В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на приведение действующего законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями проекта федерального закона "О ломбардной деятельности".
По законопроекту имеются следующие замечания.
Частью 3 статьи 1 законопроекта предлагается признать утратившим силу абзац второй пункта 1 статьи 53 Закона Российской Федерации от 29 мая 1992 г. N 2872-1 "О залоге", устанавливающий ответственность залогодержателя за утрату, недостачу или повреждение предмета заклада (т.е. предмета договора залога, по условиям которого заложенное имущество передается во владение залогодержателю).
Абзац первый пункта 1 данной статьи определяет, в каком случае залогодержатель не отвечает за утрату, недостачу или повреждение предмета заклада, а именно, если он докажет, что утрата, недостача или повреждение предмета заклада произошли не по его вине.
Абзац второй данного пункта конкретизирует указанную норму применительно к деятельности ломбарда, предусматривая в качестве оснований для освобождения ломбарда от ответственности непреодолимую силу, умысел или грубую неосторожность залогодателя.
Исключение из пункта 1 статьи 53 Закона Российской Федерации от 29 мая 1992 г. N 2872-1 "О залоге" абзаца второго нарушает структуру данного пункта и всей статьи.
В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос не о признании указанного абзаца утратившим силу, а об изменении его редакции с учетом положения статьи 358 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающего, что ломбард несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение заложенных вещей, если не докажет, что утрата или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы. Кроме того, следует учитывать, что проектом федерального закона "О ломбардной деятельности" отношения, связанные с вышеназванной ответственностью ломбарда, не регулируются.
Статьей 3 законопроекта предлагается признать утратившими силу статьи 919 и 920 Кодекса, регулирующие вопросы хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину. В качестве обоснования данного положения в пояснительной записке к законопроекту указывается, что деятельность, связанная с хранением в ломбарде принадлежащих гражданину вещей, не может осуществляться финансовой организацией. Данные доводы являются неубедительными и правовых оснований для исключения из видов деятельности, осуществляемых ломбардом, деятельности, связанной с хранением принадлежащих гражданину вещей, не имеется. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 3 проекта федерального закона "О ломбардной деятельности" оказание населению финансовых услуг является основной, а не единственной, целью деятельности ломбарда.
Статьей 4 законопроекта предлагается внести изменение в статью 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которой помещение ценных бумаг в ломбард исключается из перечня видов сделок с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю.
Данное положение законопроекта требует дополнительного рассмотрения с учетом того, что перечень движимого имущества граждан, предназначенного для личного потребления, в настоящее время не установлен Кодексом и не определен проектом федерального закона "О ломбардной деятельности". Кроме того, в действующей редакции статьи 358 Кодекса, а также в проекте федерального закона "О ломбардной деятельности" установлено, что ломбарды выдают краткосрочные кредиты, в то время как в соответствии со статьей 819 Кодекса в роли кредитора по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию Банка России. В связи с этим необходимо устранить терминологическое несоответствие и предусмотреть в законопроекте внесение изменений в статью 358 Кодекса, заменив понятие "кредит" понятием "заем".
Правительство Российской Федерации считает возможным поддержать законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 17 апреля 2007 г. N 1463п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 335756-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ломбардной деятельности", внесенный депутатами Государственной Думы К.Б. Шипуновым и В.М. Резником"
Текст письма официально опубликован не был