16 июня 2011 г. |
г. Вологда Дело N А66-11133/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Митрушиной Ю.Н.,
при участии от городского муниципального унитарного энергетического предприятия тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго" конкурсного управляющего Назарова П.О., от Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери Ковалевой С.А. по доверенности от 13.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу городского муниципального унитарного энергетического предприятия тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 апреля 2011 года по делу N А66-11133/2009 (судья Истомина О.Л.),
установил
городское муниципальное унитарное энергетическое предприятие тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго" (далее - ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - Департамент) о признании права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества:
1. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Центральный район, ул. Жигарева, д. 31, общей площадью 145,0 кв.м, кадастровый номер 69:40:04:00:073:0006:1/019051/37:10000/Б;
2. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Заволжский район, бульвар Молодежный, д. 3, корпус 3, общей площадью 216,8 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:068:0003:1/018963/37:10000/Б;
3. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Заволжский район, ул. Румянцева, д. 12, корпус 1, общей площадью 143,6 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:264:0017:1/018985/37:10000/Б;
4. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Заволжский район, шоссе Сахаровское, д. 12, общей площадью 142,1 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:626:0005:1/018987/37:10000/Б;
5. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Пролетарский район, ул. Строителей, д. 8, корпус 1, общей площадью 148,5 кв.м, кадастровый номер 69:40:03:00:095:0041:1/019003/37:ЮОО/А-1;
6. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Заволжский район, ул. П. Савельевой, д. 10, общей площадью 205,0 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:181:0003:1/019021/37:10000/Б;
7. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Центральный район, переулок Спортивный, д. 2, корпус 2, общей площадью 31,0 кв.м, кадастровый номер 69:40:04:00:095:0005:1/019031/37:10000/Б;
8. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Московский район, проспект Победы, д. 68, корпус 1, общей площадью 149,8 кв.м, кадастровый номер 69:40:02:00:036:0024:1/018543/37:10000/Б;
9. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Заволжский район, ул. П. Савельевой, д. 37, корпус 6, общей площадью 230,2 кв.м., кадастровый номер 69:40:01:00:033:0023:1/018553/37:10000/Б;
10. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Заволжский район, ул. П. Савельевой, д. 33, корпус 2, общей площадью 225,7 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:033:0050:1/018546/37:10000/Б;
11. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Пролетарский район, ул. Бобкова, д. 6, корпус 1, общей площадью 159,1 кв.м, кадастровый номер 69:40:03:00:055:0012:1/018615/37:10000/Б;
12. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Центральный район, ул. Коминтерна, д. 43, общей площадью 144,5 кв.м, кадастровый номер 69:40:04:00:095:0001:1/018651/37:10000/Б;
13. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Центральный район, ул. Фадеева, д. 2, общей площадью 155,9 кв.м, кадастровый номер 69:40:04:00:096:0076:1/018655/37:10000/6;
14. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Московский район, бульвар Гусева, д. 39, общей площадью 224,3 кв.м, кадастровый номер 69:40:02:00:102:0033:1/018659/37:10000/Б;
15. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Пролетарский район, проспект Ленина, д. 2, общей площадью 142,6 кв.м, кадастровый номер 69:40:03:00:021:0002:1/018673/37:10000/6;
16. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Заволжский район, ул. Дачная, д. 71, общей площадью 187,6 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:167:0009:1/018675/37:10000/Б;
17. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Московский район, проспект Победы, д. 65, общей площадью 145,1 кв.м, кадастровый номер 69:40:02:00:027:0021:1/018700/37:10000/Б;
18. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Заволжский район, ул. Артюхиной, д. 24, корпус 1, общей площадью 211,7 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:033:0027:1/018781/37:10000/5;
19. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Московский район, ул. Склизкова, д. 70, корпус 2, общей площадью 150,1 кв.м, кадастровый номер 69:40:02:00:041:0005:1/018784/37:10000/Б;
20. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Центральный район, ул. Коробкова, д. 12, общей площадью 229,0 кв.м, кадастровый номер 69:40:04:00:082:0011:1/018799/37:10000/Б;
21. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Пролетарский район, ул. Громова, д. 6, общей площадью 277,5 кв.м, кадастровый номер 69:40:03:00:347:0006:1/018806/37:10000/Б;
22. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Пролетарский район, ул. Ржевская, д. 14, общей площадью 138,3 кв.м, кадастровый номер 69:40:03:00:059:0008:1/018826/37:10000/Б;
23. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Центральный район, ул. Ерофеева, д. 7, корпус 1, общей площадью 214,8 кв.м, кадастровый номер 69:40:04:00:087:0025:1/018832/37:10000/6;
24. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Центральный район, ул. Жигарева, д. 33, общей площадью 144,5 кв.м, кадастровый номер 69:40:04:00:073:0011:1/018875/37:10000/Б.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению имуществом Тверской области (далее - Комитет), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области (далее - Территориальное управление), открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2").
Определением суда от 15 декабря 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Тверские коммунальные системы" (далее - ОАО "ТКС").
Определением суда от 29 апреля 2010 года производство по делу приостановлено до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-11198/2009.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 сентября 2010 года решение Арбитражного суда Тверской области от 27 апреля 2010 года по делу N А66-11198/2009 оставлено без изменения.
Определением суда от 13 декабря 2010 года производство по настоящему делу возобновлено.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 04 апреля 2011 года исковые требования удовлетворены частично. За ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" признано право хозяйственного ведения на объекты недвижимости:
1. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Заволжский район, шоссе Сахаровское, д. 12, общей площадью 142,1 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:626:0005:1/018987/37:10000/Б;
2. Центральный тепловой пункт, расположенный по адресу: г. Тверь, Заволжский район, ул. П. Савельевой, д. 10, общей площадью 205,0 кв.м, кадастровый номер 69:40:01:00:181:0003:1/019021/37:10000/Б.
В остальной части в удовлетворении иска отказано С Департамента в пользу ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" взысканы 4000 руб. расходов по государственной пошлине.
ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" с решением не согласилось в части отказа в признании права хозяйственного ведения на 22 объекта недвижимости и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит его в указанной части отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что сделка по прекращению права хозяйственного ведения предприятия имуществом, оформленная распоряжением от 19.01.1998 N 21, является ничтожной. Материалами дела подтверждается, что истец открыто и добросовестно владел и пользовался спорными центральными тепловыми пунктами в целях осуществления своей уставной деятельности при отсутствии возражений со стороны ответчика и других лиц. В судебном заседании представитель истца доводы жалобы поддержал.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу и представитель в судебном заседании против доводов жалобы возражали.
Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, отзывы на жалобу не представили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 06 декабря 2004 года по делу N А66-1603/2004 ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. На момент рассмотрения настоящего спора конкурсное производство в отношении ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" не завершено.
После проведенной конкурсным управляющим инвентаризации установлено, что спорные объекты недвижимости - центральные тепловые пункты (далее - ЦТП) находятся на балансовом учете ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго".
Полагая, что указанные объекты находятся в хозяйственном ведении истца, которое оспаривается ответчиком, и, по мнению истца, не прекращено, а также ввиду отсутствия регистрационных документов на указанные объекты, ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования истца частично обоснованными в отношении двух объектов.
Апелляционный суд не может не согласиться с обжалуемым судебным актом ввиду следующего.
Как установлено решением Арбитражного суда Тверской области по делу от 27 апреля 2010 года N А66-11198/2009, на основании приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) решением Малого совета Тверского городского Совета народных депутатов от 16.06.1992 N 146 утвержден Перечень объектов, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность города Твери. В числе указанных объектов к передаче в муниципальную собственность города Твери предложено предприятие тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго" (170033, г. Тверь, ул. Склизкова, д. 48) с остаточной стоимостью имущества 12 000 руб. и отдельной позицией "ЦТП (центр тепловых пунктов) 91 единица" стоимостью 4 500 000 руб.
Решением Малого совета Тверского областного Совета народных депутатов от 03.09.1992 N 111 на основании "Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, утверждены представленные Перечни объектов муниципальной собственности городов и районов в редакции, приложенной к данному решению. В числе представленных перечней этим решением утвержден перечень объектов муниципальной собственности города Твери, в соответствие с которым в муниципальную собственность города Твери подлежало передаче предприятие тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго". ЦТП (центр тепловых пунктов) 91 единица стоимостью 4 500 000 руб. в перечень не включены.
Тверское муниципальное энергетическое предприятие тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго" (в настоящее время - ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго") создано 28 октября 1993 года на основании протокола конференции трудового коллектива предприятия "Тверьгортеплоэнерго" от 04.09.1993 N 1, распоряжения Комитета по управлению имуществом города Твери от 06.10.1993 N 334, как учредителя данного юридического лица.
ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" зарегистрировано постановлением главы администрации города Твери от 28.10.1993 N 1054. В соответствии с пунктом 2 распоряжения Комитета по управлению имуществом города Твери от 06.10.1993 N 334, пункта 5.1 устава ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" предприятие наделяется имуществом на сумму 305 332 000 руб. Акт передачи собственником имущества данному предприятию в хозяйственное ведение отсутствует. Согласно представленному акту оценки стоимости имущества по состоянию на 01.07.1993 стоимость имущества Калининского городского энергетического предприятия "Калинингортеплоэнерго" составила 305 332 000 руб., в том числе основных средств 298 956 000 руб. Пообъектный состав имущества "Калинингортеплоэнерго" в материалы дела не представлен.
Комитет и ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" (предприятие) 02 февраля 1998 года заключили договор о закреплении за истцом муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Согласно пункту 1.2 данного договора Комитет закрепляет за предприятием на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, определяет источники формирования данного имущества. Имущество, закрепляемое за предприятием, указано в прилагаемом перечне имущества (приложение N 1), отражается на балансе предприятия по состоянию на 01.01.1998 и учитывается в реестре муниципальной собственности Комитета. При этом приложение N 1 к данному договору составлено сторонами не было. Баланс по состоянию на 01.01.1998 не представлен. В материалы дела истцом представлена инвентаризационная опись основных средств на 01.01.1998. В инвентаризационную опись включено имущество на сумму 97 381 994 242 руб., в том числе спорные ЦТП.
Позднее, 19 января 1998 года Комитетом по управлению имуществом города Твери принято распоряжение N 21 "Об изъятии из хозяйственного ведения муниципального имущества". В перечень имущества, являющийся приложением к данному распоряжению, включены спорные ЦТП. Согласно актам приема-передачи основных средств от 22 января 1998 года ЦТП переданы истцом в муниципальную казну.
Далее Комитетом по управлению имуществом города Твери и ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" 02 февраля 1998 года на основании распоряжения от 19.01.1998 N 21 заключен договор N 37-а о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества. В перечень передаваемого истцу в безвозмездное пользование имущества включены спорные 24 ЦТП.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Твери от 06.05.2000 N 354 "О передаче муниципального имущества" принято решение о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" с исключением соответствующего имущества из договора от 02 февраля 1998 года N 37-а. В перечень имущества (приложение к распоряжению N 354) включены спорные ЦТП.
Дополнительным соглашением от 01 июня 2000 года в договор N 37-а о передаче в безвозмездное пользование муниципальное имущества внесены изменения. В частности, из договора стороны договорились исключить спорные ЦТП. Пунктом 2 дополнительного соглашения установлено, что настоящее соглашение вступает в силу с момента подписания сторонами актов приема-передачи имущества. Акты приема-передачи, с которыми стороны связали вступление в силу дополнительного соглашения, стороны не составили.
Дополнительным соглашением от 20 августа 2003 года стороны расторгли договор N 37-а о передаче в безвозмездное пользование муниципального имущества.
На основании распоряжения Комитета от 29.08.2003 N 791/1 "О передаче в аренду ОАО "ТКС" муниципального имущества, используемого МУП "Тверьгортеплоэнерго" подлежало передаче в аренду, в том числе: имущество как находящееся в безвозмездном пользовании ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго", так и имущество, находящееся в хозяйственном ведении.
ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" (арендодатель) и ОАО "ТКС" (арендатор) 29 августа 2003 года заключили договор аренды N 2, согласованный Комитетом, в соответствии с пунктами 1.2, 1.3 которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату имущество, перечни которого определяются в приложениях N 1, 2, 3. В числе объектов, указанных в приложении N 2 к договору аренды, указаны спорные ЦТП. По актам приема-передачи основных средств от 01 сентября 2003 года спорные ЦТП переданы в аренду ОАО "ТКС".
В дальнейшем аналогичные договоры заключены 14 февраля 2005 года, 01 июля 2006 года и на момент рассмотрения настоящего спора ЦТП находятся в фактическом пользовании ОАО "ТГК N 2".
Право хозяйственного ведения на спорные ЦТП в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Проанализировав в совокупности собранные по делу доказательства, заслушав доводы, пояснения, возражения представителей лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истцом не представлено доказательств владения спорными ЦТП на момент разграничения уровней собственности в порядке, установленном Постановлением N 3020-1.
Во-первых, в связи с тем, что ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" создано после принятия указанного постановления, так как зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением главы администрации города Твери от 28.10.1993 N 1054. При этом устав предприятия не содержит сведений о наличии у него правопредшественников.
Во-вторых, решением Малого совета Тверского городского Совета народных депутатов от 16.06.1992 N 146 утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче в муниципальную собственность, с который включены предприятие тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго" с остаточной стоимостью имущества 12 000 руб. и отдельной позицией "ЦТП (центр тепловых пунктов) 91 единица" стоимостью 4 500 000 руб.
Из материалов дела не следует, что ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" является правопреемником предприятия тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго", а кроме того, стоимость имущества последнего не позволяет предполагать, что в его состав входят спорные ЦТП. Факта передачи истцу на праве хозяйственного ведения имущества из раздела приложения "ЦТП (центр тепловых пунктов) 91 единица" также не представлено.
Истец в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе ссылается на неправомерное изъятие спорных ЦТП из хозяйственного ведения ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго", а сделку по изъятию имущества считает недействительной. Данному доводу судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Как правильно указал суд первой инстанции, неправомерно могло быть изъято собственником из хозяйственного ведения предприятия имущество, которое когда-то было передано ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" в установленном порядке в хозяйственное ведение. Доказательств передачи спорных ЦТП в хозяйственное ведение до его изъятия истец не представил.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тверской области от 19 мая 2009 года по делу N А66-1599/2008 договор от 02 февраля 1998 года о закреплении имущества за ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" на праве хозяйственного ведения признан незаключенным в силу положений статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку сторонами не согласован предмет данного договора.
Анализ данных баланса ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго", его устава и инвентаризационной описи свидетельствует о явном несоответствии стоимости, а, следовательно, и пообъектного состава имущества ГМУЭП ТС "Тверьгортеплоэнерго" фактическим обстоятельствам владения имуществом как по состоянию на 1998 год, так и в настоящее время. В процессе рассмотрения спора установлено, что отдельные ЦТП включены в инвентаризационную опись по состоянию на 01.01.1998, в то время как они на указанную дату находились в фактическом ведении акционерных обществ.
Факт передачи истцу в хозяйственное ведение 22 ЦТП до 02 февраля 1998 года документально не подтвержден.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что доводы подателя жалобы являются несостоятельными. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Судом правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 04 апреля 2011 года по делу N А66-11133/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу городского муниципального унитарного энергетического предприятия тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-11133/2009
Истец: Государственное муниципальное унитарное энергетическое предприятие тепловых сетей "Тверьгортеплоэнерго"
Ответчик: Департамент управления имуществом и земельныим ресурсами города Твери
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Тверской области, ОАО "Тверские коммунальные сети, ОАО "Территориальная генерирующая компания N2", Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тверской области
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3321/11