г. Москва
22 июня 2011 г. |
Дело N А41-29711/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июня 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Мищенко Е.А., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Блинова М.Н., доверенность от 18.04.2011 N ИС-4670,
от заинтересованного лица: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 02.02.2011 по делу N А41-29711/10, принятое судьей Уваровым А.О. по заявлению Министерства имущественных отношений Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельные участки, при участии в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области (далее -Министерство) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление, ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровыми номерами 50:11:004 02 18:0011, 50:11:004 02 18:0012, расположенные в Красногорском районе, вблизи деревни Михалково, земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 01 01:0033, расположенный в Красногорском районе, вблизи деревни Тимошкино, земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 06 09:0058, расположенный в Красногорском районе, вблизи деревни Гольево, земельный участок с кадастровым номером 50:11:004 01 10:0073, расположенный в Красногорском районе, вблизи деревни Бузланово, земельный участок с кадастровым номером 50:11:001 04 17:0021, расположенный в Красногорском районе, вблизи деревни Павшино, земельный участок с кадастровым номером 50:11:001 04 17:0025, расположенный в Красногорском районе, урочище "Павшинская пойма", земельный участок с кадастровым номером 50:11:005 04 03:0111, расположенный в Красногорском районе, вблизи села Петрово-Дальнее.
Определением от 26.10.2010 требования министерства в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:11:005 01 01:0033, 50:11:005 06 09:0058, 50:11:004 01 10:0073, 50:11:001 04 17:0021, 50:11:001 04 17:0025, 50:11:005 04 03:0111 выделены в отдельное производство (л.д. 63).
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Московской области).
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.02.2011 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, управление обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов, изложенных в решении суда действующему законодательству (л.д. 89-92).
В судебное заседание не явились представители управления и регистрирующего органа, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц.
Представитель министерства в судебном заседании против доводов управления возражал, ссылаясь на законность решения арбитражного суда первой инстанции и необоснованность апелляционной жалобы управления.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя министерства, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.03.2003 между министерством (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "В.А.В.С." (арендатор) заключен договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности и используемого для ведения предпринимательской деятельности N 12008-Z (л.д. 33-36).
В соответствии с пунктом 1.1 данного договора арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0013 площадью 61 000 кв.м., категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", в границах, указанных на кадастровом плане и установленных на местности, расположенный вблизи д. Михалково в Красногорском районе Московской области.
В пункте 1.2 договора аренды от 07.03.2003 N 12008-Z указано, что на земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества.
Земельный участок передан для осуществления арендатором следующих видов деятельности (цели использования): 5,0 га для строительства торгово-складского центра и 1,1 га без права строительства, складирования материалов, стоянки техники и механизмов.
Срок аренды земельного участка установлен на 49 лет с 25.02.2003 по 24.02.2052 (пункт 2.1 договора от 07.03.2003 N 12008-Z).
28.02.2005 между министерством и обществом с ограниченной ответственностью "В.А.В.С." заключено дополнительное соглашение N 2 к договору аренды земельного участка от 07.03.2003 N 12008-Z (л.д. 133-138).
В соответствии с пунктом 1.1 данного дополнительного соглашения арендодатель передал, а арендатор принял в аренду земельный участок, площадью 61 000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0013, являющийся единым землепользованием (землевладением), состоящий из части земельного участка с учетным кадастровым номером 1 (характеристика части - обособленный участок 50:11:004 02 18:0011) и части земельного участка с учетным кадастровым номером 2 (характеристика части - 50:11:004 02 18:0012), категория земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", в границах, указанных на кадастровом плане и установленных на местности, расположенный по адресным ориентирам: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Михалково.
Согласно пункту 1.2 дополнительного соглашения от 28.02.2005 N 2 к договору аренды земельного участка от 07.03.2003 N 12008-Z земельный участок предоставлен для осуществления арендатором следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): обособленный земельный участок площадью 50 000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0011 - для строительства торгово-складского центра, обособленный земельный участок площадью 11 000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0012, находящийся под охранной зоной газопровода (без права строительства, складирования материалов, стоянки техники и механизмов).
На земельном участке отсутствуют объекты недвижимого имущества (пункт 1.3 указанного дополнительного соглашения).
06.04.2005 между обществом с ограниченной ответственностью "В.А.В.С." и обществом с ограниченной ответственностью "В.А.В.С.1" заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 07.03.2003 N 12008-Z (перенаем), согласно которому ООО "В.А.В.С." передает ООО "В.А.В.С.1" права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка от 07.03.2003 N 12008-Z в редакции дополнительного соглашения от 28.02.2005 N 2, по условиям которого ООО "В.А.В.С." является арендатором земельного участка площадью 61 000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0013, а министерство является арендодателем. Данный участок является единым землепользованием (землевладением), состоит из части земельного участка с учетным кадастровым номером 1 (характеристика части - обособленный земельный участок с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0011) и части земельного участка с учетным кадастровым номером 2 (характеристика части - 50:11:004 02 18:0012) (л.д. 37).
Согласно кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0013 от 03.03.2003 N 14.1/03-681 сведения о правах на данный земельный участок не зарегистрированы, в графе "разрешенное использование" указано - 5,0 га - для строительства торгово-складского центра и 1,1 га - находящийся под охранной зоной газопровода (л.д. 36 оборот).
В разделе В.3 кадастрового плана земельного участка с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0013 от 03.03.2003 N 14.1/03-681 указано: 50 000 кв.м. - обособленный участок 50:11:004 02 18:0011, 11 000 кв.м. - обособленный участок 50:11:004 02 18:0011 (л.д. 129). При этом в качестве обременения на площадь 11 000 кв.м. указано - без права строительства, складирования материалов, стоянки техники и механизмов.
Сообщением от 09.02.2010 N 99/033/2008-348 регистрирующий орган отказал министерству в государственной регистрации сделки - дополнительного соглашения от 14.05.2009 N 3 к договору аренды земельного участка от 07.03.2003 N 12008-Z (л.д. 50-51).
В качестве основания отказа регистрирующий орган указал, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040218:0013, расположенный вблизи деревни Михалково в Красногорском районе Московской области, зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на спорные земельные участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Ссылаясь, что государственная регистрация права федеральной собственности на указанный земельный участок проведена с нарушением статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) и является ошибочной, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:004 02 18:0011 и 50:11:004 02 18:0012, расположенные вблизи деревни Михалково, Красногорский район, Московская область.
Исковые требования основаны на статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), статьях 2, 21 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), статье 2 Федерального закона N 101-ФЗ, статьях 2, 4 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон Московской области N 23/96-ОЗ).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:004 02 18:0011 и 50:11:004 02 18:0012, расположенные вблизи деревни Михалково, Красногорский район, Московская область, произведена при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
Данный вывод арбитражного суда первой инстанции является обоснованным, соответствует действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.
Как следует из выписки ЕГРП правообладателем спорных земельных участков указана Российская Федерация.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18.09.2003 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах".
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного пунктом 2 статьи 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у заявителя отсутствует право распоряжения ими, в том числе, право сдачи их в аренду, а также право получать арендные платежи.
Таким образом, заявитель считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена.
По смыслу статьи 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Заявителем по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона N 122-ФЗ.
В данном случае судом установлено, что министерство обоснованно обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, в связи с тем, что, поскольку по договору аренды единого землепользования - земельного участка с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0013, состоящего из спорных земельных участков, от 07.03.2003 N 12008-Z, именно министерство выступает в качестве арендодателя и, соответственно, имеет право на получение арендных платежей, министерство в данном случае является лицом, чьи права и законные интересы нарушены внесением в ЕГРП сведений о праве собственности Российской Федерации на рассматриваемые земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки:
- которые признаны таковыми федеральными законами;
- право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
- которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Из части 2 статьи 2 Федерального закона N 101-ФЗ следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.
Как следует из пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Таким образом законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона N 122-ФЗ при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорные земельные участки, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорные земельные участки произведенного в установленном законом порядке.
При этом регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Между тем доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорные участки суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001 N 154-О, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем за органами местного самоуправления сохранено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности, установленных статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Доказательств, что право собственности Российской Федерации на спорные земельные участки зарегистрировано на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
На основании изложенного арбитражным судом апелляционной инстанции отклонен довод апелляционной жалобы о том, что при определении собственника спорных земельных участков судом не учтены положения статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ.
Согласно Положению об учете федерального имущества, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 (далее - Положение), под правообладателем понимается федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.
В соответствии с пунктом 14 Положения правообладатель для внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, представляет в 2-недельный срок со дня приобретения имущества в соответствующий территориальный орган необходимые документы.
В соответствии с пунктом 27 Положения контроль полноты, достоверности и своевременности представления правообладателем к учету федерального имущества, принадлежащего им на соответствующем вещном праве, по результатам сверки сведений реестра и иных государственных информационных систем и муниципальных информационных систем, документальных и других проверок правообладателей осуществляется территориальными органами в порядке, установленном Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Таким образом названным Положением установлено, что контроль полноты, достоверности и своевременности предоставления правообладателем к учету федерального имущества осуществляется территориальными органами. Между тем управление не представило суду доказательств обоснованности обстоятельств на которые ссылается в апелляционной жалобе, а также доказательств того, что спорные объекты подлежали внесению в реестр федеральной собственности, однако не были внесены по каким-либо основаниям.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает правильным вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что спорные земельные участки являются государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Согласно статье 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
- свидетельства о праве на наследство;
- вступившие в законную силу судебные акты;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно статье 17 ЗК РФ, в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Управление не представило суду доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорные участки.
Доказательств внесения земельного участка с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0011 и земельного участка с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0012 в реестр федеральной собственности, отнесения данных земельных участков к исключительной собственности Российской Федерации, управлением не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств принятия уполномоченным органом акта о том, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельный участок с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0013, состоящий из обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:004 02 18:0011 и 50:11:004 02 18:0012, расположенных вблизи деревни Михалково Красногорского района Московской области, произведена регистрирующим органом при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ, а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Доказательства обращения управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на рассматриваемые земельные участки суду не представлено, в материалах дела и в материалах регистрационного дела, представленного в материалы дела, такие сведения отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности Российской Федерации на указанные выше земельные участки зарегистрировано при отсутствии документов-оснований, а также в отсутствие заявления правообладателя, вследствие чего не может быть признано законно возникшим.
Также в материалах дела отсутствуют доказательства наличия на спорных земельных участках объектов недвижимого имущества, на которые в установленном законом порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
При этом из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0013 предоставлен арендатору для осуществления следующих видов деятельности (разрешенный вид использования): обособленный земельный участок с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0011 площадью 50 000 кв.м. - для строительства торгово-складского центра, обособленный участок с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0012 площадью 11 000 кв.м. - под охранной зоной газопровода (л.д. 134).
В кадастровом плане данного земельного участка указан вид разрешенного использования: 5 га - для строительства торгово-складского центра и 1,1 га - находящийся под охранной зоной газопровода (л.д. 127-129).
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0011 по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи деревни Михалково, находятся следующие объекты недвижимого имущества: здание (складской корпус, назначение нежилое, общей площадью 22 146 кв.м., инв. N 092:030-15826, лит. 1Б); здание - автосалон "Renault", назначение нежилое, 2-этажный, общей площадью 2 865 кв.м., инв. N 092:030-15826/8Б, лит. 8Б; здание - автосалон "Peugeot", назначение нежилое, 2-этажный, общей площадью 2 860,4 кв.м., инв. N 092:030-15826/9Б, лит. 9Б; сооружение - парковка, назначение: сооружение транспорта, общей площадью 18 799, 1 кв.м., инв. N 092:030-15826/4Б, лит. 4Б; здание - автосалон "Opel", назначение нежилое, 3-этажный, общей площадью 5 402,9 кв.м., инв. N 092:030-15826/12Б, лит. 12Б; здание - автосалон "Nissan", назначение нежилое, 2-этажный, общей площадью 3 736,5 кв.м., инв. N 092:030-15826/5Б, лит. 5Б; здание - автосалон "Mazda", назначение нежилое, 3-этажный, общей площадью 4 712,5 кв.м., инв. N 092:030-15826/11Б, лит. 11Б; здание - автосалон "Chrysler", назначение нежилое, 2-этажный, общей площадью 2 922,8 кв.м., инв. N 092:030-15826/7Б, лит. 7Б; здание - автосалон "Ford", назначение нежилое, 2-этажный, общей площадью 3 644,2 кв.м., инв. N 092:030-15826/10Б, лит. 10Б, принадлежащие на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Терминал Девелопмент" (ИНН 5024069709, ОГРН 1055004200591), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 10.06.2008, выданных на основании разрешений на ввод перечисленных объектов в эксплуатацию от 03.10.2007 и от 17.03.2008.
Таким образом судом установлено, что объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0011 принадлежат на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Терминал Девелопмент". Доказательств наличия иных объектов недвижимого имущества, расположенных на данном участке суду не представлено и в материалах дела такие доказательства отсутствуют.
Также не имеется доказательства наличия объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0011, на которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации зарегистрировано право федеральной собственности, в материалы дела не представлены.
В кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0013 от 03.03.2003 N 14.1/03-681 указано, что земельный участок площадью 11 000 кв.м. с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0012 - под охранной зоной газопровода (л.д. 127-129). Обременение - без прав строительства, складирования материалов, стоянки техники и механизмов.
Определением от 24.05.2011 арбитражным судом апелляционной инстанции регистрирующему органу предложено представить сведения о зарегистрированных правах на газопровод, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0012, по адресу: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Михалково (л.д. 146-148).
Во исполнение названного определения Управлением Росреестра по Московской области представлено уведомление от 30.05.2011 N 98/008/2011-2541 об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на земельный участок с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0012, адрес: Московская область, Красногорский район, вблизи деревни Михалково.
Помимо этого регистрирующим органом представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 30.05.2011 N 98/008/2011-2541. Указанная выписка подтверждает наличие зарегистрированных прав на объекты газопроводной сети и содержит сведения о правообладателях. В том числе, согласно представленной выписке за министерством зарегистрировано право собственности на сеть газопровода высокого и среднего давления (кадастровый или условный номер объекта 50-50-11/088/2010-222, площадью 767,5 п.м, адрес: Московская область, Красногорский район, вблизи д. Михалково. Также в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится запись о государственной регистрации права собственности Московской области на газопровод высокого и среднего давления по указанному адресу площадью 620,98 п.м., условный номер объекта 50-50-11/029/2007-285, находящийся в хозяйственном ведении государственного ун6итарного предприятия газового хозяйства Московской области.
Помимо этого на сеть газопровода площадью 32,85 п.м. условный номер объекта 50-50-11/034/2008-091 зарегистрировано право собственности общества с ограниченной ответственностью "Терминал Девелопмент"; на газопровод среднего давления с ГРПШ протяженностью 101 м. условный номер объекта 50-50-11/078/2008-338 и газопровод высокого давления, условный номер объекта 50-50-11/078/2008-341 компании с ограниченной ответственностью "Миллгрин Лимитед".
Доказательства наличия зарегистрированного права собственности Российский Федерации на объекты газопроводной сети, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0012 по рассматриваемому адресу в материалы дела не представлены.
Сведений о наличии объектов недвижимого имущества, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:11:004 02 18:0012, на которые зарегистрировано право федеральной собственности, в материалы дела не представлены и из представленной выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не следует.
Определениями от 25.03.2011, от 19.04.2011 и от 24.05.2011 арбитражным судом апелляционной инстанции управлению предложено представить сведения и доказательства, подтверждающие наличие имущества принадлежащего Российской Федерации, находящегося на земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:004 02 18:0011, 50:11:004 02 18:0012, соответствующие акты, свидетельствующие о разграничении государственной собственности и иные доказательства в обоснование доводов апелляционной жалобы (л.д. 85-86, 112-115, 146-148).
Однако управлением названные определения арбитражного суда не исполнены. При этом представители управления в судебные заседания апелляционной инстанции не являлись, несмотря на надлежащее уведомление о датах и времени судебных разбирательств.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о том, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:004 02 18:0011, 50:11:004 02 18:0012, произведена при отсутствии предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации оснований.
Довод апелляционной жалобы о том, что действия регистрирующего органа, направленные на регистрацию права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:004 02 18:0011, 50:11:004 02 18:0012, не оспорены и не признаны судом незаконными, отклонен арбитражным судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В силу статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Таким образом, в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не сама запись о регистрации или действия регистрирующего органа по внесению такой записи.
Поскольку в ГК РФ, в Федеральном законе N 122-ФЗ, в иных законах не предусмотрен такой способ защиты как признание незаконным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Арбитражным судом апелляционной инстанции также отклонен довод апелляционной жалобы о том, что обращаясь в арбитражный суд с заявлением о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на спорные земельный участки, заявителем не доказано наличие вещных прав на данные земельные участки, поскольку такой способ защиты нарушенного права как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона N 122-ФЗ.
В данном случае арбитражным судом первой инстанции обоснованно указано, что заявитель избрал надлежащий способ защиты нарушенного права.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем основания для отмены решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 02.02.2011 по делу N А41-29711/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29711/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Московской области
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: Администрация Красногорского муниципального района МО, ЗАО "ИСК" "Новое Строительство", НП "Русская гильдия Антикваров", ООО "ОблТоргУниверсал", ООО "Первый полиграфический комбинат", ООО "Региональная финансово-строительная компания", ООО "Терминал Девелопмент", ООО "ЭЛВИК плюс", Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области