г. Пермь |
|
22 июня 2010 г. |
Дело N А50-27103/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Паньковой Г.Л., Усцова Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Андреевской Е.И.,
при участии:
от истца Администрации Большебукорского сельского поселения: Паршакова А.В. (паспорт, доверенность от 15.06.2011);
от ответчика ТУФАУГИ в Пермском крае: Обухова Т.А. (паспорт, доверенность N 06 от 21.03.2011);
от третьих лиц УФРС по Пермскому краю, ООО "Газпром трансгаз Чайковский" (ОГРН 1025902030780, ИНН 5920000593): представители не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 06 апреля 2011 года
по делу N А50-27103/2010,
принятое судьей Теслевой Н.В.
по иску Администрации Большебукорского сельского поселения
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, ООО "Газпром трансгаз Чайковский"
о признании права собственности,
установил:
Администрация Большебукорского сельского поселения (истец) обратилась в арбитражный суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (далее ТУФАУГИ в Пермском крае, ответчик) о признании права собственности муниципального образования "Большебукорское сельское поселение" на объекты недвижимого имущества: общежитие на 24 места, расположенное по адресу: Пермский край, Чайковский район, с. Б.Букор, ул. Победы, д. 10; внеплощадочный газопровод протяженностью 1,4 км, расположенный по адресу: Пермский край, Чайковский район, с. Б.Букор, на основании статей 218, 582 ГК РФ, ст. 154 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л. д. 4-7).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее УФРС по Пермскому краю) (определение от 13 января 2011 года, л. д. 1-2), Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (далее ООО "Газпром трансгаз Чайковский") (определение от 03 марта 2011 года, л. д. 108).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 06 апреля 2011 года исковые требования удовлетворены.
Решение суда от 06 апреля 2001 года обжаловано ответчиком в апелляционном порядке. По мнению ответчика, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 спорные объекты являются федеральной собственностью и включены в реестр федеральной собственности. ООО "Газпром трансгаз Чайковский" собственником имущества не являлось и не имело права им распоряжаться. Кроме того, ответчик считает, что договор пожертвования недвижимого имущества в отсутствие его государственной регистрации является незаключенным. Ответчик просит решение от 06 апреля 2011 года отменить в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.
Истец против доводов апелляционной жалобы возражает, считает, что является собственником спорного имущества на основании договора пожертвования в соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ. Указывает, что ответчик произвел государственную регистрацию права федеральной собственности на это имущество для последующей передачи истцу. Просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо УФРС по Пермскому краю в письменном отзыве указывает, что в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеется запись о праве собственности Российской Федерации на спорные объекты, внесенная 12 ноября 2009 года. По мнению третьего лица, распоряжение ТУФАУГИ по Пермскому краю от 17 июля 2009 года N 997-р об исключении объектов из реестра федерального имущества не является распорядительным актом о передаче их в собственность муниципального образования.
Третье лицо ООО "Газпром трансгаз Чайковский" явку представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 08 апреля 2004 года распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1448-р в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 года N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" установлено считать прилагаемый перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в пользовании ОАО "Газпром" и его дочерних обществ и подлежащих передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, неотъемлемой частью сводного плана приватизации предприятий Единой системы газоснабжения и активов Государственного газового концерна "Газпром", утвержденного распоряжением Госкомимущества России от 15 февраля 1994 года N 341-р. ОАО "Газпром" и его дочерним обществам предписано в установленном порядке осуществить передачу объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, указанных в приложении к распоряжению, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (л. д. 20).
В перечень подлежащих передаче объектов вошли, в том числе, общежитие на 24 места, расположенное по адресу: Пермский край, Чайковский район, с. Б.Букор, ул. Победы, д. 10; внеплощадочный газопровод, расположенный по адресу: Пермский край, Чайковский район, с. Б.Букор (л. д. 21).
25 ноября 2008 года ООО "Газпром трансгаз Чайковский" (общество) и муниципальным образованием "Большебукорское сельское поселение" (муниципальное образование) подписан договор пожертвования (л. д. 10-11).
В соответствии с пунктом 1.1 названного договора в целях выполнения распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08 апреля 2004 года N 1448-р "О передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, подлежащих передаче ОАО "Газпром" и его дочерними обществами в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", а также развития и повышения надежности функционирования объектов коммунального хозяйства муниципального образования, общество безвозмездно передает муниципальному образованию общежитие на 24 места, расположенное по адресу: Пермский край, Чайковский район, с. Б.Букор, ул. Победы, д. 10; внеплощадочный газопровод, расположенный по адресу: Пермский край, Чайковский район, с. Б.Букор (л. д. 10-11).
25 ноября 2008 года сторонами подписан акт приема-передачи названного имущества (л. д. 12).
30 апреля 2009 года распоряжением ТУФАУГИ по Пермскому краю N 624-р в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" отделу учета федерального имущества и информационно-аналитического обеспечения предписано в установленном порядке включить в реестр федерального имущества объекты недвижимости, в том числе общежитие общей площадью 302,9 кв. м., расположенное по адресу: Пермский край, Чайковский район, с. Б.Букор, ул. Победы, д. 10; внеплощадочный газопровод протяженностью 1,4 км, расположенный по адресу: Пермский край, Чайковский район, с. Б.Букор (л. д. 13).
17 июля 2009 года распоряжением ТУФАУГИ по Пермскому краю N 997-р на основании распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1448-р, акта приема-передачи имущества от 25 ноября 2008 года отделу учета федерального имущества и информационно-аналитического обеспечения предписано в установленном порядке исключить из реестра федерального имущества объекты недвижимости, в том числе общежитие общей площадью 302,9 кв. м., расположенное по адресу: Пермский край, Чайковский район, с. Б.Букор, ул. Победы, д. 10; внеплощадочный газопровод протяженностью 1,4 км, расположенный по адресу: Пермский край, Чайковский район, с. Б.Букор (л. д. 23).
12 ноября 2009 года на основании распоряжения ТУФАУГИ по Пермскому краю от 30 апреля 2009 года N 624-р произведена государственная регистрация права федеральной собственности на названные объекты недвижимости (свидетельства о государственной регистрации права от 12 ноября 2009 года, л. д. 14-15).
26 апреля 2010 года Администрация Большебукорского сельского поселения обратилась в УФРС по Пермскому краю с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на названные объекты (л. д. 16-17).
23 июня 2010 года Администрации Большебукорского сельского поселения отказано в государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации прав, а именно распорядительного акта, свидетельствующего о принятии решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, принятого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, то есть ТУФАУГИ по Пермскому краю (л. д. 16-17).
Полагая, что у Администрации Большебукорского сельского поселения возникло право собственности на спорные объекты недвижимости на основании договора пожертвования от 25 ноября 2008 года, истец обрался в арбитражный суд с иском к ТУФАУГИ по Пермскому краю о признании права муниципальной собственности муниципального образования "Большебукорское сельское поселение" на основании статей 218, 582 ГК РФ, ст. 154 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (л. д. 4-7).
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется предусмотренными в ней способами, а также иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Таким образом, обращаясь в суд с иском о признании права собственности истец должен доказать наличие оснований возникновения у него права собственности.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта возникновения у него права собственности на спорные объекты на основании распоряжения ТУФАУГИ по Пермскому краю N 997-р от 17 июля 2009 года, договора пожертвования и акта приема-передачи от 25 ноября 2008 года.
При этом судом первой инстанции не было учтено следующего.
Основания приобретения права собственности предусмотрены статьей 218 ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В обоснование возникновения права муниципальной собственности на спорное имущество истец ссылается на заключение с ООО "Газпром трансгаз Чайковский" договора пожертвования, по которому последнее передало муниципальному образованию "Большебукорское сельское поселение" спорное имущество (л. д. 10-12).
Как разъяснено в п. 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Доказательств государственной регистрации перехода права собственности на спорные объекты недвижимости по договору пожертвования от 25 ноября 2008 года истцом не представлено. Таким образом, оснований для удовлетворения иска о признании права собственности у суда первой инстанции не имелось.
Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2 раздела IV Приложения N 1 к названному Постановлению Верховного Совета Российской Федерации предприятия топливно-энергетического комплекса относятся исключительно к федеральной собственности.
В силу ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику.
Сведений о том, что на момент подписания 25 ноября 2008 года договора пожертвования ООО "Газпром трансгаз Чайковский" являлось собственником спорного имущества, суду не представлено (ст. 65 АПК РФ), оснований для признания этого лица уполномоченным на распоряжение федеральной собственностью, также не имеется.
Абзацами 5 - 8 п. 11 ст. 154 ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации осуществляется в следующем порядке.
Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (абзац 20 п. 11 названной статьи).
Таким образом, для передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную требовалось решение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, то есть в данном случае ТУФАУГИ по Пермскому краю.
Доказательств того, что такое решение было принято, в материалы дела не представлено (ст. 65 АПК РФ).
Распоряжение ТУФАУГИ по Пермскому краю об исключении спорного имущества из реестра федерального имущества в отсутствие самого решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную не свидетельствует о соблюдении названного порядка (л. д. 23).
Факт передачи ООО "Газпром трансгаз Чайковский", не являющимся собственником, спорного имущества по акту приема-передачи от 25 ноября 2008 года также не свидетельствует о соблюдении порядка передачи.
При таких обстоятельствах, решение суда от 06 апреля 2011 года подлежит отмене в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), исковые требования Администрации Большебукорского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на спорные объекты недвижимости удовлетворению не подлежат.
Государственная пошлина по иску и апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на истца, Администрацию Большебукорского сельского поселения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268 - 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Пермского края от 06 апреля 2011 года по делу N А50-27103/2010 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа "www.fasuo.arbitr.ru".
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Г.Л. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-27103/2010
Истец: Администрация Большебукорского сельского поселения, Администрация Большебукорского сельского поселения Чайковского муниципального района Пермского края
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по ПК
Третье лицо: ООО "Газпром трансгаз Чайковский", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскоиу краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4767/11