г. Чита |
Дело N А19-27579/09 |
"06" мая 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Т.О. Лешуковой, Э.В.Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевым Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица по делу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2010 г.., принятое по делу NА19-27579/09 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СТ-Профиль" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области о признании недействительным решения от 29.09.2009 г.. об отказе в государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ
(суд первой инстанции - Т.Ю. Шубина),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СТ-Профиль" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - налоговый орган, регистрирующий орган) о признании недействительным решения от 29.09.2009 г.. об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, касающихся местонахождения Общества с ограниченной ответственностью "СТ-Профиль".
Решением от 01 февраля 2010 г.. Арбитражный суд Иркутской области признал недействительным решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области от 29.09.2009 г.. об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, вносимых в учредительные документы Общества с ограниченной ответственностью "СТ-Профиль", как несоответствующее Федеральному закону от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Обязал Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области рассмотреть заявление ООО "СТ-Профиль" от 22.09.2009 г.. вх. N 12213А и принять решение в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В обоснование суд указал, что представление недостоверных сведений влечет правовые последствия для юридического лица, но не в виде отказа в регистрации, а в виде ответственности, установленной законодательством Российской Федерации в силу статьи 25 Закона, а также ликвидации юридического лица на основании пункта 2 статьи 25 указанного Закона, в соответствии с которым регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае неоднократных либо грубых нарушений законов и иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. В случае установления факта неосуществления деятельности юридическим лицом, налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Не согласившись с указанным решением, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 01.02.2010 по делу N А19-27579/09-21 отменить, вынести новый судебный акт. Полагает, что в результате изменений положений закона N129-ФЗ от 08.08.2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", вступивших в законную силу 01.07.2009 года, за регистрирующим органом закреплено право проверять только те данные, которые заявитель изложил в заявлении на государственную регистрацию. Сведения об адресе месте нахождения юридического лица отражаются в заявлении по форме Р13001. Договор субаренды заключенный между ИП Сушковым А.В. и ООО "СТ-Профиль" является ничтожным, в связи с чем, поданное на основании данного договора заявление о государственной регистрации изменений не имеет под собой действительных и законных оснований. В силу изложенного, Инспекция считает документы, установленные ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, непредставленными. Что в соответствии с п. 1 ст. 23 указанного Закона является основанием для отказа в госрегистрации.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы общество извещено надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 08.04.2010 г.. N 672000 23 30876 2.
Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы налоговый орган извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 02.04.2010 г.. N 672000 23 30875 5. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя (письмо от 13.04.2010 г.. N 03-08/0014732).
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "СТ-Профиль" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по Свердловскому округу г.Иркутска за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1033801763731, что подтверждается свидетельством серия 38 N 001585039 (т.1 л.д.10 ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 22.09.2009 г.. общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно, в сведения об адресе (месте нахождения) - г.Санкт-Петербург, Столярный переулок, 10-12, офис 22 (т.1 л.д.36-41).
Регистрирующим органом 29.09.2009 г.. принято решение об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (т.1 л.д.33).
В обоснование отказа в регистрации налоговый орган указал, что указание недостоверного адреса юридического лица фактически означает незаполненность соответствующих граф заявления, что в свою очередь, лишает этот документ статуса заявления о государственной регистрации юридического лица. Налоговый орган сослался на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 и подпункт "а" п.1 ст.17 Федерального закона от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон, закон N 129-ФЗ)
Не согласившись с отказом, общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с п.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Как следует из содержания ст.23 закона N 129-ФЗ, перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим. Пунктом "а" ч.1 ст.23 закона N 129-ФЗ предусмотрен отказ в государственной регистрации в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 17 Закона N 129-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения общества в регистрирующий орган, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
На основании пункта 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона.
В соответствии со статьей 9 Закона N 129-ФЗ документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом уполномоченное лицо указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ, введенным Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ, регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 18 Закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица. В случае государственной регистрации учредительных документов в новой редакции и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями, вносимыми в учредительные документы юридического лица, в единый государственный реестр юридических лиц вносится соответствующая запись.
В силу подпунктов "а" и "б" статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как правильно указывает суд первой инстанции и следует из материалов дела, обществом был представлен полный пакет документов, необходимых для государственной регистрации.
На основе анализа указанных норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Закон N 129-ФЗ не содержит положений закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов. В заявлениях о государственной регистрации изменений подтверждено, что сведения, содержащиеся в заявлении достоверны. Кроме того, представлена копия договора субаренды нежилого помещения, расположенного по адресу: 199931, Российская Федерация, Санкт-Петербург, Столярный переулок, д. 2, кв. 10, заключенного между ИП Сушковым А.В. и ООО "СТ-Профиль" (т.1 л.д.16). Таким образом, обществом представлены необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Закона N 129-ФЗ, в связи, с чем у налогового органа отсутствовали установленные статьей 23 названного Закона основания для отказа в государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Учитывая установленный названным Законом уведомительный характер государственной регистрации юридических лиц, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
Кроме того, суд первой инстанции правильно указывает, что из анализа Закона N 129-ФЗ следует, что представление недостоверных сведений влечет правовые последствия для юридического лица, но не в виде отказа в регистрации, а в виде ответственности, установленной законодательством Российской Федерации в силу статьи 25 Закона, а также ликвидации юридического лица на основании пункта 2 статьи 25 указанного Закона, в соответствии с которым регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае неоднократных либо грубых нарушений законов и иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. В случае установления факта неосуществления деятельности юридическим лицом, налоговый орган вправе исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Налоговый орган в апелляционной инстанции ссылается на то, что, как следует из материалов регистрационного дела, обществом на государственную регистрацию изменений адреса местонахождения юридического лица представлен произвольно выбранный адрес, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы по форме Р13001, содержит заведомо ложные сведения (собственниками помещения расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Столярный переулок, д. 10-12 кв. 22 являются на основании свидетельства о государственной регистрации права 78-ВЛ N 505467 от 29.05.2002 г.. Горшкова Р.К. и Горшков Ф.А., договор аренды заключенный между собственниками и ИП Сушковым А.В. не предоставляет последнему права субаренды, следовательно, договор субаренды заключенный между ИП Сушковым А.В. и ООО "СТ-Профиль" является ничтожным, в связи с чем поданное на основании данного договора заявление о государственной регистрации изменений не имеет под собой действительных и законных оснований. Налоговый орган обращает внимание Арбитражного суда апелляционной инстанции на тот факт, что помещение, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, Столярный переулок, д.10-12 кв. 22, является жилым, предоставленным ИП Сушкову А.В. в аренду, без права субаренды. Более того, данный договор заключен на срок 11 месяцев (с 01.11.2004 по 01.10.2005), т.е. на момент заключения договора субаренды ИП Сушков А.В. даже не являлся арендатором.
Суд апелляционной инстанции полагает, что по вышеизложенным мотивам суд первой инстанции вправе был не оценивать представленные налоговым органом доказательства.
Суд апелляционной инстанции полагает, что, ссылаясь на недостоверность сведений, налоговый орган должен был иметь неопровержимые доказательства недостоверности заявленных сведений на момент вынесения решения об отказе в государственной регистрации.
Изучив представленные налоговым органом доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что они однозначно не свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе по следующим мотивам.
Договор аренды помещений от 01.11.2004 г.. меду ИП Сушковым А.В. Горшковой Р.К. действительно был заключен на 11 месяцев до 01.10.2005 г.. Однако это не означает, что в последующем данный договор не продлялся или между данными лицами не заключалось другого договора на иных условиях. При этом из ответов МРИ ФНС России N 7 по Санкт-Петербургу от 05.06.2009 г.. (т.1 л.д.63) и от 16.06.2009 г.. (т.1 л.д.68) явно следует, что в 2009 г.. спорное помещение также находилось в аренде у ИП Сушкова А.В.
Общество обратилось с заявлением о государственной регистрации в налоговый орган 22.09.2009 г.., а ответ в отношении общества МРИ ФНС России N 7 по Санкт-Петербургу датирован 05.06.2009 г.. и является ответом на запрос налогового органа от 03.06.2009 г.. Таким образом, запрос налогового органа был направлен в МРИ ФНС России N 7 по Санкт-Петербургу ранее подачи обществом заявления, в рамках каких мероприятий был направлен данный запрос из материалов дела не видно. Какие проверочные мероприятия были осуществлены МРИ ФНС России N 7 по Санкт-Петербургу также не понятно.
Материалы проверки, представленные в материалы дела (т.1 л.д.71-73) относятся к декабрю 2009 г.., то есть эти мероприятия проведены после отказа налогового органа 29.09.2009 г.. Следовательно, и этих сведений у налогового органа на момент принятия решения об отказе не имелось. При этом обществом в материалы дела представлено пояснение с подтверждением факта заключения договора (т.1 л.д.74).
Таким образом, налоговым органом не представлено доказательств того, что на момент принятия решения об отказе у него имелись доказательства недостоверности заявленных обществом сведений об адресе. Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, как уже указано выше, что Закон N 129-ФЗ не содержит положений закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых в учредительные документы.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 февраля 2010 г.. по делу N А19-27579/09 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О. Никифорюк |
Судьи |
Т.О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-27579/2009
Истец: ООО "СТ-Профиль"
Ответчик: МИ ФНС России N17 по Иркутской области, МРИ ФНС N 17 по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1233/10