г. Владивосток |
Дело |
21 июня 2011 г. |
N А51-18955/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
от департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Талько А.А. по доверенности от 23.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 1903;
от Дачного некоммерческого товарищества "Заря": Архипова Я.Ю. по доверенности от 15.11.2010 сроком действия 1 год, паспорт;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Савчак Н.В. по доверенности от 29.12.2010 N 27/1-1/3502 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 3749;
от Военного лесничества N 247 ТОФ МО РФ: Губин П.Н. по доверенности от 08.06.2009 сроком действия до 06.07.2011, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-3544/2011
на решение от 25.04.2011
судьи Н.В. Колтуновой
по делу N А51-18955/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Дачного некоммерческого товарищества "Заря" (ИНН 2537082749, ОГРН 1102537002920)
к департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
третьи лица: Военное лесничество N 247 ТОФ МО РФ, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
об оспаривании отказа
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое товарищество "Заря" (далее - заявитель, товарищество, ДНТ "Заря") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - ответчик, департамент) в предоставлении земельного участка приблизительной площадью 18000 кв.м., расположенного в г. Владивостоке, ул. Лесная, 54, выраженного в письмах N 29/0620-16595 от 12.10.2010 и N 29/06-20-15247 от 23.09.2010, и обязании департамент направить обращение в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока для изготовления и утверждения схемы расположения земельного участка примерной площадью 18000 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул. Лесная, 54.
Определением от 01.03.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Военное лесничество N 247 ТОФ МО РФ, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока.
Решением от 25.04.2011 заявление удовлетворено.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 25.04.2011, департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края просит его отменить, считает, что данный спор неподведомственен арбитражному суду, поскольку ведение дачного хозяйства не относится к экономической или предпринимательской деятельности. По существу спора ссылается на то, что испрашиваемый товариществом земельный участок является лесным участком, расположенным на землях Министерства обороны РФ, и департамент не уполномочен распоряжаться этим участком. Кроме того, ответчик ссылается на то, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает норму, утвержденную на территории г. Владивостока для ведения дачного хозяйства.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции департамент поддержал доводы апелляционной жалобы.
ДНТ "Заря" с доводами апелляционной жалобы не согласно, решение суда просит оставить в силе.
Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока поддержало позицию товарищества в части того, что спорный участок не относится к землям лесного фонда, но при этом указало на нахождение земельного участка в границах красных линий.
Военное лесничество N 247 ТОФ МО РФ поддержало доводы апелляционной жалобы департамента, решение суда просит отменить.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
26.08.2010 ДНТ "Заря" обратилось в департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 18000 кв.м. в районе ул. Лесная, 54 в г.Владивостоке для целей, не связанных со строительством: ведение дачного хозяйства.
По результатам рассмотрения заявления департамент письмом от 23.09.2010 N 29/06-20-15247 сообщил заявителю о необходимости дополнительного представления в департамент следующих документов: списка членов ДНТ, утвержденного органом местного самоуправления, оригинала протокола общего собрания членов ДНТ, закрепляющего коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду ДНТ, подписанного всеми членами такого объединения.
11.10.2010 товарищество предоставило в департамент письмо Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока от 08.07.2009 N 6519/1508, в котором указано, что утверждение списка граждан, принятых в члены садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, действующим законодательством не предусмотрено.
Письмом 12.10.2010 N 29/06-20-16595 департамент отказал заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он входит в границы лесов земель лесного фонда Военного лесничества N 247 ТОФ МО РФ, которые находятся в федеральной собственности.
Не согласившись с указанным отказом департамента, выраженным в письмах N 29/0620-16595 от 12.10.2010 и N 29/06-20-15247 от 23.09.2010, ДНТ "Заря" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Довод заявителя апелляционной жалобы о не подведомственности спора арбитражному суду коллегией не принимается в силу следующего:
Дачное некоммерческое товарищество "Заря" создано как юридическое лицо 18.06.2010 с присвоением в ЕГРЮЛ основного государственного регистрационного номера 1102537002920. Согласно устава товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан, созданной в целях реализации своих прав на получение дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав.
Товарищество как юридическое лицо в соответствии с гражданским законодательством вправе осуществлять действия, необходимые для достижения целей, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и уставом.
С заявлением о предоставлении земельного участка товарищество обратилось после регистрации его в качестве юридического лица в соответствии со статьей Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ. В связи с этим настоящий спор подведомственен арбитражному суду.
Кроме того, в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение как некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пунктам 4, 5 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, после их государственной регистрации, земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. (пункт 1 статьи 29 Земельного кодекса РФ).
Спорный земельный участок приблизительной площадью 18000 кв.м., расположенный в г. Владивостоке, ул. Лесная, 54, испрашивался товариществом для дальнейшего использования в целях, не связанных со строительством - ведения дачного хозяйства.
Положениями статьи 34 Земельного кодекса РФ закреплена процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В силу пункта 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, вправе подать заявление в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.
Пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Законом Приморского края от 18.12.2006 N 21-КЗ (вступил в силу с 01.02.2007) в Закон Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края переданы государственному органу исполнительной власти Приморского края.
Постановлениями Администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па, от 12.02.2007 N 28-па полномочия по распоряжению такими участками были возложены на комитет по управлению государственным имуществом Приморского края (в настоящее время - департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края).
Материалами дела установлено, что ДНТ "Заря" обратилось в департамент с заявлением в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ, приложив пакет необходимых документов, включая список членов ДНТ, протокол общего собрания членов ДНТ, закрепляющий коллективное решение о предоставлении земельного участка в аренду ДНТ, подписанный всеми членами такого объединения, схему земельного участка с отображением границ испрашиваемого земельного участка, кадастровый план территории на дисковом носителе в отношении испрашиваемого участка, учредительные документы.
Ссылку департамента как основание для отказа в представлении участка на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда и землях обороны и является федеральной собственностью, коллегия находит несостоятельной в силу следующего:
Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются как на землях лесного фонда, так и на землях иных категорий. В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ в федеральной собственности находятся лесные участки в составе земель лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа.
Границы населённого пункта г. Владивосток утверждены в составе Генерального плана Владивостокского городского округа решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008.
Согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа испрашиваемый товариществом земельный участок входит в состав земель населённых пунктов.
Кроме того, в силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.
Между тем на государственный кадастровый учёт как лесной участок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" спорный земельный участок не поставлен. Соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Собственность Российской Федерации на спорный земельный участок также не зарегистрирована.
Таким образом, департамент не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности, а также отнесение спорной земли к землям Министерства обороны РФ.
Доводы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о наличии на испрашиваемом земельном участке градостроительных и иных ограничений, в том числе нахождение спорного земельного участка в границах красных линий перспективного расширения автодороги, правомерно отклонены судом первой инстанции как противоречивые и документально не подтвержденные. Кроме того, на данное обстоятельство департамент в оспариваемом отказе не ссылался.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, вопрос о возможности или невозможности предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка должен решаться после завершения процедуры формирования земельного участка и с учетом сведений, содержащихся в кадастровом паспорте земельного участка.
Довод департамента в апелляционной жалобе на непредставление товариществом списка его членов, утвержденного органом местного самоуправления, коллегией отклоняется как несостоятельный, поскольку список членов товарищества был представлен заявителем в департамент, а статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ требование об утверждении списков членов товарищества органом местного самоуправления не предусмотрено.
Требование департамента о предоставлении оригинала протокола, подписанного всеми членами объединения также являлось незаконным, поскольку статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ не предусмотрено.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает норму, утвержденную на территории г. Владивостока для ведения дачного хозяйства Федеральным законом от 30.04.2003 N 53-КЗ, коллегией отклоняется как неправомерный, поскольку данный Закон устанавливает предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства в собственность, в то время как спорный земельный участок испрашивался товариществом как юридическим лицом в аренду.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно, с учетом части 5 статьи 201 АПК РФ, удовлетворил требования ДНТ "Заря" и признал незаконным отказ департамента в предоставлении товариществу земельного участка, площадью 18000 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, ул.Лесная, 54, выраженный в письмах от 12.10.2010 N 29/06-20-16595 и от 23.09.2010 N 29/06-20-15247, обязав департамент в месячный срок с момента вступления решения в законную силу направить в Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока обращение об утверждении и выдаче схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории. Решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25.04.2011 по делу N А51-18955/2010 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18955/2010
Истец: Дачное некоммерческое товарищество "Заря", ДНТ Заря
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Военное лесничество N 247 ТОФ МО РФ, УГА администрации г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-3544/11