г. Киров
16 июня 2011 г. |
Дело N А82-2128/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ермошиной С.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.04.2011 по делу N А82-2128/2011, принятое судом в составе судьи Глызиной А.В.
по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324 ОГРН 1057601091151)
к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административно правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - заявитель, Общество, ОАО "ТГК-2") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 01.03.2011 N 362 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 18.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что факсограмма от 18.02.2011 N СП-834-11 передана по телефону, указанному на официальном бланке ОАО "ТГК-2"; секретарь Общества уточнила номер факса, по которому и была отправлена факсограмма-вызов на составление протокола; Шанин С.В. явился на составление протокола об административном правонарушении, подписал протокол, действуя в качестве защитника по доверенности.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил. Управление ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.01.2011 в Управление поступила жалоба Капашян С.К. (л.д. 81) на сильный запах, исходящий от воды, получаемой им из сети горячего водоснабжения в доме 72 по улице Тутаевское шоссе города Ярославля.
03.02.2011 Управлением на основании распоряжения руководителя Управления от 01.02.2011 N 282 (л.д. 82) проведена проверка в отношении Общества с целью проверки фактов, изложенных в жалобе Капашяна С.К.
В акте проверки от 03.02.2011 указано, что в соответствии с протоколами от 03.02.2011 N 215 и N 216 ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ярославской области" пробы горячей воды, взятые на границе балансовой ответственности Общества и в квартире N 31 дома N 72 по улице Тутуевское шоссе, не соответствуют требованиям пункта 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды центральных систем питьевого водоснабжения" по содержанию сульфидов и сероводорода; горячая вода неудовлетворительного качества поступает в водопроводную сеть жилого дома от ОАО "ТГК-2" (л.д. 92)
Усмотрев в действиях Общества, выразившихся в направлении потребителям горячей воды, не соответствующей требованиям СанПин, состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 6.5 КоАП РФ, Управление составило протокол по делу об административном правонарушении от 21.02.2011 (л.д. 8-10).
01.03.2011 Управлением вынесено постановление N 362 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 6.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 6-8).
Не согласившись с постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, сделав вывод о нарушении административным органом процессуальных норм при привлечении Общества к административной ответственности, заявленные требования удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно частям 2, 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 28.2 КоАП в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, законным представителем не является.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Материалами дела установлено, что 21.02.2011 протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии представителя по доверенности Шанина С.В. Доверенность, выданная 01.12.2010 Шанину С.В. для представления интересов Общества (л.д. 72) не содержит полномочий указанного представителя на участие в конкретном административном деле, предоставленные полномочия носят общий характер. Соответственно, данная доверенность не может служить доказательством извещения законного представителя ОАО "ТГК-2" о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении от 21.02.2011.
Надлежащие доказательства направления Обществу с использованием факсимильной связи извещения от 18.02.2011 N СП-834-11 (л.д. 87) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют. Факсограмма от 18.02.2011 с уведомлением о необходимости явки законного представителя Общества для составления протокола направлена Управлением на номер 73-31-71, который принадлежит обособленному структурному подразделению ОАО "ТГК-2", а именно Главному управлению ОАО "ТГК-2" по Ярославской области. Между тем, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц номером факса исполнительного органа ОАО "ТГК-2" является номер 72-12-60 (л.д.54).
С учетом изложенного, доводы заявителя апелляционной жалобы в этой части подлежат отклонению.
Нарушение указанных процессуальных норм является существенным, носит неустранимый характер и является достаточным основанием для признания незаконным и отмене обжалуемого постановления.
Остальные доводы заявителя судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены, как не влияющие на существо рассматриваемого спора, при наличии существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и не усматривает правовых оснований для его отмены. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 18.04.2011 по делу N А82-2128/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-2128/2011
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания 2"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2785/11