нахождения спорной алкогольной и спиртосодержащей продукции в обороте обществом были приняты исчерпывающие меры, в том числе, заказывало экспертизы качества, экспертизы проверки подлинности федеральных специальных марок, запрашивало у поставщиков сведения о легальности оборота спорной продукции. Вместе с тем, общество не имело возможности проверить информацию, нанесенную на федеральные специальные марки в закодированном виде, на предмет ее соответствия информации, содержащейся в ЕГРЮЛ. Общество считает, что при принятии решения судом были нарушены нормы ст.170 АПК РФ, ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. Указывая на то, что вина общества в совершении вменяемого административного правонарушении выразилась в непринятии всех зависящих об общества мер для соблюдения требований действующего законодательства, суд не указал, какие именно меры не были приняты обществом во избежание совершения административного правонарушения, и какие еще возможности, помимо выполненных, имелись у общества. На этом основании заявитель жалобы считает, что решение в части изъятия из оборота принадлежащей ООО "Влад-Опт" алкогольной продукции и передаче ее Управлению незаконным, поскольку продукция была произведена легально и информация о ней была внесена ее производителем в ЕГАИС, соответствует по своим физико-химическим и органолептическим свойствам требования ГОСТов, маркирована подлинными федеральными специальными марками.
Кроме того, от ООО "Влад-Опт" поступили дополнения к апелляционной жалобе, согласно которым наличие на алкогольной продукции федеральной специальной марки (полученной производителем в уставленном законом порядке) подтверждает фиксацию информации о реализуемой на территории РФ алкогольной продукции в ЕГАИС.
Представитель ООО "Влад-Опт" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней поддержал в полном объеме.
Управление, извещенное о времени и месте судебного разбирательства явку своего представителя не обеспечило. Вместе с тем, представило письменный отзыв, согласно которому не согласно с решением в части передачи алкогольной и спиртосодержащей продукции в количестве 86 851 бутылок, изъятых согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 10.02.2011 Управлению. Ссылаясь на пункт 2 Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 883, спорная алкогольная и спиртосодержащая продукция должна быть передана на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления её на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение. Таким образом, суд не учёл, что Управлению в соответствии с законодательством РФ не предоставлено прав изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения. В этой связи, Управление просит решение в указанной части изменить и передать спорную алкогольную и спиртосодержащую продукцию Российскому фонду федерального имущества (его отделениям).
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления. По имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя общества, оценив доводы жалобы, дополнений к ней и отзыва, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит изменению в части по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в период с 07.02.2011 по 09.02.2011 на основании приказа руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 03.02.2011 N 42 с целью осуществления государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующей лицензией, проведена внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Влад-Опт", осуществляющего деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции, на основании лицензии А 604197 от 05.06.2006, выданной Управлением ФНС России по Приморскому краю, сроком действия по 04.06.2011 года, по месту осуществления деятельности.
В ходе проверки на складах общества по адресу: г.Владивосток, Народный проспект, 28, литер "И", 1 этаж, помещения N N 10, 13; 2 этаж, помещение N 1, выборочным методом был проведен отбор образцов алкогольной продукции маркированной федеральными специальными марками (далее - ФСМ), для проверки достоверности информации нанесенной на ФСМ - сведениям, зафиксированным в базе данных единой государственной автоматизированной информационной системе (далее - ЕГАИС).
Информация, нанесенная на ФСМ (серия и номер марки) отобранных образцов алкогольной продукции с целью установления легальности оборота указанной алкогольной продукции, была проверена в базе данных ЕГАИС Росалкогольрегулирования.
По результатам проверки из базы данных ЕГАИС получены протоколы запросов о фиксации в ПС ЕГАИС сведений, об алкогольной продукции, полученных на основе серии и номера марки (специальной или акцизной), из которых следует, что ООО "Влад-Опт" осуществляло оборот алкогольной продукции, находящейся в нелегальном обороте, маркированной ФСМ, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС, а именно, с нанесенной на ФСМ информацией, не соответствующей информации, зафиксированной в ЕГАИС.
По факту выявленного правонарушения 09.02.2011 консультантом отдела госконтроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МРУ Росалкогольрегулирования в отношении ООО "Влад-Опт" составлен протокол N 04-16/15 об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы в соответствии с частью 4 статьи 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В рамках дела об административном правонарушении N 04-16/15 от 09.02.2011 приняты меры по обеспечению в виде наложения ареста на алкогольную продукцию восьми различных наименований в количестве 86 851 бутылок, предмет административного правонарушения передан на ответственное хранение заместителю генерального директора Ушакову В.П. ООО "Влад-Опт", местом хранения определен склад, расположенный по адресу: г.Владивосток, Народный проспект, 28, литер "И", 2 этаж, помещение N 1.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу в соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, направило материалы административного дела на рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
В соответствии с частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства (оборудования), сырья, полуфабрикатов и иных предметов, использованных для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в сфере соблюдения порядка осуществления предпринимательской деятельности в России.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в совершении действий либо бездействии, нарушающих установленный порядок промышленного производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 статьи, являются юридические лица, С субъективной стороны правонарушение характеризуется прямым умыслом.
Согласно статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования и условия - совокупность, установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. В этих целях названным Федеральным законом устанавливаются правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ предусмотрено, что под оборотом понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа.
В соответствии с абзацем 5 статьи 5 Федерального закона N 171-ФЗ, организация и проведение государственного контроля за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и условий, предусмотренных лицензиями, отнесены к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно статье 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, а именно товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке и осуществляется, в том числе в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации.
Как следует из статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции (с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции), обеспечивает осуществление контроля за уплатой налогов; является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС.
Изложенное свидетельствует, что ФСМ предназначена для удостоверения законности производства и (или) оборота алкогольной продукции, обеспечения контроля за уплатой налогов и подтверждения фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в ЕГАИС.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать необходимые сведения о маркируемой ими алкогольной продукции, в том числе о её наименовании, виде, содержании этилового спирта, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, наименовании и месте нахождения производителя алкогольной продукции.
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции осуществляются организациями при наличии соответствующих лицензий.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в лицензии А 604197, регистрационный N 13 от 05.06.2006 сроком действия с 05.06.2006 по 04.06.2011, выданной ООО "Влад-Опт" Управлением ФНС России по Приморскому краю на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, предусмотрено, что лицензионным условием является осуществление данного вида деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 названного Закона, запрещен.
Согласно пункту 7 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 522 (далее - Правила N 522), организация, осуществляющая производство и (или) оборот (за исключением импорта и розничной продажи) продукции, представляет по телекоммуникационным каналам связи заявку о фиксации в Управление Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации по месту нахождения организации, или по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации, указанного в лицензии, или в Межрегиональную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам, в случае, если эта организация состоит на учете в указанном налоговом органе.
Порядок фиксации сведений о хранении алкогольной продукции в ЕГАИС установлен Законом N 171-ФЗ, Правилами N 522, а также Требованиями к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 873.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864 во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" были утверждены: форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее - Правила N 864).
Согласно утвержденной форме справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольной и спиртосодержащей продукции раздел "А", в пункте 6.1 справки должны содержаться: номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При этом согласно пункту 6 Правил N 864 раздел "А" справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию заполняется с соблюдением следующих требований:
в позиции "Наименование продукции" указываются наименования каждого вида продукции в составе отгружаемой партии продукции;
в позиции "Количество отгруженной продукции" указывается количество отгруженной продукции в декалитрах и бутылках;
в позиции "Декларация о соответствии/сертификат соответствия" указываются декларация о соответствии или сертификат соответствия на каждое наименование отгружаемой продукции с указанием регистрирующего (выдавшего) органа, регистрационного номера (номера) и даты регистрации (даты выдачи);
в позиции "Производитель продукции" указываются наименование организации, адрес места ее нахождения и адрес производства, номер лицензии и выдавший ее орган, дата выдачи лицензии, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;
в позиции "Номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" указываются номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
в позиции "Получатель продукции" указываются наименование организации, адрес места ее нахождения и адрес производства, номер лицензии и выдавший ее орган, дата выдачи лицензии, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет.
Между тем, судом установлено, что при проверке деятельности ООО "Влад-Опт" по адресу: г.Владивосток, Народный проспект, 28, литер "И", 1 этаж, помещения N 10, 13; 2 этаж, помещение N 1 Управлением был выявлен факт нахождения в обороте алкогольной и спиртосодержащей продукции, маркированной федеральной специальной маркой, информация о которой не соответствует информации зафиксированной в ЕГАИС, а именно:
- водка "Русский Лес люкс" 0,5 л, производитель ООО "Алко-Росс", дата розлива 02.11.2009; - водка "Русский Лес на березовых почках" 0,5 л, производитель ООО "Алко-Росс", дата розлива 02.11.2009, производитель ООО "Алкоросс", дата розлива 02.11.2009; - водка "Русский Лес на кедровых орешках" 0,5 л, производитель ООО "Алко-Росс", дата розлива 02.11.2009, производитель ООО "Русалка", дата розлива 14.04.2010; - водка "Русский Лес таежная" 0,5 л, производитель ООО "Алко-Росс", дата розлива 02.11.2009, производитель ООО "Бикар-Алко" дата розлива 30.11.2009; - водка "Русский Лес на кедровых орешках" 0,25 л, производитель ООО "Русалка", дата розлива 13.04.2010;
- водка "Русский Лес на березовых почках" 0,25 л, производитель ООО "Русалка", дата розлива 13.04.2010;
- вино столовое полусладкое красное "Изабелла" 0,7 л, производитель ООО "Русь", дата розлива 03.03.2010;
- вино столовое полусладкое красное "Мерло" 0,7 л, производитель ООО "Русь", дата розлива 03.03.2010;
- вино столовое полусладкое красное "Каберне" 0,7 л, производитель ООО "Русь", дата розлива 03.03.2010.
Данные обстоятельства подтверждаются протоколами запросов в ПС ЕГАИС сведений об алкогольной продукции, протоколом об административном правонарушении от 09.02.2010 N 04-16/15, иными материалами административного дела и ответчиком по существу не оспариваются.
Таким образом, ООО "Влад-Опт" должно было знать о незаконности оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведения о которой не совпадают сведения в ЕГАИС.
В соответствии с Приложением к Приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 01.07.2010 N 43 н "Об утверждении перечня информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предоставляемой организациям, осуществляющим производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи), этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" - организации направившей запрос, предоставляются все данные из информации, зафиксированной в ЕГАИС.
Таким образом, на основании главы 26 КоАП РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Влад-Опт" не были предприняты все зависящие от него меры по предотвращению оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, сведения о которой не зафиксированы в ЕГАИС, в результате чего Обществом был нарушен пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ. При этом в данном случае спорная алкогольная продукция не относится к тем исключениям, которые предусмотрены в подпунктах 1 - 5 пункта 2.1 статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
Довод жалобы о том, что спорная алкогольная продукция была маркирована подлинными федеральными специальными марками и соответствовала установленным стандартам, отклоняется, поскольку в рассматриваемом в рамках настоящего дела случае правовое значение имеет факт подлинности информации и реализуемой продукции в ЕГАИС, а не подлинность либо фиктивность ФСМ, которыми она была маркирована.
Кроме того, соответствие либо несоответствие спорной продукции требованиям стандартов качества также не может рассматриваться в качестве основания для привлечения либо для отказа в привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ, поскольку объективную сторону указанного правонарушения составляет не нарушение качественных характеристик алкогольной продукции, находящейся в обороте, а организационный порядок ее оборота в соответствии с имеющейся лицензией. В этой связи доводы жалобы в этой части также подлежат отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, совокупность установленных по делу обстоятельств свидетельствует о том, что у Общества имелась объективная возможность по соблюдению требований законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с учетом того, что исходя из срока выдачи лицензии А 604197, регистрационный N 13 от 05.06.2006 Общество знало или должно было знать о недопустимости нарушения требований закона, однако достаточных мер им принято не было, то есть обществом было допущено виновное бездействие. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии вины и доказанности факта совершения ООО "Влад-Опт" административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, привлечение ООО "Влад-Опт" к административной ответственности по названной норме КоАП РФ является правильным. Размер административного наказания назначен судом в пределах санкции, предусмотренной ч.4 ст.14.17 КоАП РФ.
Согласно материалам дела, в ходе проведения проверки Управлением было арестовано и передано обществу на хранение 86 851 бутылок алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС. Указанная продукция была изъята на основании протокола ареста товаров и иных вещей N 04-16/15-1 от 10.02.2011 и передана на ответственное хранение Ушакову В.П. по адресу: г.Владивосток, Народный проспект, 28, лит "И", 2 этаж, помещение N 1.
Алкогольная и спиртосодержащая продукция, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, подлежит изъятию из оборота (статья 25 Федерального закона N 171-ФЗ).
Пунктом 15.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
На основании пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Таким образом, спорная алкогольная и спиртосодержащая продукция правомерно изъята судом первой инстанции из оборота.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 883 утверждено Положение о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения, государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения, передают такую продукцию на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение.
Места хранения продукции до передачи ее Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) определяются уполномоченным органом в соответствии с перечнем организаций, имеющих лицензии на хранение такого вида продукции и являющихся поверенными Российского фонда федерального имущества (пункт 4).
В последующем Российский фонд федерального имущества (его отделения) с участием территориальных органов Федеральной налоговой службы и заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют на конкурсной основе организации, уполномоченные осуществлять промышленную переработку или уничтожение продукции.
Из приведенных норм следует, что алкогольная и спиртосодержащая продукция, явившаяся предметом административного правонарушения, изъятая Управлением в ходе проверки должна быть передана на основании акта приёма-передачи Российскому фонду федерального имущества, то есть органу, уполномоченному направить ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение.
На этом основании коллегия признает неправомерным указание суда первой инстанции в резолютивной части решения о передаче спорной алкогольной и спиртосодержащей продукции, Межрегиональному Управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу, поскольку это не входит в круг их полномочий.
При таких обстоятельствах, решение суда в вышеуказанной части подлежит изменению на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11 апреля 2011 г.. по делу N А51-3047/2011 в части передачи алкогольной и спиртосодержащей продукции в количестве 86 851 бутылок, изъятых согласно протокола ареста товаров и иных вещей N 04-16/15-1 от 10.02.2011, находящуюся на ответственном хранении Ушакова В.П. по адресу: г.Владивосток, Народный проспект, 28, лит "И", 2 этаж, помещение N 1 Межрегиональному Управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу изменить, передав алкогольную и спиртосодержащую продукцию в количестве 86 851 бутылок, изъятых согласно протокола ареста товаров и иных вещей N 04-16/15-1 от 10.02.2011, находящуюся на ответственном хранении Ушакова В.П. по адресу: г.Владивосток, Народный проспект, 28, лит "И", 2 этаж, помещение N 1 - Российскому фонду федерального имущества (отделение).
В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 11 апреля 2011 г.. по делу N А51-3047/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 4.1 статьи 206 АПК РФ постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Председательствующий |
Г. М. Грачёв |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3047/2011
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу, МРУ Росалкогольрегулирования по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: ООО Влад-Опт
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2012 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-3047/11
19.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12866/11
26.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4634/11
23.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12866/11
17.06.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3029/11