г. Томск |
Дело N 07АП-3147/11 |
22 июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мавлюкеевой А.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от Управления Росреестра по Алтайскому краю: Лыков А.Ю. по доверенности от 28.12.2010 N 0245 (до 31.12.2011)
от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии г. Москва: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Олти"
(ИНН 2225019734, ОГРН 1022201528634)
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 08.02.2011.
по делу N А03-16219/2010 (судья Дружинина Н.М.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Олти"
(ОГРН 1022201528634), г.Барнаул
к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, г. Москва
Управлению Росреестра по Алтайскому краю, г. Барнаул
(ИНН 2225066565, ОГРН 1042202282132)
о признании действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка и внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Олти" (далее - заявитель, общество, ООО "Олти") обратилось в арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) (далее - Федеральная служба Росреестра), Управлению Росреестра по Алтайскому краю (далее - Управление) о признании действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка и внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости незаконными.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 08.02.2011 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления ООО "Олти", полагая, что Управлением Росреестра по Алтайскому краю не доказано надлежащее выполнение обязанностей по проверке достоверности результатов кадастровой оценки, в том числе, на соответствие рыночной стоимости земельного участка, в результате чего в государственном кадастре недвижимости сформированы недостоверные сведения о кадастровой стоимости принадлежащего ООО "Олти" земельного участка с кадастровым номером 22:61:050404:10.
Более подробно доводы общества изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Алтайскому краю просит обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Олти" отказать.
Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Росреестр, отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представил.
Представитель Управления Росреестра по Алтайскому краю в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители апеллянта и Росреестра в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции в порядке частей 1, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и заинтересованного лица.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Алтайского края в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя Управления Росреестра по Алтайскому краю, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Олти" является собственником земельного участка с кадастровым номером 22:61:050404:10, общей площадью 4800 кв.м, расположенного по адресу: г. Барнаул, п. Центральный, ул. Промышленная, 17-а.
04.10.2010 обществом получены сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 22:61:050404:10, которая составила 14 467 488 руб.
Между тем, согласно отчету об оценке от 15.11.2010 N 0155Н-2010, выполненному независимым оценщиком ООО "Ваш консультант", рыночная стоимость спорного земельного участка составила 1 300 000 руб., что в 11 раз ниже установленной кадастровой стоимости земельного участка.
Полагая, что Управление и Федеральная служба Росреестра ненадлежащим образом осуществили предварительную проверку Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в отношении спорного земельного участка, ООО "Олти" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд Алтайского края.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в материалах дела доказательств ненадлежащей проверки Управлением Росреестра по Алтайскому краю Отчета об определении кадастровой стоимости, указав, что факт проведения Управлением Росреестра по Алтайскому краю предварительной проверки Отчета после даты утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков не повлиял на величину кадастровой стоимости и величину удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка, содержащиеся в постановлении Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546.
Апелляционный суд поддерживает данный вывод суда первой инстанции, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Избираемый способ защиты гражданских прав, предусмотренный статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Олти" указало, что ненадлежащая проверка Управлением Росреестра по Алтайскому краю Отчета о результатах кадастровой оценки земельного участка привела к внесению в государственный кадастр недвижимости недостоверных данных о рыночной стоимости принадлежащего апеллянту земельного участка, что, в конечном итоге, повлияло на размер земельного налога.
Судебная коллегия, отклоняя указанные доводы апеллянта как основанные на неправильном применении норм права, считает, что избранный ООО "Олти" способ защиты в виде признания незаконными действий Управления Росреестра по Алтайскому краю не может привести к восстановлению нарушенных, по мнению заявителя, прав.
В силу пункта 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, отсылает к порядку определения последней в соответствии с земельным законодательством.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ в редакции, применимой к спорным правоотношениям, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 названной статьи - при расчете кадастровой стоимости в процентах от рыночной стоимости земельного участка). Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правительство Российской Федерации Постановлением от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями) утвердило Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Согласно пунктам 1 и 9 Правил на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
На основании пункта 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
Следовательно, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. Кроме того, в этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Статьей 16 указанного Закона установлено, что кадастровый учет, связанный с изменением данных сведений осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия.
Из изложенного следует, что Управление Росреестра по Алтайскому краю уполномочено на внесение в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости на основании нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края утверждены постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края", вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамках дела об оспаривании данного постановления.
Материалы дела не содержат доказательств о признании названного постановления несоответствующим закону.
Проверка же достоверности кадастровой оценки, утвержденной нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта, находится вне рамок компетенции Управления Росреестра по Алтайскому краю.
Таким образом, действия Управления Росреестра по Алтайскому краю по внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ООО "Олти", соответствуют приведенному законодательству и не нарушают его права и охраняемые законом интересы.
Доводы апеллянта о ненадлежащем исполнении Управлением Росреестра по Алтайскому краю обязанности по проверке правильности Отчета не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, поскольку их принятие означало бы необходимость возложения на Управление Росреестра по Алтайскому краю обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующих действующему нормативному правовому акту - постановлению Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546.
Таким образом, действия по определению и внесению в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 N 546, соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, и не могут нарушать права и законные интересы общества.
Убедительных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба общества не содержит.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
В соответствии со статьей 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда уплачивается государственная пошлина в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера. При подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными организациями уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей (подпункт 3 пункт 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, при подаче апелляционной жалобы размер государственной пошлины для организаций составляет 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Олти" уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей (платежная квитанция от 22.04.2011).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина в больше размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит возврату.
Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1000 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью "Олти".
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Алтайского края от 08 февраля 2011 года по делу N А03-16219/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Олти" (ИНН 2225019734, ОГРН 1022201528634), г. Барнаул из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, излишне уплаченную по платежной квитанции от 22.04.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-16219/2010
Истец: ООО "ОЛТИ"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Администрация Алтайского края, Администрация Алтайского края Комитет по финансам,налоговой и кредитной политике, ФГУ "Земельная кадастровая палата по Алтайскому краю", Администрация Алтайского края., ФГУ "Земельная кадастровая палата" по АК