г. Санкт-Петербург
21 июня 2011 г. |
Дело N А56-40532/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Черемошкиной В.В.
судей Горшелева В.В., Медведевой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Четвериковым А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3386/2011) общества с ограниченной ответственностью "ЭКОМ-Сервис"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2010 по делу N А56-40532/2010(судья Виноградова Л.В.), принятое
по иску закрытого акционерного общества "Завод комплексной переработки отходов"
к 1) обществу с ограниченной ответственностью "ЮИТ Сервис"
2) обществу с ограниченной ответственностью "ЭКОМ-Сервис"
3-и лица: 1) Жилищный комитет Санкт-Петербурга
2) Комитет финансов Санкт-Петербурга
3) Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга
о взыскании 26 371 руб. 80 коп.,
при участии:
от истца: Федосеенко Л.Л., доверенность N К-04 от 29.04.2010; Тихомирова Е.В., доверенность N К-21 от 24.03.2011
от ответчика: 1) Кифяк О.В., доверенность N 71 от 12.10.2010
2) Рукин М.В., доверенность от 28.01.2011
от 3-го лица: 1) не явился, извещен
2) Рыжих Я.Н., доверенность N 01-02/3172 от 09.12.2010
3) не явился, извещен,
установил:
Закрытое акционерное общество "Завод Комплексной переработки отходов" обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью ООО "ЮИТ сервис" о взыскании задолженности за оказанные услуги по захоронению твердых бытовых отходов в размере 26 378,80 рублей.
К участию в деле в качестве второго ответчика привлечено ООО "ЭКОМ-Сервис", в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований в отношении предмета спора, привлечены Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет финансов Санкт-Петербурга, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.
Решением суда от 21.12.2010 с ООО "ЭКОМ-Сервис" в пользу ЗАО "Завод комплексной переработки отходов" взыскано неосновательное обогащение в размере 26 378,80 руб.
В апелляционной жалобе ООО "ЭКОМ-Сервис" просит решение суда отменить и отказать истцу в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам.
Истец, ответчик 1 - общество с ограниченной ответственностью "ЮИТ Сервис", представитель 3-го лица 2 - Комитет Финансов Санкт-Петербурга представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "ЭКОМ-Сервис" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители истца, Комитета финансов СПб в судебном заседании с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Комитета по благоустройству СПб, Жилищного комитета СПб, уведомленные о времени и месте рассмотрения спора надлежащим образом, в судебное заседание не явились, жалоба рассмотрена в отсутствие представителей указанных участников спора.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец является специализированной организацией, оказывающей услуги по захоронению отходов, в том числе твердых бытовых отходов, образованных населением Санкт-Петербурга.
Между ООО "ЮИТ сервис" (Заказчик) и ООО "ЭКОМ-Сервис" (Исполнитель) 01.04.2009 заключен Договор 3 36/2009, предметом которого является вывоз и размещение на переработку твердых, бытовых (коммунальных) отходов с территории жилых домов.
В августе-октября 2009 года ЗАО "Завод комплексной переработки отходов" осуществил захоронение ТБО, вывезенных ООО "ЭКОМ-Сервис" в количестве 84 кубических метров.
Факт доставки ТБО истцу подтверждается справкой ООО "ЭКОМ-Сервис", талонами, составленными по форме, утвержденной распоряжением жилищного комитета Правительства СПб от 27.03.2009 N 52-р.
Тариф услуг по захоронению одного куб. м. ТБО в 2009 г. утвержден распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 06.11.2008 N 135-р (с учетом изменений) и составляет 53,98 руб/куб.м. (без НДС). С учетом налога тариф составляет 63,70 руб/куб.м.
Цена услуг по захоронению 331,5 куб.м. ТБО определена истцом в сумме 21 116,55 руб.
Поскольку услуги по захоронению (размещению) ТБО оплачены не были, истец обратился в арбитражный суд с иском к ООО "ЮИТ Сервис" о взыскании задолженности за оказанные услуги, к ООО "ЭКОМ-Сервис" о взыскании неосновательного обогащения.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска к ООО "ЮИТ сервис" указал, что поскольку стоимость услуг по захоронению ТБО включена в цену контракта на вывоз твердых коммунальных отходов, заключенного с ООО "ЭКОМ-Сервис" и была оплачена, правовые основания для удовлетворения требований отсутствуют.
Однако при этом суд в резолютивной части решения не указал об отказе в иске.
Взыскивая неосновательное обогащение с ООО "ЭКОМ-Сервис" суд сослался на то обстоятельство, что поскольку в цену контракта на вывоз отходов входит стоимость услуг по захоронению, которые в полном объеме получены ООО "ЭКОМ-Сервис", который фактически услуги по захоронению не оказывал, имеет место неосновательное обогащение.
Апелляционный суд, заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В силу распоряжения Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга от 17.02.2003 N 3-р до марта 2009 оплата услуг по захоронению ТБО, образовавшихся от жизнедеятельности жителей Санкт-Петербурга производилась за счет бюджета субъекта.
Указанный порядок утратил силу 27.03.2009 в связи с принятием Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга распоряжения N 52-р от 27.03.2009, которым утверждено Положение о порядке учета, сбора, вывоза, утилизации и захоронения твердых бытовых отходов, образуемых гражданами, проживающими в многоквартирных и жилых домах в Санкт-Петербурге.
Пунктом 2 указанного распоряжения рекомендовано руководителям организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, заключать договоры на оказание услуг по утилизации (захоронению) бытовых отходов со специализированными организациями, оказывающими услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов по предложенной форме.
Принятым Положением определяется порядок взаимодействия Жилищного комитета, администраций районов Санкт-Петербурга, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, организаций, оказывающих услуги по вывозу твердых бытовых отходов, и организаций, оказывающих услуги по утилизации и (или) захоронению твердых бытовых отходов. Законом Санкт-Петербурга от 19.11.2008 N 730-120 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрено за счет средств бюджета предоставление субсидий на покрытие выпадающих доходов организациям, оказывающим услуги по утилизации (захоронении) ТБО (п. 7.38 Приложения 3 Ведомственной структуры расходов Закона Санкт-Петербурга от 19.11.2008 года N 730-129 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2009 год и па плановый период 2010 и 2011 годов").
17.03.2009 Правительством Санкт-Петербурга издано постановление N 265 от 17.03.2009 "О порядке предоставления в 2009 году субсидий на покрытие выпадающих доходов от оказания услуг по утилизации и захоронению ТБО, образуемых населением, по регулируемым тарифам, согласно которого, юридическим лицам, оказывающим услуги по захоронению ТБО предоставляются субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части недополученных доходов в размере 88 процентов в связи с оказанием услуг по захоронению ТБО.
Предоставление субсидий осуществляется на основании договоров, заключаемых Комитетом (п. 8 Порядка).
Материалами дела установлено, что между истцом и Жилищным комитетом заключен договор N СУ/02 от 05.05.2009 на предоставление субсидий. Условия договора применяются к отношениям сторон, возникших с 01.03.2009 и действуют до прекращения финансирования.
Во исполнение условий договора истцу за счет средств бюджета осуществлено финансирование услуг по захоронению ТБО за март, апрель, май, июнь 2009 года.
С августа 2009 г.. в связи с полным расходованием средств бюджета Санкт-Петербурга, выделенных на вышеуказанные субсидии (письмо Жилищного комитета Санкт-Петербурга N 141/08 от 13.08.2009 г..), а также в связи с увеличением размера платы за содержание жилых помещений, сто процентов стоимости услуг по захоронению ТБО должно оплачиваться организациями, обслуживающими жилые дома и общежития из средств, собранных с населения в составе платы за содержание жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Из смысла названной правовой нормы следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, вследствие неосновательного обогащения.
Таким образом, отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиками не исключает возможности возникновения у ответчиков обязательств вследствие неосновательного обогащения.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Поскольку, согласно установленных обстоятельств, ответчик (2) в составе платежей по контракту на вывоз твердых бытовых отходов получал денежные средства, в том числе и за утилизацию (захоронение) этих отходов, при том, что данные услуги не оказывал, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о возникшем у него за счет истца неосновательного обогащения в размере стоимости утилизации (захоронения) вывезенного им объема твердых бытовых отходов.
Объем услуг по захоронению и утвержденный тариф сторонами не оспаривается.
При указанных обстоятельствах, с учетом не указания в резолютивной части решения, вывода суда об отказе в иске в отношении ответчика ООО "ЮИТ Сервис", решение суда подлежит изменению.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2010 по делу N А56-40532/2010 изменить, дополнив резолютивную часть следующим содержанием:
"В иске к обществу с ограниченной ответственностью "ЮИТ Сервис" отказать".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.В. Черемошкина |
Судьи |
В.В. Горшелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-40532/2010
Истец: ЗАО "Завод комплексной перерабботки отходов", ЗАО "Завод Комплексной переработки отходов"
Ответчик: ГОУ ВПО "Санкт-Петербургская лесотехническая академия имени С,М.Кирова", ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет", ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный технический университет", ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна", ГОУ дополнительного профессионального образования "Высшие специальные классы военно-морского флота", ООО "Жилкомсервис N 3 Приморского района", ООО "Управляющая компания "Дом", ООО "ЭКОМ-Сервис", ООО "ЮИТ Сервис", ООО "ЮИТ-СЕРВИС", Управление материально-технического и хозяйственного обеспечения Тыла ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский университет культуры и искусства"
Третье лицо: Жилищный комитет Санкт-Петербурга, Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга, КОМИТЕТ ФИНАНСОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ООО "ЭКОМ-Сервис", ГОУ ВПО "Санкт-Петербургская лесотехническая академия имени С,М.Кирова", ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет", ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный технический университет", ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна", ГОУ высшего образования "Санкт-Петербургский государственный технический университет", ГОУ высшего профессионального образования "Санкт-Петербургская лесотехническая академия им. С. М.Кирова", ГОУ высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический Университет", ГОУ высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет технологии идизайна", ГОУ дополнительного профессионального образования "Высшие специальные классы военно-морского флота", ГОУ дополнительного профессионального образования "Высшие специальные офицерские классы Военно-Морского Флота", ООО "Жилкомсервис N 3 Приморского района", ООО "Управляющая компания "Дом", Управление материально-технического и хозяйственного обеспечения Тыла ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управление материально-технического и хозяйственного обеспечения Тыла ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ФГОУ ВПО "Санкт-Петербургский университет культуры и искусства", Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств"