г. Тула
20 июня 2011 г. |
Дело N А54-6332/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.06.2011.
Полный текст постановления изготовлен 20.06.2011
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Полынкиной Н.А.,
Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Атавиной В.Ю.,
при участии:
от ОАО "Бельковский лесокомбинат" (Рязанская область, Касимовский район, п. Гусь-Железный, ОГРН 1026200861170, ИНН 6204003339): Гореловой В.Ю. - представителя (доверенность от 28.02.2011 N 8); Филипповой Е.А. - представителя (доверенность от 11.01.2011),
от Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области: Кончиной Е.А. - начальника юридического отдела (доверенность от 18.01.2011 N 04-26/0136),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.04.2011 по делу N А54-6332/2010 (судья Крылова И.И.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Бельковский лесокомбинат" (далее по тексту - ОАО "Бельковский лесокомбинат", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Рязанской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России N 9 по Рязанской области, Инспекция, налоговый орган), выразившихся в выдаче справки N 25172 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 27.10.2010, в которой содержатся недостоверные сведения о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате пени, штрафа по налогам и сборам на общую сумму 3 157 351 руб. 09 коп., в том числе:
- по пеням по налогу на доходы физических лиц в сумме 273 623 руб. 45 коп.;
- по штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме 35 688 руб. 70 коп.;
- по пеням по единому налогу на вмененный доход в сумме 203 руб. 61 коп.;
- по штрафу по единому налогу на вмененный доход в сумме 100 руб.;
- по пеням по водному налогу в сумме 8 руб. 37 коп.;
- по пеням по отчислению на ВМСБ, зачисляемые в бюджет субъектов РФ, в сумме 3 740 руб. и по штрафу в сумме 37 руб. 77 коп.;
- по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 459 438 руб. 84 коп.;
- по пеням по земельному налогу в сумме 123 885 руб. 75 коп.;
- по пеням по земельному налогу (налог по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) в сумме 5 390 руб. 90 коп.;
- по пеням по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 52 653 руб. 83 коп.;
- по пеням по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий в сумме 2 427 руб.;
- по пеням по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемые на территориях муниципальных районов в сумме 9 469,83 руб.;
- по пеням по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 177 716 руб. 47 коп.;
- по пеням по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 58 руб.;
- по пеням по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 31 463 руб. 89 коп.;
- по пеням в государственный центр занятости населения РФ в сумме 29027 руб. 35 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 491 383 руб. 26 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 5 844 руб.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 455 190 руб. 07 коп. и об обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Бельковский лесокомбинат", исключив из лицевого счета Общества задолженность по уплате пени, штрафа по налогам и сборам на общую сумму 3157351 руб. 09 коп., в том числе:
- по пеням по налогу на доходы физических лиц в сумме 273 623 руб. 45 коп.;
- по штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме 35 688 руб. 70 коп.;
- по пеням по единому налогу на вмененный доход в сумме 203 руб. 61 коп.;
- по штрафу по единому налогу на вмененный доход в сумме 100 руб.;
- по пеням по водному налогу в сумме 8 руб. 37 коп.;
- по пеням по отчислению на ВМСБ, зачисляемые в бюджет субъектов РФ, в сумме 3 740 руб. и по штрафу в сумме 37 руб. 77 коп.;
- по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 459 438 руб. 84 коп.;
- по пеням по земельному налогу в сумме 123 885 руб. 75 коп.;
- по пеням по земельному налогу (налог по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) в сумме 5 390 руб. 90 коп.;
- по пеням по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 52 653 руб. 83 коп.;
- по пеням по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий в сумме 2 427 руб.;
- по пеням по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемые на территориях муниципальных районов в сумме 9 469,83 руб.;
- по пеням по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 177 716 руб. 47 коп.;
- по пеням по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 58 руб.;
- по пеням по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 31 463 руб. 89 коп.;
- по пеням в государственный центр занятости населения РФ в сумме 29027 руб. 35 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 491 383 руб. 26 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 5 844 руб.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 455 190 руб. 07 коп., а также об обязании налогового органа выдать справку о состоянии расчетов по налогам сборам, взносам без указания в качестве задолженности указанных сумм пеней и штрафов (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 12.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области, выразившиеся в выдаче справки N 25172 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 27.10.2010 в отношении ОАО "Бельковский лесокомбинат", содержащей сведения о наличии у Общества задолженности по уплате пени, штрафа по налогам и сборам на общую сумму 3 157 351 руб. 09 коп., в том числе:
- по пеням по налогу на доходы физических лиц в сумме 273 623 руб. 45 коп.;
- по штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме 35 688 руб. 70 коп.;
- по пеням по единому налогу на вмененный доход в сумме 203 руб. 61 коп.;
- по штрафу по единому налогу на вмененный доход в сумме 100 руб.;
- по пеням по водному налогу в сумме 8 руб. 37 коп.;
- по пеням по отчислению на ВМСБ, зачисляемые в бюджет субъектов РФ, в сумме 3 740 руб. и по штрафу в сумме 37 руб. 77 коп.;
- по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 459 438 руб. 84 коп.;
- по пеням по земельному налогу в сумме 123 885 руб. 75 коп.;
- по пеням по земельному налогу (налог по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) в сумме 5 390 руб. 90 коп.;
- по пеням по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 52 653 руб. 83 коп.;
- по пеням по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий в сумме 2 427 руб.;
- по пеням по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемые на территориях муниципальных районов в сумме 9 469,83 руб.;
- по пеням по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 177 716 руб. 47 коп.;
- по пеням по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 58 руб.;
- по пеням по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 31 463 руб. 89 коп.;
- по пеням в государственный центр занятости населения РФ в сумме 29027 руб. 35 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 491 383 руб. 26 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 5 844 руб.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 455 190 руб. 07 коп.
На Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания вышеупомянутой задолженности по пени, штрафам по налогам и сборам.
Не согласившись с указанным решением суда, Межрайонная ИФНС России N 9 по Рязанской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела и на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Бельковский лесокомбинат", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В дополнении к отзыву на апелляционную жалобу Общество просило внести уточнения в резолютивную часть решения суда, касающиеся способа устранения нарушенных прав налогоплательщика, изложив его в следующей редакции: "Обязать Межрайонную ИФНС России N 9 по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "Бельковский лесокомбинат" путем выдачи Обществу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания задолженности по пени, штрафам по налогам и сборам на общую сумму 3 157 351 руб. 09 коп. и обязать в дальнейшем выдавать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания задолженности по пени, штрафам по налогам и сборам на общую сумму 3 157 351 руб. 09 коп., в том числе:
- по пеням по налогу на доходы физических лиц в сумме 273 623 руб. 45 коп.;
- по штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме 35 688 руб. 70 коп.;
- по пеням по единому налогу на вмененный доход в сумме 203 руб. 61 коп.;
- по штрафу по единому налогу на вмененный доход в сумме 100 руб.;
- по пеням по водному налогу в сумме 8 руб. 37 коп.;
- по пеням по отчислению на ВМСБ, зачисляемые в бюджет субъектов РФ, в сумме 3 740 руб. и по штрафу в сумме 37 руб. 77 коп.;
- по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 459 438 руб. 84 коп.;
- по пеням по земельному налогу в сумме 123 885 руб. 75 коп.;
- по пеням по земельному налогу (налог по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) в сумме 5 390 руб. 90 коп.;
- по пеням по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 52 653 руб. 83 коп.;
- по пеням по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий в сумме 2 427 руб.;
- по пеням по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемые на территориях муниципальных районов в сумме 9 469,83 руб.;
- по пеням по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 177 716 руб. 47 коп.;
- по пеням по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 58 руб.;
- по пеням по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 31 463 руб. 89 коп.;
- по пеням в государственный центр занятости населения РФ в сумме 29027 руб. 35 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 491 383 руб. 26 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 5 844 руб.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 455 190 руб. 07 коп.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России N 9 по Рязанской области выдала ОАО "Бельковский лесокомбинат" справку N 25172 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 27.10.2010, согласно которой у Общества перед бюджетом имеется задолженность по пеням и штрафам в общей сумме 3 157 351 руб. 09 коп., в том числе:
- по пеням по налогу на доходы физических лиц в сумме 273 623 руб. 45 коп.;
- по штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме 35 688 руб. 70 коп.;
- по пеням по единому налогу на вмененный доход в сумме 203 руб. 61 коп.;
- по штрафу по единому налогу на вмененный доход в сумме 100 руб.;
- по пеням по водному налогу в сумме 8 руб. 37 коп.;
- по пеням по отчислению на ВМСБ, зачисляемые в бюджет субъектов РФ, в сумме 3 740 руб. и по штрафу в сумме 37 руб. 77 коп.;
- по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 459 438 руб. 84 коп.;
- по пеням по земельному налогу в сумме 123 885 руб. 75 коп.;
- по пеням по земельному налогу (налог по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) в сумме 5 390 руб. 90 коп.;
- по пеням по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 52 653 руб. 83 коп.;
- по пеням по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий в сумме 2 427 руб.;
- по пеням по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемые на территориях муниципальных районов в сумме 9 469,83 руб.;
- по пеням по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 177 716 руб. 47 коп.;
- по пеням по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 58 руб.;
- по пеням по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 31 463 руб. 89 коп.;
- по пеням в государственный центр занятости населения РФ в сумме 29027 руб. 35 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 491 383 руб. 26 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 5 844 руб.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 455 190 руб. 07 коп.
Полагая, что действия Инспекции по включению в справку от 27.10.2010 N 25172 в качестве задолженности указанных сумм пеней и штрафов не соответствуют требованиям законодательства о налогах и сборах, ОАО "Бельковский лесокомбинат" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@ (далее по тексту - Приказ).
Согласно Приказу справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации.
Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09, налоговый орган, обеспечивая соблюдение баланса частных и публичных интересов, обязан отражать в справке объективную информацию о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом.
Таким образом, указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Приказом Федеральной налоговой службы от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@ утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" (далее - карточка "РСБ"), согласно которым карточка "РСБ" местного уровня предназначена для учета сведений о расчетах с бюджетом налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и других плательщиков обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами, по текущим платежам и неурегулированной задолженности. Налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, администрируемых налоговыми органами.
В карточках "РСБ" налогоплательщиков, являющихся внутренними документами налоговых органов, ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов пеней и штрафов. Такие карточки являются исключительно формой внутреннего контроля налогового органа, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов, то есть в порядке, не регламентированном налоговым законодательством, в связи с чем отражение в карточках задолженности не устанавливает какой-либо обязанности по ее уплате и не является основанием для взыскания с налогоплательщика платежей.
Обязанность по уплате налога устанавливается на основании документов, подтверждающих начисление и уплату налоговых платежей (актов налоговых проверок, вступивших в законную силу решений налоговых органов, копий налоговых деклараций налогоплательщика, платежных документов об уплате исчисленных налогов). Следовательно, только такими документами может быть подтверждена правильность отражения налоговым органом сумм в лицевом счете налогоплательщика и их достоверность.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Пеней признается установленная статьей 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогам и сборах сроки.
В силу пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли акт, решение.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в справку N 25172 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 27.10.2010 Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области включена задолженность ОАО "Бельковский лесокомбинат" по пеням и штрафам в общей сумме 3 157 351 руб. 09 коп., в том числе:
- по пеням по налогу на доходы физических лиц в сумме 273 623 руб. 45 коп.;
- по штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме 35 688 руб. 70 коп.;
- по пеням по единому налогу на вмененный доход в сумме 203 руб. 61 коп.;
- по штрафу по единому налогу на вмененный доход в сумме 100 руб.;
- по пеням по водному налогу в сумме 8 руб. 37 коп.;
- по пеням по отчислению на ВМСБ, зачисляемые в бюджет субъектов РФ, в сумме 3 740 руб. и по штрафу в сумме 37 руб. 77 коп.;
- по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 459 438 руб. 84 коп.;
- по пеням по земельному налогу в сумме 123 885 руб. 75 коп.;
- по пеням по земельному налогу (налог по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) в сумме 5 390 руб. 90 коп.;
- по пеням по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 52 653 руб. 83 коп.;
- по пеням по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий в сумме 2 427 руб.;
- по пеням по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемые на территориях муниципальных районов в сумме 9 469,83 руб.;
- по пеням по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 177 716 руб. 47 коп.;
- по пеням по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 58 руб.;
- по пеням по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 31 463 руб. 89 коп.;
- по пеням в государственный центр занятости населения РФ в сумме 29027 руб. 35 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 491 383 руб. 26 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 5 844 руб.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 455 190 руб. 07 коп.
В подтверждение факта наличия у ОАО "Бельковский лесокомбинат" недоимок по налогам, на которые начислены вышеуказанные суммы пеней, и штрафов Межрайонная ИФНС России N 9 по Рязанской области представила выписки из лицевого счета Общества, требования об уплате налогов, пени и штрафов, решения о взыскании налогов, сборов, пени, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 50-123, т. 2, л.д. 88-147).
Иных документов, подтверждающих основания и сроки возникновения у Общества недоимок по налогам, на которые начислены спорные суммы пеней, и задолженности по штрафам, а также документов, позволяющих установить, за какой налоговый (отчетный) период у Общества возникла задолженность по штрафам, на какую сумму и за какой период произведено начисление пеней, Инспекцией в нарушение требований пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 АПК РФ представлено не было.
Оценив указанные обстоятельства в совокупности и взаимосвязи с вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в рассматриваемом случае налоговый орган документально не подтвердил наличие у ОАО "Бельковский лесокомбинат" реальной обязанности по уплате спорных сумм пеней и штрафов. Доказательств, опровергающих данный вывод суда первой инстанции, Инспекцией в материалы дела не представлено.
Поскольку отражение в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений препятствует осуществлению ОАО "Бельковский лесокомбинат" предпринимательской деятельности, искажает сведения о платежеспособности Общества перед третьими лицами, а также нарушает право налогоплательщика на достоверную информацию, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности действий Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области по включению в справку N 25172 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 27.10.2010 задолженности ОАО "Бельковский лесокомбинат" по пеням и штрафам в общей сумме 3 157 351 руб. 09 коп., в том числе:
- по пеням по налогу на доходы физических лиц в сумме 273 623 руб. 45 коп.;
- по штрафу по налогу на добавленную стоимость в сумме 35 688 руб. 70 коп.;
- по пеням по единому налогу на вмененный доход в сумме 203 руб. 61 коп.;
- по штрафу по единому налогу на вмененный доход в сумме 100 руб.;
- по пеням по водному налогу в сумме 8 руб. 37 коп.;
- по пеням по отчислению на ВМСБ, зачисляемые в бюджет субъектов РФ, в сумме 3 740 руб. и по штрафу в сумме 37 руб. 77 коп.;
- по пеням по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 459 438 руб. 84 коп.;
- по пеням по земельному налогу в сумме 123 885 руб. 75 коп.;
- по пеням по земельному налогу (налог по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) в сумме 5 390 руб. 90 коп.;
- по пеням по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц (в части погашения задолженности прошлых лет) в сумме 52 653 руб. 83 коп.;
- по пеням по целевому сбору с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий в сумме 2 427 руб.;
- по пеням по прочим местным налогам и сборам, мобилизуемые на территориях муниципальных районов в сумме 9 469,83 руб.;
- по пеням по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 177 716 руб. 47 коп.;
- по пеням по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 58 руб.;
- по пеням по взносам в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 31 463 руб. 89 коп.;
- по пеням в государственный центр занятости населения РФ в сумме 29027 руб. 35 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 1 491 383 руб. 26 коп.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 5 844 руб.;
- по пеням по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 455 190 руб. 07 коп.
Суд первой инстанции также правомерно указал, что в рассматриваемом случае нарушенные права и законные интересы Общества могут быть устранены путем выдачи ОАО "Бельковский лесокомбинат" справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания недоимки по пени и штрафам в общей сумме 3 157 351 руб. 09 коп.
Довод Общества о необходимости устранения нарушенных прав и законных интересов организации путем обязания ответчика исключить из лицевого счета недоимку по пени и штрафам в общей сумме 3 157 351 руб. 09 коп. обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должно содержаться указание на обязанность соответствующих государственных органов принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
Способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя должен быть избран судом с учетом предмета заявленных требований и увязываться с ним.
Предметом спора в рамках настоящего дела является оспаривание действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Рязанской области, выразившихся в выдаче справки N 25172 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 27.10.2010, в которой содержатся недостоверные сведения о наличии у Общества неисполненной обязанности по уплате пени, штрафа по налогам и сборам на общую сумму 3 157 351 руб. 09 коп.
Требования о признании незаконными действий Инспекции по учету за Обществом задолженности по пеням и штрафам в общей сумме 3 157 351 руб. 09 коп. ОАО "Бельковский лесокомбинат" не заявлялось.
Таким образом, избрание судом первой инстанции такого способа устранения нарушенных прав и законных интересов Общества как обязание ответчика исключить из лицевого счета недоимку по пени и штрафам в общей сумме 3 157 351 руб. 09 коп. свидетельствовало бы о том, что суд первой инстанции вышел за пределы рассмотренных требований и нарушил положения п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Ссылку Общества в дополнении к отзыву на апелляционную жалобу на необходимость уточнения резолютивной части решения суда в части способа устранения нарушенных прав налогоплательщика, указав не только на обязанность Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области выдать ОАО "Бельковский лесокомбинат" справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания задолженности по пени, штрафам по налогам и сборам на общую сумму 3 157 351 руб. 09 коп., но и на обязанность в дальнейшем выдавать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания задолженности по пени, штрафам по налогам и сборам на общую сумму 3 157 351 руб. 09 коп., судебная коллегия апелляционной инстанции признает несостоятельной.
Принятым судом по настоящему делу решением установлено, что у Инспекции отсутствуют законные основания для указания в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам вышеприведенной задолженности по пени, штрафам на общую сумму 3 157 351 руб. 09 коп., в связи с чем налоговый орган, в том числе и во избежание дополнительных расходов, связанных с возмещением судебных издержек Обществу, должен его учитывать.
Указывать же в судебном акте на обязанность Инспекции в дальнейшем выдавать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам без указания задолженности по пени, штрафам по налогам и сборам на общую сумму 3 157 351 руб. 09 коп. суд не вправе, поскольку в силу положений п. 1 ст. 2 и ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат только нарушенные права и законные интересы граждан и организаций. Потенциальная возможность нарушения прав лица не подлежит судебной защите.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения статьи 59 НК РФ о том, что исключение из лицевого счета и из справки о состоянии расчетов с бюджетом спорной задолженности по уплате пени и штрафов возможно только после признания ее безнадежной ко взысканию и списания в установленном законом порядке, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку настоящий спор касается обоснованности включения Инспекцией в справку о состоянии расчетов по налогам и сборам числящейся за Обществом задолженности, реальная обязанность по уплате которой налоговым органом документально не подтверждена. Требования о списании спорных сумм как нереальных ко взысканию по правилам указанной статьи Обществом не заявлялось и оно судом первой инстанции не рассматривалось.
Доводов, способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 12.04.2011 по делу N А54-6332/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 9 по Рязанской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-6332/2010
Истец: ОАО "Бельковский лесокомбинат"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N9 по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2605/11