г. Вологда
16 июня 2011 г. |
Дело N А66-1329/2011 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Тарасовой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Любишкиной О.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверской экскаватор" Каташовой С.Е. по доверенности от 27.01.2011, Малеты С.Е. по доверенности от 25.02.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 апреля 2011 года по делу N А66-1329/2011 (судья Бачкина Е.А.),
установил
открытое акционерное общество "Тверской экскаватор" (город Тверь, ОГРН 1026900513310, ИНН 6903037669 (далее - общество, ОАО "Тверской экскаватор") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - управление) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (город Москва, ОГРН 1087746829994, ИНН 7710723134) (далее - Росимущество) о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность заявителю земельного участка площадью 330 484 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:24, расположенного по адресу: город Тверь, улица Индустриальная, дом 11, и ненаправлении в адрес заявителя проекта договора купли-продажи указанного земельного участка на условиях, определенных законодательством, а также о возложении обязанности на управление устранить допущенные нарушения прав заявителя, а именно: в 10-дневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу принять решение о предоставлении в собственность общества указанного земельного участка и в тот же срок направить в адрес ОАО "Тверской экскаватор" проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка по цене 23 316 555,03 руб., что составляет 2,5 % кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 2010 год.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 11 апреля 2011 года по делу N А66-1329/2011 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным бездействие управления, выразившееся в непринятии решения о предоставлении в собственность заявителя спорного земельного участка и не направлении в его адрес проекта договора купли - продажи земельного участка на условиях, определенных законодательством. На управление возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем принятия в десятидневный срок с даты вступления судебного акта в законную силу решение о предоставлении в собственность спорного земельного участка и в тот же срок направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка. В остальной части в удовлетворении требований обществу отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что управление не может принять решение и заключить договор купли-продажи без поручения Росимущества.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании с жалобой не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу управления - без удовлетворения.
Росимущество отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Росимущество и управление в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество обратилось в управление с заявлением от 03.11.2010 N 15-2694 о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 330 484 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:24, расположенного по адресу: город Тверь, улица Индустриальная, дом 11, предоставленного ОАО "Тверской экскаватор" в аренду, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие обществу на праве собственности, приложив к заявлению необходимый пакет документов.
Управление письмом от 07.12.10 N 198-05 просило общество предоставить дополнительные документы после получения которых, письмом от 03.02.2011 N 400-05 сообщило обществу о направлении соответствующего пакета документов в адрес Росимущества для получения поручения о принятии решения о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность.
ОАО "Тверской экскаватор", полагая, что управление проявило бездействие, обратилось в Арбитражный суд Тверской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании пункта 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень).
Исходя из анализа содержания статьи 35 ЗК РФ данный Перечень является исчерпывающим. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не спаривается ответчиками, общество при обращении в управление представило все необходимые документы, установленные Перечнем.
Ссылка управления на то, что оно не уполномочено на принятие решения о продаже (либо об отказе в приватизации) спорных земельных участков без поручения Росимущества, не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Росимущество осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже (пункт 5.4 Положения N 432);
- заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6 Положения N 432),
- принимает решение о приватизации земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности (пункт 5.39 Положения N 432).
Пунктом 4 Положения N 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.
Приказом Росимущества от 29.09.2009 N 278 утверждено положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1 Положения управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с подпунктами "б", "ж" пункта 4.8 Положения управление по поручению Росимущества осуществляет полномочия собственника по приватизации (отчуждению) федерального имущества; осуществляет в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также права на заключение договоров аренды таких участков.
Из изложенного следует, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации. Совместно с территориальными органами они образуют единую систему органов государственной власти по осуществлению полномочий в сфере управления государственным имуществом.
Следовательно, управление также правомочно принимать решения о продаже (либо об отказе в приватизации) спорных земельных участков и бездействие управления по реализации права общества на приватизацию земельных участков в соответствии с пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ является незаконным.
Как правильно указано судом первой инстанции, особенности взаимодействия Росимущества и его территориальных органов не могут препятствовать принятию решений, связанных с приватизацией находящихся в федеральной собственности земельных участков в установленные ЗК РФ сроки.
Таким образом, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования общества в части признания незаконным бездействия управления, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность заявителя спорного земельного участка и не направлении в его адрес проекта договора купли - продажи земельного участка на условиях, определенных законодательством. На управление правомерно возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка и направления в его адрес проекта договора купли-продажи земельного участка.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы управления не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 11 апреля 2011 года по делу N А66-1329/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-1329/2011
Истец: ОАО "Тверской экскаватор"
Ответчик: ГУ федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тверской области