город Ростов-на-Дону |
дело N А32-51041/2009 |
01 апреля 2010 г. |
15АП-1641/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Д.В. Николаева
судей А.В. Гиданкиной, Н.Н. Смотровой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Сапрыкиной А.С.
при участии:
от ЗАО "Транснефть-Сервис": не явился, извещен надлежащим образом: почтовое уведомление N 41543;
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску: не явился, извещен надлежащим образом: почтовое уведомление N 41544
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2001 г. по делу N А32-51041/2009-33/765
о взыскании процентов за нарушение срока возврата налога
по заявлению закрытого акционерного общества "Транснефть-Сервис"
к заинтересованному лицу - Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску,
принятое в составе судьи В.В. Диденко
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Транснефть-Сервис", г. Новороссийск (далее также - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением (уточнённым в порядке ст. 49 АПК РФ) об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску (далее также - ИФНС России по г. Новороссийску, налоговый орган, инспекция) принять решение о начислении и уплате ЗАО "Транснефть-Сервис" процентов в порядке п. 10 ст. 176 НК РФ в сумме 421190,47 руб. за период с 29.05.09 г. по 16.06.09 г. за нарушение срока возврата НДС за 4 квартал 2008 г.
Оспариваемым судебным актом суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Новороссийску Краснодарского края принять решение о начислении и уплате ЗАО "Транснефть-Сервис" процентов в сумме 421190,47 руб.
В остальной части заявленных требований производство по делу прекращено.
Суд взыскал с ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края в пользу ЗАО "Транснефть-Сервис" 5811,17 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.
В части требований о взыскании с ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края 5921,8 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что проценты за несвоевременный возврат налогоплательщику - ЗАО "Транснефть-Сервис" суммы НДС за 4 квартал 2008 г. начисляются с 29.05.09 г. (с 12-го рабочего дня после завершения камеральной налоговой проверки - 13.05.09 г.) по 16.06.09 г. (дату предшествующую поступлению суммы налога на банковский счет налогоплательщика), что составляет 421190,47 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований общества отказать.
Податель жалобы указывает, что доводы общества о том, что налоговый орган должен был перечислить денежные средства 29.05.2009 (через 12 дней после окончания камеральной налоговой проверки) является необоснованным, так как решение о возмещении суммы налога было принято 05.06.2009 г.
Решение о возмещении N 58 было принято 05.06.2009, сумма налога в размере 76 580 085 руб. была перечислена на расчетный счёт общества 16.06.2009, таким образом, основания для возврата процентов в соответствии с п. 10 ст. 176 НК РФ отсутствуют, так как возврат НДС произведён на 11 день после завершения камеральной налоговой проверки.
Суд неправомерно взыскал с налогового органа сумму государственной пошлины.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Судом оглашено ходатайство Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийску о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Апелляционная коллегия ходатайство удовлетворила.
Суд апелляционной инстанции, в порядке ст. 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционную жалобу без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.01.09 г. ЗАО "Транснефть-Сервис" в ИФНС России по г. Новороссийску представлена налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2008 г., в соответствии с которой возмещению налогоплательщику подлежала сумма 118606292 руб.
Согласно п. 1.1 Акта N 20240 от 14.05.09 г. камеральная налоговая проверка налоговой декларации ЗАО "Транснефть-Сервис" по НДС за 4 квартал 2008 г. окончена 13.05.09 г.
05.06.09 г. ИФНС России по г. Новороссийску принято решение N 58 о возмещении ЗАО "Транснефть-Сервис" частично НДС в сумме 76580085 руб., заявленного к возмещению за 4 квартал 2008 г.
Сумма налога 76580085 руб. в соответствии с указанным решением и заявлением Общества была перечислена 16.06.09 г. по платежному поручению N 22 и зачислен на счет ЗАО "Транснефть-Сервис" 17.06.09 г. (л.д. 49).
Заявление о возмещении налога было направлено в ИФНС России по г. Новороссийску 06.05.09 г.
29.09.09 г. ЗАО "Транснефть-Сервис" обратилось в ИФНС России по г. Новороссийску с требованием о выплате процентов за несвоевременный возврат суммы НДС, подлежащей возврату за 4 квартал 2008 г.
14.10.09 г. Обществом получен ответ налогового органа об отказе в выплате процентов в связи с тем, что сумма налога возвращена без нарушения срока, установленного ст. 78 НК РФ.
В связи с тем, что проценты за пользование денежными средствами перечислены не были, Общество обратилось в суд с заявлением.
Принимая постановление, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов. Указанному праву корреспондирует обязанность налогового органа, предусмотренная подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
В соответствии с пунктами 6, 8 и 9 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных названным Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
В силу пункта 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального Банка России.
В соответствии с п. 6 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
На основании пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации заявление налогоплательщика о возврате налога должно быть представлено в налоговый орган до истечения трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, однако в данном пункте не содержится запрета на подачу налогоплательщиком заявления о возврате налога и по окончании этого срока. Налогоплательщик не лишен возможности представить такое заявление, если к моменту его подачи налоговым органом принято решение о зачете налога, не принято решение о возмещении либо принято решение об отказе в возмещении, поскольку последнее может быть оспорено в арбитражном суде.
В случае подачи заявления о возврате налога по истечении трехмесячного срока на проведение камеральной проверки, период просрочки начинается со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктами 2 и 8 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации, исчисляемых с момента подачи заявления.
Во всех случаях период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.
Из материалов дела следует, что заявление ЗАО "Транснефть-Сервис" направлено в ИФНС России по г. Новороссийску 06.05.09 г. Сумма налога 76580085 руб. перечислена на счет Общества 16.06.09 г. и зачислена на счет Общества 17.06.09 г.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что проценты за несвоевременный возврат налогоплательщику - ЗАО "Транснефть-Сервис" суммы НДС за 4 квартал 2008 г. начисляются с 29.05.09 г. (с 12-го рабочего дня после завершения камеральной налоговой проверки - 13.05.09 г.) по 16.06.09 г. (дату предшествующую поступлению суммы налога на банковский счет налогоплательщика), что составляет 421190,47 руб.
Расчёт процентов проверен судами первой и апелляционной инстанций, признан арифметически верным, спора по данному вопросу между сторонами нет (л.д. 61).
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости определения момента начисления процентов с 12-го рабочего дня после вынесения решения налоговой инспекции, отклоняется как не основанный на нормах права.
В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
В связи с чем вынесение решения выведено законодателем за рамки проведения налоговой проверки.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования ЗАО "Транснефть-Сервис" об обязании ИФНС России по г. Новороссийску принять решение о начислении и уплате ЗАО "Транснефть-Сервис" процентов в порядке п. 10 ст. 176 НК РФ в сумме 421190,47 руб. за нарушение срока возврата НДС за 4 квартал 2008 г. подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах налогового законодательства.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 N 7528/2005, в соответствии с которой проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение.
В части взыскания с налогового органа государственной пошлины суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора. Поэтому после уплаты истцом государственной пошлины при обращении в арбитражный суд отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекращаются.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. После прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом и ответчиком) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на ответчика обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
В этой связи то обстоятельство, что ответчиком является налоговый орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, не может влечь отказ истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Следует также отметить, что в силу п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.07 г. N 117 дано разъяснение о том, что с 01.01.07 г. в отношении государственной пошлины по делам об оспаривании ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственного органа (органа местного самоуправления) подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 АПК РФ, и уплаченная заявителем госпошлина в соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ взыскивается в пользу выигравшей стороны непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) в составе иных судебных расходов.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что освобождение государственных органов, органов местного самоуправления как ответчиков от уплаты госпошлины в бюджет вследствие изменения ст. 333.37 НК РФ не может повлиять на изменение названной позиции Президиума ВАС РФ, поскольку после уплаты истцом госпошлины отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты госпошлины прекращаются. Впоследствии, когда судебный акт по делу будет принят, возникнут отношения по возмещению судебных расходов между сторонами состоявшегося судебного спора.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.01.2010 г. по делу N А32-51041/2009-33/765 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51041/2009
Истец: ЗАО "Транснефть-сервис"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Новороссийск
Третье лицо: ИФНС России по г Новороссийску
Хронология рассмотрения дела:
01.04.2010 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1641/10