г. Москва
21 июня 2011 г. |
Дело N А41-29087/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Виткаловой Е.Н., Гагариной В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания: Байбулиной Ю.М., ,
при участии в заседании:
от заявителя: Коммерческий банк "Богородский муниципальный банк" (ИНН: 5031032717, ОГРН: 1025000006822): Гусевой Е.Н., доверенность от 12.01.2011 г. б/н,
от ответчика: ИФНС России по г. Ногинску Московской области: Федотова В.В., доверенность от 11.01.2011 г. N 04-13/0004,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2011 г. по делу N А41-29087/10, принятое судьей Юдиной М.А., по заявлению Коммерческий банк "Богородский муниципальный банк" к ИФНС России по г. Ногинску Московской области о признании частично недействительным решения N 9 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.03.2010 г.,
УСТАНОВИЛ:
Коммерческий банк "Богородский муниципальный банк" (ООО) (далее - банк, заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Ногинску Московской области (далее - налоговый орган, инспекция) N 9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.03.2010 г. в части привлечения банка к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога в размере 175311 руб., начисления пеней в размере 541315 руб. и предложения уплатить доначисленный единый социальный налог в размере 1899693 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2011 г. требование, заявленное налогоплательщиком, удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции от 18.03.2011 г. отменить.
При этом налоговый орган в апелляционной жалобе указал, что инспекцией правомерно доначислен единый социальный налог, поскольку заявителем в течение 2007 г. систематически выплачивались премии работникам банка по результатам деятельности банка, которые предусмотрены Положением об оплате труда, утвержденным приказом N 66/1 от 01.04.2005 г., согласно п. 2.1. раздела которого установлено, что заработная плата формируется из выплат, в том числе дополнительной заработной платы, которая исчисляется по результатам производственной деятельности банка и работника в отчетном периоде и выплачивается в виде премий. Кроме того, выплата премий производилась в 2007 г. ежемесячно, данные выплаты носили систематический и регулярный характер, размер премий, выплаченных сотрудникам в соответствии с приказами о премировании дифференцирован в зависимости от занимаемой должности сотрудников и должностного оклада, в связи с чем, выплаченные суммы вознаграждений фактически являются оплатой труда работников общества, и объектом налогообложения ЕСН.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, выслушав представителей заявителя, ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Ногинску Московской области проведена выездная налоговая проверка Коммерческого банка "Богородский муниципальный банк" (ООО) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 01.01.2006 г. по 31.12.2008 г., по результатам которой составлен акт N 9 от 05.02.2010 г.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 05.02.2010 г. N 9, возражений налогоплательщика по акту проверки заместителем начальника ИФНС России по г. Ногинску Московской области вынесено решение N 9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.03.2010 г., в соответствии с которым заявитель, в том числе, привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неполную уплату единого социального налога в размере 175311 руб., ему начислены пени по указанному налогу в сумме 541315 руб. и предложено уплатить единый социальный налог в размере 1899683 руб.
Не согласившись с решением инспекции, в соответствии со ст. 101.2 НК РФ общество обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган. Управление ФНС по Московской области решением N 16-16/04529 от 23.07.2010 г. решение ИФНС России по г. Ногинску Московской области N 9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.03.2010 г. изменено путем отмены доначислений по налогу на прибыль, соответствующих пеней и штрафов.
Основанием для вынесения решения N 9 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.03.2010 г. в оспариваемой части послужил вывод налогового органа о правомерном доначисления единого социального налога, поскольку заявителем в течение 2007 г. систематически выплачивались премии работникам банка по результатам деятельности банка, которые предусмотрены Положением об оплате труда, утвержденным приказом N 66/1 от 01.04.2005 г., согласно п. 2.1. раздела которого установлено, что заработная плата формируется из выплат, в том числе дополнительной заработной платы, которая исчисляется по результатам производственной деятельности банка и работника в отчетном периоде и выплачивается в виде премий.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя.
Налоговым органом в ходе выездной налоговой проверки установлен факт неуплаты единого социального налога по премиям, выплаченным банком в 2007 г. на основании приказов: N 115 от 31.01.2007 г. на сумму 905551,20 руб., N 190 от 28.02.2007 г. на сумму 858863,01 руб., N 294 от 30.03.2007 г. на сумму 818 952,30 руб., N 480 от 04.05.2007 г. на сумму 766504,61 руб., N 609 от 31.05.2007 г. на сумму 787455,75 руб., N 904 от 02.08.2007 г. в размере 15% месячной должностного оклада, N 1063 от 03.09.2007 г. в размере 15% месячной тарифной ставки или должностного оклада; N 1180 от 03.10.2007 г. в размере 15% месячной тарифной ставки или должностного оклада; N 1306 от 01.11.2007 г. в размере 15% месячной тарифной ставки или должностного оклада, N 1461 от 03.12.2007 г. в размере 15% месячной тарифной ставки или должностного оклада.
Как пояснили представители заявителя в суде первой инстанции и в заявлении по делу, указанные выплаты производились банком из фонда материального поощрения и фонда Председателя Правления за счет чистой прибыли.
Согласно статье 30 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество может создавать резервный фонд и иные фонды в порядке и размерах, предусмотренных Уставом общества.
Уставом банка в пункте 6.8. статьи "Распределение прибыли и фонды банка. Размещение банком облигаций" предусмотрено, что банк может образовывать фонды, необходимые для своей деятельности. Решение о создании фондов, размере отчислений и порядке их использования принимаются общим собранием участников банка.
Согласно действующему в 2007 г. Положению Банка России от 05.12.2002 г. N 205-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (далее Положение 205 -П): часть 1, пункт 1.22. - порядок образования и использования фондов в кредитных организациях регулируется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Банка России, учредительными документами кредитной организации, а также положениями о фондах, утвержденными в соответствии с уставами кредитных организаций; часть 2, раздел 1, счет 107 "Фонды" - кредитные организации в соответствии с учредительными документами могут за счет прибыли образовывать различные фонды. Порядок образования фондов и их использования определяется кредитной организацией в положениях о фондах, а также в необходимых случаях настоящими Правилами и другими нормативными актами России. Использование средств со счетов фондов производится в пределах наличия сумм на этих счетах.
Формирование и использование выше перечисленных фондов регламентировалось Положением "БМБ" (ООО) "О порядке формирования и использования фондов, формируемых из прибыли" ее - "Положение"), утвержденным решением очередного общего собрания участников КБ "БМБ" (ООО) (протокол N 42 от 17.04.2003 года).
В соответствии с пунктом 4 Положения часть прибыли, полученной по итогам деятельности банка в отчетном году, после уплаты налогов и других обязательных платежей и остающаяся в распоряжении банка (далее - чистая прибыль), направляется на формирование следующих Фондов: Резервный фонд, Фонд производственного и социального развития (далее - "Фонд накопления"), Фонд материального поощрения (далее - "ФМП") Фонд Председателя Правления (далее - "ФПП").
Денежные средства Фонда накопления учитывались на балансовом счете второго порядка 703 "Фонды накопления", денежные средства ФМП и ФПП - соответственно на счете 10702 "Фонд специального назначения" и счете 10704 "Другие фонды" в соответствии с Положением 205-П.
В силу пункта 5 Положения решение о направлении чистой прибыли в вышеуказанные Фонды принимается общим собранием участников банка.
Указанные выше фонды в 2007 г. формировались из чистой прибыли прошлых лет на основании решения общего собрания участников банка и решений единственного участника банка N 48 от 25.04.2005 г., N 60 от 02.02.2007 г., N 61 от .04.2007 г., N 65 от 28.04.2007 г., N 67 от 24.10.2007 г.
Указанный факт налоговым органом не оспаривается. Доказательств обратного инспекцией не представлено.
Как пояснили представители заявителя в суде первой инстанции, в 2007 году из ФМП и ФГШ на основании приказов Председателя Правления и Положения (пункт 3.2.2. и пункт 4.2.2.) выплачивались поощрения сотрудникам банка в виде премиальных выплат, определенных Положением (выписки по счетам 10702810200000000002, 704810500000000001).
Согласно пункту 1 статьи 236 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2010 г., объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В силу пункта 3 статьи 236 НК РФ выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Следовательно, при определении объекта обложения единым социальным налогом нормы п. 1 ст. 236 НК РФ применяются с учетом положений п. 3 названной статьи.
Согласно п. 22 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит несостоятельным довод налогового органа о том, что выплаченные суммы вознаграждений фактически являются оплатой труда работников общества, и объектом налогообложения ЕСН, поскольку выплата премий производилась в 2007 г. ежемесячно, данные выплаты носили систематический и регулярный характер, размер премий, выплаченных сотрудникам в соответствии с приказами о премировании дифференцирован в зависимости от занимаемой должности сотрудников и должностного оклада.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
В соответствии со статьей 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
В соответствии со ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая вышеизложенное, налоговым органом не доказана правомерность доначисления единого социального налога.
Таким образом, оснований для изменения либо отмены решения суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 18 марта 2011 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-29087/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Ногинску Московской области без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29087/2010
Истец: Коммерческий банк "Богородский муниципальный банк" (ООО), ООО Коммерческий банк "Богородский муниципальный банк"
Ответчик: ИФНС России по г. Ногинску Московской области
Третье лицо: ИФНС РФ по г. Ногинск