"23" июня 2011 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" июня 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Бычковой О.И., Первухиной Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.
при участии:
от заявителя (Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска): Лебедева С.В., представителя по доверенности N 2.4-23 от 15.02.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" апреля 2011 года по делу N А33-1005/2011, принятое судьей Чурилиной Е.М.,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска (далее - инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Байкалова Юрия Николаевича (далее - предприниматель, ответчик, (ИНН 246001327850, ОГРН 304246030900132) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 апреля 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением от 05 апреля 2011 года не согласна, поскольку из определения, приведенного в пункте 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", следует, что проведение лотереи включает в себя осуществление мероприятий по подготовке лотереи, начиная с изготовления лотерейных билетов, специального оборудования и т.п., а не только проведение розыгрыша призов, в связи с чем днем проведения лотереи является 05.12.2010 согласно Порядку проведения розыгрыша, утвержденному предпринимателем 01.12.2010.
Предприниматель в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие предпринимателя.
Инспекцией заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - ответа Администрации г. Красноярска на запрос ИФНС России по Центральному району города Красноярска о направлении уведомления индивидуальным предпринимателем Байкаловым Ю.Н. о проведении розыгрыша (стимулирующей лотереи).
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства отклонено судом апелляционной инстанции, поскольку инспекция не доказала невозможность представления указанного доказательства в суд первой инстанции.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Индивидуальный предприниматель Байкалов Ю.Н. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304246030900132.
На основании поручения заместителя начальника инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Красноярска от 27.12.2010 N 1048 административным органом проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Байкаловым Ю.Н. законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
В ходе проверки должностным лицом административного органа составлен акт проверки выполнения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 27.12.2010 N 027302, акт о проверке наличных денежных средств кассы от 27.12.2010 N 027302, протокол изъятия вещей и документов от 09.09.2010, вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.12.2010, в котором зафиксировано следующее.
В рекламно-информационном еженедельнике "Шанс" N 50 от 26.12.2010 (на странице 28) указаны сведения о проводимом новогоднем розыгрыше призов от индивидуального предпринимателя Байкалова Ю.Н. (компания "Лигранд") по адресам: г. Красноярск, ул. Брянская, 282, МЕГА-склад, ул. Шахтеров 61, магазин "Армада", ул. Шахтеров 65, магазин "Континент", предлагающего с покупкой товаров на 5000 рублей получить купон для участия в розыгрыше призов. Акция проходит с 05.12.2010 по 04.02.2011. Условия акции: за каждые 5000 руб. покупки выдается 1 купон. В розыгрыше принимают участие все покупатели, совершившие покупку в фирменных отделах "Лигранд" в период с 05.12.2010 по 05.02.2011, и пришедшие на розыгрыш 05.02.2011.
Документы, подтверждающие законность проведения стимулирующей лотереи, административному органу не представлены, уведомление в уполномоченный орган о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов предпринимателем не направлялось.
Усмотрев в действиях индивидуального предпринимателя Байкалова Ю.Н. состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП, должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 28.12.2010 N 1018, в котором отражен факт проведения стимулирующей лотереи без направления в установленном порядке уведомления.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 123 Конституции Российской Федерации, статей 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Соблюдение процедуры составления и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении установлено судом первой инстанции и предпринимателем не оспаривается.
Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП, за проведение стимулирующей лотереи без представления уведомления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или в уполномоченный орган местного самоуправления о проведении стимулирующей лотереи.
Отказывая в удовлетворении заявленных инспекцией требований о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что налоговым органом не доказано событие вменяемого предпринимателю административного правонарушения, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 14.27 КоАП проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно статье 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ):
лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;
призовой фонд лотереи - совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи;
розыгрыш призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши;
проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Согласно части 3 статьи 3 Закона N 138-ФЗ лотерея в зависимости от способа формирования ее призового фонда подразделяется на:
1) лотерею, право на участие в которой связано с внесением платы, за счет которой формируется призовой фонд лотереи;
2) лотерею, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (стимулирующая лотерея).
Частью 1 статьи 7 Закона N 138-ФЗ определено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи (часть 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ).
Из содержания изложенных норм права следует, что для привлечения предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 КоАП за проведение стимулирующей лотереи без представления соответствующего уведомления необходимо доказать наличие совокупность обстоятельств, свидетельствующих о фактическом проведении стимулирующей лотереи, в том числе:
- наличие призового фонда (совокупности денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи), сформированного за счет средств организатора лотереи;
- наличие договора между организатором лотереи и участником лотереи, оформленного выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом;
- проведение организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи розыгрыша призового фонда лотереи с использованием лотерейного оборудования на основании принципа случайного определения выигрышей;
- выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи,
- отсутствие уведомления в соответствующем уполномоченном органе,
а также установить день проведения стимулирующей лотереи в целях установления факта проведения стимулирующей лотереи без соответствующего уведомления в установленный частью 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ срок.
С учетом изложенных определений "лотерея", "стимулирующая лотерея", "проведение лотереи", "розыгрыш призового фонда лотереи", положений части 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вывод суда первой инстанции о том, что днем проведения лотереи следует считать день фактического проведения лотереи ( розыгрыша призового фонда лотереи) является правильным.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.12.2010 N 1018 уведомление в уполномоченный орган о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов индивидуальным предпринимателем Байкаловым Ю.Н. не направлялось. Вместе с тем, из протокола об административном правонарушении следует, что инспекцией не устанавливался день проведения предпринимателем стимулирующей лотереи; а также факт нарушения срока представления соответствующего уведомления, установленного частью 3 статьи 7 Закона N 138-ФЗ срок ( в какой срок следовало представить и почему).
В судебном заседании инспекция ссылается на то, что днем проведения лотереи является 05.12.2010, поскольку проведение лотереи включает в себя осуществление мероприятий по подготовке лотереи, начиная с изготовления лотерейных билетов, специального оборудования и т.п., а не только проведение розыгрыша призов.
Вместе с тем, согласно Порядку проведения розыгрыша, утвержденному предпринимателем 01.12.2010 (л.д. 19), для проведения стимулирующей лотереи покупателям, совершившим покупку с 05.12.2010 по 04.02.2011 в фирменных магазинах "Лигранд" на каждые 5 000 рублей покупки выдается купон, розыгрыш призов проводится 05.02.2011. Из объявления, размещенного в рекламно-информационном еженедельнике "Шанс" (N 50 от 26.12.2010, л.д. 22-23), приказа предпринимателя от 01.12.2010 N 22 "О проведении рекламной акции" (л.д. 18), порядка проведения розыгрыша, утвержденного индивидуальным предпринимателем Байкаловым Ю.Н. (л.д. 19), уведомления о проведении розыгрыша, представленного предпринимателем в налоговую инспекцию (л.д. 20) следует, что проведение стимулирующей лотереи (новогоднего розыгрыша призов от индивидуального предпринимателя Байкалова Ю.Н. (компания "Лигранд"), назначено на 05.02.2011 по адресу: г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1, стр. 9, 3 этаж MixМax.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что днем проведения стимулирующей лотереи является 05.02.2011.
Следовательно, уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов с учетом пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ должно было быть направлено предпринимателем в соответствующий уполномоченный орган не позднее 14.01.2011.
Протокол об административном правонарушении N 1018 в отношении индивидуального предпринимателя Байкалова Ю.Н. налоговым органом составлен 28.12.2010.
Следовательно, на дату составления протокола об административном правонарушении срок исполнения обязанности по направлению в уполномоченный орган уведомления о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов у индивидуального предпринимателя Байкалова Ю.Н. не истек.
Кроме того, в материалах дела имеется уведомление о проведении стимулирующей лотереи 05.02.2011 организатором лотереи - индивидуальным предпринимателем Байкаловым Ю.Н., направленное ответчиком в налоговую инспекцию (л.д. 20), оценка которому инспекцией не дана.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что налоговая инспекция не определила и не указала в протоколе об административном правонарушении, в заявлении о привлечении к административной ответственности уполномоченный орган, в которой следовало направить соответствующее уведомление.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что инспекцией не доказано событие вменяемого предпринимателю административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.27 КоАП, в связи с чем, основания для привлечения индивидуального предпринимателя Байкалова Ю.Н. к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 КоАП отсутствуют.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривают уплату государственной пошлины по данной категории дел.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "05" апреля 2011 года по делу N А33-1005/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.А. Колесникова |
Судьи |
О.И. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1005/2011
Истец: ИФНС России по Центральному району г. Краноярска
Ответчик: Байкалов Юрий Николаевич, ИП Байкалов Юрий Николаевич