В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на установление правовых основ государственного регулирования отношений, возникающих в процессе осуществления ломбардной деятельности.
В статье 3 законопроекта установлено, что ломбард - юридическое лицо, являющееся специализированной финансовой организацией, основной целью деятельности которой является оказание населению финансовых услуг посредством осуществления ломбардной деятельности; ломбардная деятельность - деятельность по предоставлению физическим лицам краткосрочных кредитов под залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления.
В соответствии со статьей 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кредитором в кредитном договоре является банк или иная кредитная организация. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" определяет кредитную организацию как юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации имеет право осуществлять банковские операции. В статье 4 законопроекта требование о получении лицензии Банка России не предусмотрено.
Полагаем целесообразным устранить терминологическое несоответствие, заменив в законопроекте понятие "кредит" понятием "заем", а также внести соответствующие изменения в статью 358 Кодекса. При этом следует указать физических лиц, которым ломбардом предоставляются займы под залог движимого имущества не как заемщиков, а как залогодателей и использовать этот термин по всему тексту законопроекта.
Из определения понятия "ломбардная деятельность" и части 1 статьи 4 законопроекта следует, что ни кредитная организация, ни какое иное юридическое лицо, за исключением ломбарда, не в праве будут предоставлять краткосрочный заем залогодателю под залог движимого имущества, предназначенного для личного потребления с передачей предмета залога залогодержателю, что значительным образом ограничивает права юридических лиц. В связи с этим также предлагаем уточнить определение понятия "ломбардная деятельность".
Учитывая, что в соответствии со статьей 3 законопроекта оказание населению финансовых услуг является основной, а не единственной деятельностью ломбарда, предлагается отнести к понятиям "ломбард" и "ломбардная деятельность" деятельность ломбарда, связанную с хранением в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину, предусмотренную статьями 919 и 920 Кодекса.
Законопроект вводит новое понятие "договор о залоге вещей в ломбарде" через другое понятие "договор кредитования", отсутствующее в законодательстве Российской Федерации.
Частью 5 статьи 4 и частью 2 статьи 9 законопроекта предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, устанавливает обязательные требования к обустройству и оборудованию мест хранения заложенного имущества, утверждает форму залогового билета.
Статья 5 законопроекта содержит положения о сведениях, составляющих профессиональную тайну при осуществлении ломбардной деятельности, к которым относятся сведения, полученные ломбардом от залогодателя при заключении договора, а также устанавливается ответственность за разглашение профессиональной тайны. Вместе с тем в соответствии с частью 5 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности, (профессиональная тайна) подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Законопроект данной обязанности не содержит.
Часть 2 статьи 5 законопроекта устанавливает, что ломбард вправе предоставлять сведения, составляющие профессиональную тайну, органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия прокурора. Однако в соответствии с частью 3 статьи 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации основанием для получения документов, содержащих охраняемую федеральным законом тайну, является санкция прокурора.
Часть 4 статьи 5 законопроекта следует привести в соответствие с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях".
В главе II законопроекта имеется несоответствие между названием главы и ее содержанием. Правила оценки и страхования предмета залога не могут быть предметом регулирования главы, устанавливающей правила кредитования ломбардами.
Частью 1 статьи 7 законопроекта предусматривается, что предмет залога подлежит оценке в соответствии с ценами, обычно устанавливаемыми в торговле. Вместе с тем в части 3 статьи 14 законопроекта говорится о цене, устанавливаемой в розничной торговле. Представляется целесообразным использовать в законопроекте единую терминологию. Кроме того, не ясен механизм определения "цены, обычно устанавливаемой в торговле".
Часть 1 статьи 8 законопроекта необходимо доработать в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - закон о страховании), согласно которой осуществление обязательного страхования возможно только в порядке и на условиях, установленных федеральными законами о конкретных видах страхования, и должны содержать положения, указанные в части 4 статьи 3 закона о страховании.
Частью 2 статьи 11 законопроекта предусматривается, что хранение предмета залога в течение льготного периода осуществляется на условиях, предусмотренных договором о залоге вещей в ломбарде. Однако в статье 9 законопроекта положения о включении в договор норм о порядке хранения предмета залога отсутствуют.
Согласно статье 16 законопроекта изъятие (выемка) предметов залога в случае, если договоры о залоге вещей в ломбарде были заключены до вступления в силу федерального закона, должны осуществляться в соответствии с положениями федерального закона. Данное положение законопроекта не согласуется с частью 1 статьи 6 законопроекта, которым предусматривается, что изъятие (выемка) в отношении заложенного имущества может быть произведено уполномоченным государственным органом в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. При этом порядок изъятия (выемки) имущества регулируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации считает возможным поддержать законопроект при условии его доработки с учетом указанных замечаний.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 17 апреля 2007 г. N 1461п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 335754-4 "О ломбардной деятельности", внесенный депутатами Государственной Думы К.Б. Шипуновым и В.М. Резником"
Текст письма официально опубликован не был