г.Москва |
|
15.06.2011
|
N 09АП-8717/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.06.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2011
Дело N А40-132567/10-92-825
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Торопченковым К.В.,
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.02.2011 по делу N А40-132567/10-92-825, судьи Уточкина И.Н.
по заявлению ЗАО "Автомедон" (ОГРН 1027739281734, 109444, Москва, ул.Ферганская, д.6, стр.7)
к Департаменту земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, Москва, ул.Бахрушина, д.20)
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Префектура ЮВАО г.Москвы, Правительство Москвы
об оспаривании отказа в оформлении договора аренды земельного участка, изложенного в письме от 31.05.2010 N РЛ1-37/10-0-/6/-1; обязании обеспечить изготовление кадастрового плана земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Краснодарская, вл.52-56, в соответствии с материалами инженерно-геодезических работ по установлению границ и определению площади земельного участка, проведенных ООО "ГеоМенеджер", и направить в ЗАО "Автомедон" для подписания проект договора аренды земельного участка площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Краснодарская, вл.52-56 сроком на 49 лет,
при участии:
от заявителя: Зебницкой О.В. по доверенности от 24.05.2010, удостоверение N 4401;
от заинтересованного лица: Чуксина И.Н. по доверенности от 01.03.2011 N 33-И-566/11, удостоверение N 45522;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) Чуксина И.В. по доверенности от 11.01.2011 N 4-14-00/1, удостоверение N 45522,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.02.2011, принятым по данному делу, удовлетворено заявление ЗАО "Автомедон" о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г.Москвы, выраженного в письме от 31.05.2010 N РД1-37/10-0-/6/-1, в оформлении договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Краснодарская, вл.52-56.
Суд обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы в месячный срок с даты вступления в законную силу решения обеспечить изготовление кадастрового плана земельного участка площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, л. Краснодарская, вл. 52-56, в соответствии с материалами инженерно-геодезических работ по установлению границ и определению площади земельного участка, проведенных ООО "ГеоМенеджер". Кроме того, обязал Департамент земельных ресурсов города Москвы в месячный срок с даты вступления в законную силу решения направить в ЗАО "Автомедон" для подписания проект договора аренды земельного участка площадью 5000 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул.Краснодарская, вл.52-56 сроком на 49 лет.
Заинтересованное лицо не согласилось с решением суда и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Заявитель возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Представитель Правительства Москвы поддержал позицию подателя апелляционной жалобы.
Представители третьих лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве и Префектуры ЮВАО г.Москвы, извещенных о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. С учетом мнения представителей заявителя и заинтересованного лица суд счел возможным рассмотреть дело в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают па них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением префекта ЮВАО от 21.08.2007 N 1744 "О проектировании и строительстве многофункционального торгово-административного комплекса по адресу: ул. Краснодарская, вл. 52-56" ЗАО "Автомедон" разрешено осуществить в 2007-2010гг. строительство многофункционального торгово-административного комплекса на земельном участке площадью 05 га по адресу: ул.Краснодарская, вл.52-56.
Пунктом 5 данного Распоряжения Территориальному объединению регулирования землепользования ЮВАО Департамента земельных ресурсов города Москвы поручено оформить договор аренды земельного участка на условиях долгосрочной аренды сроком на 49 лет для проектирования, строительства и последующей эксплуатации многофункционального торгово-административного комплекса с оплатой стоимости права на заключение договора аренды в размере 71 494 342 руб.
Данное распоряжение в установленном порядке не оспорено и не отменено.
22.04.2010 ЗАО "Автомедон" обратилось с заявлением в Департамент земельных ресурсов г.Москвы об утверждении схемы расположения земельного участка для последующей постановки на кадастровый учет и оформлении договора аренды земельного участка с приложением документов об инженерно-геодезических работах по установлению границ и определению площади земельного участка, расположенного по адресу: Москва, ул.Краснодарская, вл.52-56.
Письмом от 04.05.2010 N РД1-37/10-0-/3/-1 Департамент земельных ресурсов г.Москвы сообщил, что вопрос о подготовке указанных документов будет рассмотрен после поступления в ТУ ЮВАО протокола совещания по оформлению земельно-правовых отношений на указанный выше земельный участок.
Письмом от 31.05.2010 N РД1-37/10-0-/6/-1 Департамент земельных ресурсов г.Москвы сообщил, что по результатам совещания по оформлению земельно-правовых отношений на земельный участок ул. Краснодарская, вл.52-56, состоявшегося 06.05.2010, под председательством первого заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И., принято решение о том, что вопрос по оформлению прав на данный земельный участок должен решаться в судебном порядке, а также Департамент земельных ресурсов г.Москвы сообщил, что в случае принятия судом соответствующего решения по данному вопросу Департамент земельных ресурсов г.Москвы решение суда будет исполнено в установленном законом порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Согласно п.2. ст.22 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии по статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п.2 ст.10 Земельного кодекса РФ город Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст.608 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п.2. ст.4 Закона г.Москвы от 14.05.2003 N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве", в редакции, действовавшей на момент принятия решения о предоставлении участка, управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы отнесено к полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застройки. Решения о предоставлении земельных участков принимаются уполномоченным органом и являются основанием для оформления правоустанавливающих документов на землю.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 03.12.2002 N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов" таким уполномоченным органом является префектура административного округа, которая на основании п.2.2.2.17 Приложения N 3 "Положением о префектуре административного округа города Москвы" "На основании утвержденной исходно-разрешительной документации принимает решение о предоставлении земельных участков на территории административного округа для осуществления градостроительной деятельности".
Согласно п.2.2.2. Постановления Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" Департамент земельных ресурсов г.Москвы выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и на основании п.3.1. заключает договоры аренды.
Исходя из смысла ст.16, ст.20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет недвижимости осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, постановка на учет объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии законом для осуществления такого учета документов. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники.
В соответствии с п.2.1.2. 2.2.1. Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.10.2007 N 949-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы" задачами департамента являются обеспечение осуществления мероприятий по управлению и распоряжению земельными участками, департамент утверждает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории на территории города Москвы, образует земельные участки и принимает решение об объединении, разделении, перераспределении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, федеральной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что обязанность по постановке земельного участка на кадастровый учет и, соответственно, обязанность по изготовлению кадастрового плана возложена на собственника (правообладателя) земельного участка.
Поскольку данный земельный участок находится в собственности города Москвы обязанность по постановке участка на кадастровый учет в силу закона возложена на Правительство Москвы в лице его специально уполномоченного органа - Департамента земельных ресурсов г.Москвы.
Довод апелляционной жалобы о том, что ЗАО "Автомедон" имело возможность оплатить стоимость права аренды земельного участка, однако свои обязательства не выполнило, не принимается апелляционным судом.
Как установлено судом первой инстанции, п.6.1 Распоряжения префекта ЮВАО г.Москвы от 21.08.2007 N 1744 "О проектировании и строительстве многофункционального торгово-административного комплекса по адресу: Краснодарская, вл.52-56" действительно содержит указание о том, что ЗАО "АВТОМЕДОН" необходимо оплатить сумму выкупа права долгосрочной аренды земельного участка в размере определенном п.4 настоящего распоряжения, в срок до 10.12.2007 в соответствии с графиком платежей, утвержденным в установленном порядке.
Между тем, график платежей в установленном порядке не составлялся и не утверждался.
Согласно п.2 ст.19 Закона г.Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", если решением о предоставлении земельного участка в аренду предусмотрено внесение платы за право на заключение договора аренды, то в соответствующий договор аренды земельного участка включается положение, согласно которому арендатор приобретает право на совершение сделок с правом аренды земельного участка при условии внесения платы за право на заключение договора аренды в полном объеме.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой Закона г.Москвы условие о внесении платы за право на заключение аренды подлежит включению в договор аренды, а, следовательно, отсутствие оплаты стоимости права аренды не препятствует заключению договора аренды земельного участка, а лишь может ограничивать право на совершение сделок с правом аренды земельного участка.
При указанных обстоятельствах оспариваемый отказ в оформлении договора аренды земельного участка, изложенный в письме от 31.05.2010 N РД1-37/10-0-/6/-1, является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Довод апелляционной жалобы о пропуске заявителем срока на обжалование ненормативного акта признается несостоятельным.
В соответствии с ч.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
В силу положений ч.2 ст.117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
В настоящем случае заявителем представлены достаточные доказательства, свидетельствующие о наличии реальных препятствий для осуществления им права на судебную защиту, а также ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи заявления о признании незаконным оспариваемого решения с указанием вышеприведенной причины.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об уважительности причин пропуска заявителем срока на обжалование.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильно установленные судом обстоятельства.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.02.2011 по делу N А40-132567/10-92-825 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132567/2010
Истец: ЗАО "Автомедон"
Ответчик: Департамент земельных ресурс г. Москвы, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: ПРАВИТЕЛЬСТВО Г. МОСКВЫ, Правительство города Москвы, Префектура ЮВАО г. Москвы, Префектура ЮВАО города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
Хронология рассмотрения дела:
23.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17733/11
11.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-9497/11
15.06.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-8717/11
16.02.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-132567/10