г. Красноярск |
|
"16" июня 2011 г. |
Дело N А74-3999/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "08" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" июня 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Колесниковой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,
при участии:
от заявителя: Вершинина В.А., представителя по доверенности от 07.09.2010 N 07/09,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "05" марта 2011 года по делу N А74-3999/2010, принятое судьей Тропиной С.М. ,
установил:
общество с ограниченной ответственностью фирма "Сезам" (ОГРН 1021900676258, ИНН 1902014853) (далее - ООО фирма "Сезам", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (ОГРН 1041901024440, ИНН 1901065358) (далее - Управление Росреестра по Республике Хакасия) и федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия (ОГРН 1021900528352, ИНН 1901047510) (далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия) по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений - экономических характеристик земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а:
- сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в цифровом выражении 1 293 рубля 26 копеек, кадастровой стоимости в цифровом выражении 8 120 379 рублей 54 копейки в период с 01.01.2008 по 04.05.2008 при значении площади земельного участка 6279 кв.м.;
- сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в цифровом выражении 1 293 рубля 26 копеек, кадастровой стоимости в цифровом выражении 8 297 556 рублей 16 копеек в период с 04.05.2008 по 01.02.2010 при значении площади земельного участка 6416 кв.м.;
- признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Хакасия и федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия, выразившегося в отказе от устранения кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а.
Определениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 ноября 2010 года и 25 января 2011 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости города Саяногорска, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Правительство Республики Хакасия, Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный кадастровый центр "Земля".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 марта 2011 года заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия и федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия, выразившееся в уклонении от устранения кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1 (предыдущий номер 19:03:060105:0001), расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт.Майна, ул. Гагарина, 159а.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия принять решение об исключении из государственного кадастра недвижимости за период с 01.01.2008 по 04.05.2008 сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в цифровом выражении 1 293 рубля 26 копеек, кадастровой стоимости в цифровом выражении 8 120 379 рублей 54 копейки при значении площади земельного участка 6279 кв.м.; за период с 04.05.2008 по 01.01.2010 сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в цифровом выражении 1 293 рубля 26 копеек, кадастровой стоимости в цифровом выражении 8 297 556 рублей 16 копеек при значении площади земельного участка 6416 кв.м., и внесении в государственный кадастр недвижимости за период с 01.01.2008 по 04.05.2008 сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в цифровом выражении 601 рубль 86 копеек, кадастровой стоимости в цифровом выражении 3 779 078 рублей 94 копейки при значении площади земельного участка 6279 кв.м.; за период с 04.05.2008 по 01.01.2010 сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в цифровом выражении 601 рубль 86 копеек, кадастровой стоимости в цифровом выражении 3 861 533 рубля 76 копеек при значении площади земельного участка 6416 кв.м.; обязал федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия на основании принятого Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия решения внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части удовлетворения заявленных требований и возложения на ответчиков обязанности по устранению допущенных прав и законных интересов общества "Сезам", Управление Росреестра по Республике Хакасия обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт на основании, в том числе следующего:
- судом при принятии решения было неверно истолковано понятие кадастровой ошибки, установленное подпунктом 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", следовательно, при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права;
- Управление Росреестра по Республике Хакасия не является уполномоченным органом исполнительной власти по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, начиная с 15.09.2010 органом кадастрового учета является федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия.
Согласно представленному отзыву ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия исправление результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не входит в компетенцию ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия; со стороны ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия отсутствует какое-либо бездействие в отношении исправления кадастровой стоимости данного земельного участка; суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о проведении экспертизы в отношении достоверности определения кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 19:03:060105:1), на момент принятия решения у суда отсутствовал отчет об определении рыночной или кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, суд необоснованно пришел к выводу о том, что сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 8 297 556 рублей 16 копеек являются недостоверными, то есть кадастровой ошибкой.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ответчиков, третьих лиц, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения от 26.04.2011 о принятии апелляционной жалобы лицам, участвующим в деле, а также путем размещения 26.04.2011 публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/)) в судебное заседание своих представителей не направили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчиков, третьих лиц.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 30 минут 08 июня 2011 года. Сведения о перерыве размещены 02.06.2011 на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/).
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения проверяется только в обжалуемой части (в части признания незаконным бездействия ответчиков, выразившегося в уклонении от устранения кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка N 19:03:060105:1, и возложения на ответчиков обязанности по устранению допущенных прав и законных интересов заявителя) в порядке части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Возражений от лиц, участвующих в деле, относительно проверки решения только в обжалуемой части не заявлено.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Обществу с ограниченной ответственностью фирма "Сезам" на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, расположенное по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а: кузница, общей площадью 67,6 кв.м.; склад, общей площадью 34,2 кв.м.; столярный цех, общей площадью 371,4 кв.м., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности серии 19 АА N N 123045, 125962, 123046 от 29.04.2008, о чём в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29.04.2008 внесены записи о регистрации NN 19 -1903/012/2008-029, 19-19-03/012/2008-028, 19-19-03/012/2008-027.
На праве постоянного (бессрочного) пользования обществу с ограниченной ответственностью фирма "Сезам" принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а, общей площадью 6279 кв.м., с разрешенным использованием земельного участка "под производственную базу", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 19 МЮ N 042189 от 12.03.2001 (запись о регистрации N 19-01/03-4/2001-30.1 от 07.03.2001).
Как усматривается из кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от 18.09.2007 N 03/07-3234, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:0001, местоположением: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, район Деревообрабатывающего завода, площадью 6279 кв.м., составляла 269 243 рубля 52 копейки, при этом, кадастровая стоимость земельного участка исчислена исходя из расчёта 42 рубля 88 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости) за 1 кв.м.
В 2007 году за счёт средств Республики Хакасия проводилась государственная кадастровая оценка земель населённых пунктов Республики Хакасия. 27.07.2007 между Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом (заказчиком) и Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" заключён контракт N 0008-ок на выполнение работ по теме "Актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Республике Хакасия". Правовыми основаниями для проведения государственной кадастровой оценки земель являлись: республиканская целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости на территории Республики Хакасия 2003 -2007 годы", утверждённая Законом Республики Хакасия от 05.05.2003 N 26; Закон Республики Хакасия от 25.12.2006 N 78-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2007 год"; постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель"; постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценке земель"; методические указания по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённые приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
При проведении государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Республике Хакасия Управлением Роснедвижимости по Республике Хакасия, в соответствии с пунктами 1.4., 2.1. методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов сформирован и передан Государственному комитету Республики Хакасия по управлению государственным имуществом перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке в составе земель населённых пунктов в разрезе муниципальных образований Республики Хакасия и имеющиеся сведения о значениях факторов стоимости земельных участков, содержащиеся в Государственном земельном кадастре.
В декабре 2007 года Федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" подготовлен отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов республики Хакасия, который был направлен в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Указанный отчёт прошёл проверку на соответствие порядка выполненных работ Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов.
27.12.2007 отчёт по государственной оценке земель населенных пунктов Республики Хакасия был передан Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом в государственный фонд данных Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия.
Результаты государственной кадастровой оценки внесены в государственный земельный кадастр в соответствии с пунктом 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке (выписке из государственного кадастра недвижимости) N 03/08-2504 от 15.05.2008 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1 (предыдущий номер 19:03:060105:0001), местоположением: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а, с разрешенным использованием - под производственную базу, площадью 6416 кв.м., составила 8 297 556 рублей 16 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости (руб. /кв.м.) составляет 1 293 рубля 26 копеек.
21 мая 2008 года инженером ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия был составлен протокол выявления кадастровой ошибки, в соответствии с которым при выполнении кадастровой процедуры по подготовке кадастровой выписки о земельном участке была выявлена техническая ошибка - ошибочные данные в экономических характеристиках земельного участка. В частности, неверно определен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка (УПКСЗ) с кадастровым номером 19:03:060105:1 (УПКСЗ = 1293 рубля 26 копеек/кв.м.). Правильное значение характеристики: удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 601 рубль 86 копеек/кв.м. определен постановлением Правительства Республики Хакасия N 414 от 26.12.2007.
21.05.2008 (исх. N 1 9-24/08-37) ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия направило в Территориальный (межрайонный) отдел N 2 Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1 для рассмотрения и определения верного значения УПКСЗ.
Территориальный (межрайонный) отдел N 2 Управления Роснедвижимости по РХ своим письмом от 27.05.2008 (исх. N 127) сообщил ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия, что оснований для изменения утвержденного значения удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1 не выявлено.
12 августа 2009 года представитель общества с ограниченной ответственностью фирма "Сезам" Винокуров А.И. обратился в территориальный (межрайонный) отдел N 2 Управления Роснедвижимости по Республике Хакасия с заявлением о предоставлении кадастрового паспорта объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а.
25 августа 2009 года отделом филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" по г.Саяногорску Винокурову А. И. выдан кадастровый паспорт земельного участка: В1,В2, что подтверждается его подписью в книге учёта выданных сведений N 03/09, том N 2, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка (выписке из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН)) N 03/09-3412 от 12.08.2009 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1 (предыдущий номер 19:03:060105:0001), местоположением: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а, с разрешенным использованием - под производственную базу, площадью 6416 кв.м., составила 8 297 556 рублей 16 копеек, удельный показатель кадастровой стоимости (руб. /кв.м.) составляет 1 293 рубля 26 копеек.
11 августа 2010 года общество с ограниченной ответственностью фирма "Сезам" обратилось в Управление Росреестра по Республике Хакасия и в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия с заявлением о проведении проверки на предмет обнаружения, наличия и фиксации воспроизведенной в ГКН кадастровой ошибки в части определения и указания сведений о величине удельного показателя кадастровой стоимости объекта - земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а, в размере 1 293 рубля 26 копеек и кадастровой стоимости земельного участка в сумме 8 297 556 рублей 16 копеек, а также о принятии соответствующего решения по результатам проверки об обнаружении и необходимости устранения допущенной кадастровой ошибки, и направлении решения в адрес Департамента архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска для обеспечения внесения соответствующих исправлений и изменений обратным числом в нормативный правовой акт.
Письмом от 08.09.2010 (исх. N 19-22/10-187) ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия сообщило ООО фирма "Сезам", что вынесение решения об исправлении кадастровой ошибки в целях обеспечения внесения соответствующих исправлений и изменений в нормативный акт не представляется возможным, так как основания, свидетельствующие о допущенных нарушениях, отсутствуют.
Письмом от 10.09.2010 (исх. N 06-602-1146/10) Управление Росреестра по Республике Хакасия сообщило ООО фирма "Сезам", что кадастровая стоимость земельного участка определена в соответствии с действующим законодательством, соответственно решение о необходимости устранения допущенной кадастровой ошибки для обеспечения внесения соответствующих исправлений и изменений в нормативный акт не представляется возможным, так как основания, свидетельствующие о допущенных нарушениях, отсутствуют.
Полагая, что в данном случае органом кадастрового учёта допущена кадастровая ошибка, выразившаяся в неправильном определении кадастровой стоимости указанного земельного участка, и считая её нарушающей его права и охраняемые законом интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Республике Хакасия и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия по внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений - экономических характеристик земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул.Гагарина, 159а:
- сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в цифровом выражении 1 293 рубля 26 копеек, кадастровой стоимости в цифровом выражении 8 120 379 рублей 54 копейки в период с 01.01.2008 по 04.05.2008 при значении площади земельного участка 6279 кв.м.;
- сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в цифровом выражении 1 293 рубля 26 копеек, кадастровой стоимости в цифровом выражении 8 297 556 рублей 16 копеек в период с 04.05.2008 по 01.02.2010 при значении площади земельного участка 6416 кв.м.;
- признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия и федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия, выразившегося в отказе от устранения кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте в оспариваемой части, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц входят следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением и действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Хакасия и федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия, выразившееся в уклонении от устранения кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка N 19:03:060105:1, не соответствует Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных этим Кодексом и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Определением Конституционного суда Российской Федерации от 19.05.2009 N 1047-О-О установлено, что правила определения кадастровой стоимости земельных участков, закрепленные в статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, не противоречат Конституции Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пунктам 1 и 9 названных Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр. Государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. В соответствии с пунктом 4 Правил проведения кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно пункту 5 Правил, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
В период совершения ответчиками действий по внесению сведений об экономических характеристиках земельного участка, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью фирма "Сезам", в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", действовавшего на момент совершения указанных действий, сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Постановлением Правительства Республики Хакасия N 414 от 26.12.2007 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия, в результате которой определено 16 видов разрешенного использования земельных участков. Приведены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия на 2008-2009 годы, в соответствии с которыми удельный показатель кадастровой стоимости по кадастровому кварталу (19:03:060105) и виду разрешенного использования ("под производственную базу" - девятый вид разрешенного использования) в отношении принадлежащего заявителю земельного участка составляет 601 рубль 86 копеек.
По смыслу статей 4, 7, 16, 20 - 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения о категории и видах разрешенного использования земельных участков подлежат внесению в кадастр на основании документов о предоставлении земельных участков, выданных уполномоченными органами исполнительной власти.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и ее территориальных органов - Управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215 (далее - Административный регламент).
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.07.2007 за N 9913, исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как:
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 8.1 Административного регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением.
Таким образом, из изложенных выше норм следует, что по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утверждённых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утверждёнными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчёта включенных в такой акт итоговых цифр. Данная позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10.
Как следует из материалов дела, свой отказ в исправлении кадастровой ошибки, изложенный в ответе от 10.09.2010 (исх. N 06-602-1146/10) Управление Росреестра по Республике Хакасия обосновало тем, что в 2007 году была проведена актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, которые утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия N319 от 17.07.2009. На основании утвержденных результатов земельному участку был применен УПКС 1293 рубля 26 копеек (по состоянию на 01.01.2010 кадастровая стоимость земельного участка составляла 8 120 379 рублей 54 копейки при значении площади земельного участка 6279 кв.м.). В мае 2008 года, в связи с изменением площади земельного участка при упорядочении его границы, кадастровая стоимость определена в размере 8 297 556 рублей 16 копеек.
Из ответа ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия от 01.09.2010 (исх. N 19-22/10-187) следует, что основанием для отказа в исправлении кадастровой ошибки явилось внесение сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2007 в государственный кадастр недвижимости на основании постановления Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 N 414 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия", которым утверждены состав видов разрешенного использования, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Хакасия, средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Республики Хакасия.
Вместе с тем, согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 N 414 среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель кадастрового квартала 19:03:060105 для земельных участков с разрешенным видом использования "для размещения производственных зданий и сооружений" составляет 601 рубль 86 копеек/кв.м. К спорному земельному участку с кадастровым номером 19:03:060105:1 (предыдущий номер 19:03:060105:0001) был применен УПКС 1293 рубля 26 копеек/кв.м., значение площади земельного участка составляло 6279 кв.м., в связи с чем, по состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка составляла 8 120 379 рублей 54 копейки. В мае 2008 года, в связи с уточнением площади указанного земельного участка, утвержден акт определения кадастровой стоимости на данный земельный участок, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 8 297 556 рублей 16 копеек.
В 2010 году была проведена актуализация результатов кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой были утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия N 319 от 17.07.2009. На основании утвержденных результатов к земельному участку был применен УПКС 1293 рубля 26 копеек/кв.м., значение площади земельного участка 6279 кв.м., в связи с чем, по состоянию на 01.01.2010 кадастровая стоимость земельного участка составила 8 120 379 рублей 54 копейки. Так как площадь земельного участка уточнена, утвержден акт определения кадастровой стоимости на данный участок, в соответствии с которым его кадастровая стоимость составила 8 297 556 рублей 16 копеек.
Доказательства того, что кадастровая оценка спорного земельного участка утверждалась постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 N 414, в материалах дела отсутствуют.
Постановлением Правительства Республики Хакасия N 414 от 26.12.2007 на период 2008 -2009 годы утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по 16 видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр. Согласно указанному постановлению удельный показатель кадастровой стоимости по кадастровому кварталу (19:03:060105) и виду разрешенного использования ("под производственную базу" - девятый вид разрешенного использования) в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю, установлен в размере 601 рубль 86 копеек /кв.м.
Никаких иных характеристик в качестве результатов государственной кадастровой оценки земель Правительство Республики Хакасия в постановлении 26.12.2007 N 414 не утверждало.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.07.2009 N 319 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия" утверждена кадастровая стоимость каждого земельного участка на территории Республики Хакасия индивидуально (приложение N1), а также средние УПКС по кадастровым кварталам населенных пунктов (приложение N2). Постановление опубликовано, его положения в установленном порядке не оспорены. Постановление вступило в силу с 01.01.2010, следовательно, с указанного времени действия ответчиков по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельных участков - являются правомерными, что подтверждается, в том числе, особым порядком доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, предусмотренным пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции соглашается в выводом суда первой инстанции о том, что в период с 01.01.2008 по 01.01.2010 следовало определять кадастровую стоимость конкретных земельных участков, которая подлежала внесению в государственный кадастр и использованию в целях налогообложения на основании результатов государственной кадастровой оценки, утверждённой постановлением Правительства Республики Хакасия N 414 от 26.12.2007.
Значение удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка в период с 01.01.2008 по 01.01.2010 составляло 601 рубль 86 копеек.
Материалами дела подтверждается, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в период с 01.01.2008 по 01.01.2010 определена не в соответствии с действующим законодательством. К спорному земельному участку применен УПКС в размере 1 293 рубля 26 копеек, который не был утвержден в установленном порядке соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, получив обращение ООО фирма "Сезам" от 11.08.2010 ответчики должны были предпринять соответствующие действия по проверке на предмет обнаружения, наличия и фиксации воспроизведенной в ГКН кадастровой ошибки в части определения и указания сведений о величине удельного показателя кадастровой стоимости объекта - земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а, в размере 1 293 рубля 26 копеек и кадастровой стоимости земельного участка в сумме 8 297 556 рублей 16 копеек, принять решение по результатам проверки и устранить допущенную кадастровую ошибку.
Однако с момента обращения и до настоящего времени какие-либо действия по устранению кадастровой ошибки при определении при определении кадастровой стоимости объекта - земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а, ответчиками предприняты не были.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что бездействие ответчиков, выразившееся в уклонении от устранения кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1, расположенного по адресу: Республика Хакасия, г.Саяногорск, пгт. Майна, ул. Гагарина, 159а, является незаконным, поскольку в государственный кадастр недвижимости подлежали внесению изменения за период с 01.01.2008 по 04.05.2008 сведений об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 19:03:060105:1 (предыдущий номер 19:03:060105:0001) в цифровом выражении 601,86 руб./кв.м, кадастровой стоимости в цифровом выражении 3779078,94 рублей при значении площади земельного участка 6279 кв.м.; за период с 04.05.2008 по 01.01.2010 сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в цифровом выражении 601,86 руб./кв. м, кадастровой стоимости в цифровом выражении 3861533,76 рублей при значении площади земельного участка 6416 кв.м.
Таким образом, требование ООО фирмы "Сезам" о признании незаконным указанного бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия и федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия является законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренное бездействие, выразившееся в уклонении от устранения кадастровой ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N 19:03:060105:1, не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленные требования в указанной части в виду несоответствия оспоренного бездействия действующему законодательству и нарушения им прав и законных интересов заявителя, и в силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил способ восстановления нарушенного права.
Довод Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия о том, что управление не является уполномоченным органом исполнительной власти по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе. Начиная с 15.09.2010 органом кадастрового учета является федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия, судом апелляционной инстанции отклоняется на основании следующего.
В соответствии с пунктом 11.1 Административного регламента сведения об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельных участков) вносятся в государственный земельный кадастр Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции Федерального закона N334-ФЗ от 21.12.2009) кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции Федерального закона N334-ФЗ от 21.12.2009) предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Функции упраздненных Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.
Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (в редакции Правительства Российской Федерации от 15.06.2010 N 438) закреплено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, в том числе осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии.
В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Согласно приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13.10.2010 N П/501 деятельность федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации подведомственна Росреестру.
Согласно приложению к указанному приказу передача указанных полномочий Управлением Росреестра по Республике Хакасия ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия должно быть завершено в период с 01.07.2010 по 15.09.2010.
Таким образом, на момент обращения ООО фирма "Сезам" в Управление Росреестра по Республике Хакасия и в ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия с заявлением о проведении проверки на предмет обнаружения, наличия и фиксации воспроизведенной в ГКН кадастровой ошибки, Управление Росреестра являлось уполномоченным органом исполнительной власти по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
Кроме того, проанализировав изложенные выше нормы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что передача Росреестром Приказом N П/93 от 11.03.2010 своих полномочий по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, представлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости не влияет на обязанность Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области надлежащим образом исполнять, возложенные на него пунктом 11.1 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 215.
Поэтому апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно обязал устранить допущенные нарушения и уполномоченный орган и подведомственное ему учреждение. В данном случае суд первой инстанции не нарушил никаких норм, не возложил на указанное лицо несвойственных ему или неисполнимых функций. Напротив, указание на Управление Росреестра по Республике Хакасия при определении способа восстановления нарушенного права послужит гарантией исполнимости судебного акта.
Довод Управления Росреестра по Республике Хакасия о том, что судом при принятии решения было неверно истолковано понятие кадастровой ошибки, установленное подпунктом 2 пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", следовательно, при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права, подлежит отклонению, поскольку судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и сделал правильный вывод о том. что в ГКН были внесены недостоверные сведения из отчета привлеченного оценщика о кадастровой стоимости земельного участка.
Доводы ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия о том, что исправление результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не входит в компетенцию ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия; со стороны ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия отсутствует какое-либо бездействие в отношении исправления кадастровой стоимости данного земельного участка, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Из положений приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 следует, что к 15.09.2010 Управление Росреестра по Республике Хакасия должно было передать ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Следовательно, с 15.09.2010 ФГУ "Земельная кадастровая палата" вправе совершать действия, относящиеся к компетенции органа, уполномоченного на ведение государственного кадастра недвижимости, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, представление сведений внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Между тем, материалами дела подтверждается ,что ФГУ "Земельная кадастровая палата" после получения обращения ООО фирма "Сезам" от 11.08.2010 и направления в адрес общества ответа от 08.09.2010 исх. N 19-22/10-187, какие - либо действия по исправлению кадастровой ошибки не предпринимались.
Следовательно, факт вменяемого бездействия со стороны ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия подтверждается материалами дела. Доказательств обратного не представлено.
Довод ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия о том, что суд первой инстанции не рассмотрел вопрос о проведении экспертизы в отношении достоверности определения кадастровой стоимости земельного участка (кадастровый номер 19:03:060105:1), на момент принятия решения у суда отсутствовал отчет об определении рыночной или кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, суд необоснованно пришел к выводу о том, что сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере 8 297 556 рублей 16 копеек являются недостоверными, то есть кадастровой ошибкой, подлежит отклонению. Постановлением Правительства Республики Хакасия N 414 от 26.12.2007 на период 2008 - 2009 годы утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия, постановление опубликовано, его положения в установленном порядке не оспорены, в связи с чем проведение экспертизы не требовалось.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции от 05 марта 2011 года в обжалуемой части и для удовлетворения апелляционной жалобы. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 05 марта 2011 года в обжалуемой части подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "05" марта 2011 года по делу N А74-3999/2010 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-3999/2010
Истец: ООО "Сезам", ООО фирма "Сезам"
Ответчик: Управление Росреестра по РХ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ, ФГУ "Земельная кадастровая палата"
Третье лицо: Государственный комитет РХ по управлению государственным имущемтвом, Государственный комитет РХ по управлению государственным имуществом, Департамент архитектуры, градостроительства и недвижимости г. Саяногорска, Омский филиал ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", ООО "Сезам", Правительство Республики Хакасия, ФГУП "Федеральный кадастровый цент "Земля", ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2012 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-3999/10
16.11.2011 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-3999/10
06.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4258/11
09.06.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1785/11
05.03.2011 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-3999/10