г. Вологда
22 июня 2011 г. |
Дело N А13-423/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Чельцовой Н.С., судей Журавлева А.В., Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "КоммуналСтрой" конкурсного управляющего Куренкова С.В., Золотова А.Ю. по доверенности от 11.01.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 марта 2011 года по делу N А13-423/2011 (судья Борисова Ю.А.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "КоммуналСтрой" (ОГРН 1073537000745; ИНН 3527013635; Вологодская обл., г. Сокол) (далее - ООО "КоммуналСтрой", общество) в лице конкурсного управляющего Куренкова Сергея Викторовича обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Департаменту финансов Вологодской области (г. Вологда) (далее - Департамент финансов) о признании несоответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации и незаконными действий по отказу в принятии на исполнение и возврату исполнительного листа серии АС N 000921875, с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального учреждения "Управляющая компания" в лице ликвидационной комиссии (ИНН 3527010514; Вологодская обл., г. Сокол) (далее - МУ "Управляющая компания"), Финансового управления Сокольского муниципального района (Вологодская обл., г. Сокол) (далее - Финансовое управление).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 29 марта 2011 года требования общества удовлетворены: признаны не соответствующими пункту 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и незаконными действия Департамента финансов по отказу в принятии на исполнение и возврату исполнительного листа серии АС N 000921875; на Департамент финансов возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия к исполнению в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу названного исполнительного листа.
Департамент финансов с данным судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 марта 2011 года отменить, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
ООО "КоммуналСтрой" в отзыве отклонило доводы и требования, приведенные в жалобе, просило оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Финансовое управление в отзыве просило в удовлетворении жалобы отказать.
МУ "Управляющая компания" отзыв не представило.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители общества поддержали доводы и требования, приведенные в своем отзыве.
Департамент финансов, Финансовое управление, МУ "Управляющая компания" надлежащим образом извещены о времени и месте заседания, своих представителей в суд не направили, Финансовое управление ходатайствовало о рассмотрении жалобы без его участия. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании решения Арбитражного суда Вологодской области от 04 сентября 2009 года по делу N А13-5139/2009 о взыскании с МУ "Управляющая компания", а при недостаточности денежных средств с Сокольского муниципального района за счет казны Сокольского муниципального района, в пользу ООО "КоммуналСтрой" 1 498 087 руб. 91 коп. задолженности, выдан исполнительный лист серии АС N 000921875.
Общество письмами от 29.11.2010 N 15/Кк/2 и от 08.12.2010 б/н обращалось в ликвидационную комиссию МУ "Управляющая компания" с просьбой предоставить информацию о возможности удовлетворения его требований либо отказе в их удовлетворении, исполнив, таким образом, необходимое для предъявления соответствующего требования к субсидиарному должнику (Сокольскому муниципальному району) условие.
В ответ на обращения общества МУ "Управляющая компания" в письме от 29.12.2010 N 39 указала, что решением муниципального собрания Сокольского муниципального района от 18.12.2008 МУ "Управляющая компания" ликвидируется; требования общества включены в реестр требований кредиторов в состав четвертой очереди; на данный момент происходит удовлетворение кредиторов первой и второй очереди, погасить требования четвертой очереди не представляется возможным.
С учетом этого ООО "КоммуналСтрой" направило вышеназванный исполнительный лист в Департамент финансов. В письме от 11.01.2011 N 36/Кк пояснило, что поскольку основной должник отказался удовлетворить требования общества, исполнительный лист может быть предъявлен лицу, несущему субсидиарную ответственность (Сокольскому муниципальному району за счет казны Сокольского муниципального района). Ссылаясь на пункт 9 статьи 242.5 БК РФ, указало, что органом, в котором главному распорядителю средств бюджета Сокольского муниципального района открыт лицевой счет как получателю средств местного бюджета является Отдел управления областного казначейства по г. Соколу Департамента финансов Вологодской области (далее - Отдел).
Департамент финансов письмом от 12.01.2011 N 18-09/97 возвратил исполнительный лист без исполнения, предложив направить его на исполнение в Финансовое управление Сокольского муниципального района. В письме также сообщило, что в силу пункта 2 Положения о порядке открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей и получателей средств бюджета Сокольского муниципального района, утвержденного приказом Финансового управления Сокольского муниципального района от 14.12.2007 N 95, лицевые счета главным распорядителям и получателям средств бюджета открываются Финансовым управлением Сокольского муниципального района, которым в соответствии с постановлением администрации Сокольского муниципального района от 24.12.2009 N 2204 осуществляется организация работы по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам бюджетных учреждений.
Не согласившись с действиями Департамента финансов, выразившимися в отказе в принятии на исполнение и возврате исполнительного листа, общество обратилось в суд с заявлением о признании их незаконными и возложении на ответчика обязанности принять этот исполнительный лист к исполнению.
Судом первой инстанции требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Апелляционная коллегия находит данный судебный акт законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Закона, в порядке, установленном настоящим Законом и иными федеральными законами.
На основании статьи 8 данного Закона исполнительный документ о взыскании денежных средств может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
В соответствии со статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учреждением признается организация, созданная собственником имущества для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
В силу статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам только при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
Порядок представления требования о взыскании долга с учреждения и собственника его имущества в порядке субсидиарной ответственности предусматривает первоначальное обращение за взысканием за счет находящихся в распоряжении учреждения денежных средств, а в случае их недостаточности - за счет имущества субсидиарного должника. При этом в силу статьи 399 ГК РФ субсидиарная ответственность является дополнительной и не отменяет ответственности основного должника перед взыскателем.
В рассматриваемой ситуации на обращение ООО "КоммуналСтрой" об исполнении/отказе в исполнении исполнительного листа МУ "Управляющая компания" (основной должник) в письме от 29.12.2010 N 39 указало на невозможность удовлетворениям требований общества.
Факт недостаточности денежных средств у основного должника следует лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В пункте 2 статьи 1 Закона N 229-ФЗ определено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) следует, что иммунитет бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением приведенных в данной статье случаев, в порядке главы 24.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 9 статьи 242.5 БК РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В апелляционной жалобе Департамент финансов указывает, что Финансовое управление является структурным подразделением администрации Сокольского муниципального района.
Из письма Департамента финансов от 12.01.2011 N 18-09/97 следует, что департамент финансов через отделы казначейства в муниципальных образованиях области осуществляет учет операций на лицевых счетах получателей средств бюджета Сокольского муниципального района, в том числе регистрацию открытых Финансовым управлением лицевых счетов в Книге регистрации лицевых счетов.
В справке от 28.01.2011 Отдел управления областного казначейства по г. Соколу (долее - Отдел) сообщил, что Финансовому управлению открыт лицевой счет получателя средств бюджета Сокольского муниципального района N 280012801 (л.д. 47).
Согласно пункту 1.1 Положения об Отделе, утвержденного приказом Департамента финансов от 20.07.2010 N 533, Отдел управления областного казначейства по городу Соколу является структурным подразделением управления областного казначейства департамента финансов Вологодской области.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Департаменте финансов, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 31.05.2010 N 624, также закреплено, что отделы являются структурными подразделениями Департамента финансов.
На основании пунктов 3.6.9, 3.6.10, 3.6.21 этого Положения Департамент финансов осуществляет открытие и ведение лицевых счетов; осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств; ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Департамента финансов не было правовых оснований для отказа в принятии исполнительного листа на исполнение и возврата такого листа без исполнения. Данный исполнительный лист обоснованно направлен обществом в Департамент финансов. При этом о наличии оснований для возврата взыскателю документа, поступившего на исполнение, предусмотренных пунктом 3 статьи 242.1 БК РФ, орган казначейства не указывал и в апелляционной жалобе Департамент финансов на это не указывает.
Ссылка подателя жалобы на то, что лицевой счет Финансового управления открыт не Отделом противоречит имеющейся в деле справке Отдела от 28.01.2011. Каких-либо иных доказательств, опровергающих данный факт, Департаментом финансов в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено. Факт того, что Финансовое управление наделено полномочиями на открытие лицевых счетов, не свидетельствует об открытии его счета именно данным органом.
При таких обстоятельствах указание подателем жалобы при принятии судом решения на нарушение норм статьи 220.1 БК РФ является ошибочным.
Обязанность по устранению допущенных нарушений прав общества возложена на Департамент финансов в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы и обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку.
Каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены или изменения судебного акта, не установлено.
Поскольку Департамент финансов в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, госпошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29 марта 2011 года по делу N А13-423/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Чельцова |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-423/2011
Истец: ООО "КоммуналСтрой", ООО "КоммуналСтрой" в лице конкурсного управляющего Куренкова Сергея Викторовича
Ответчик: Департамент финансов Вологодской области
Третье лицо: МУ "Управляющая компания" в лице ликвидационной комиссии, Финансовое управление Сокольского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3073/11