г. Санкт-Петербург
27 июня 2011 г. |
Дело N А56-58729/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Мельниковой Н.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Андреенковой К.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4557/2011) администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2011 по делу N А56-58729/2010 (судья Савина Е.В.), принятое
по заявлению ИП Бородулина Вадима Валентиновича
к администрации МО "Выборгский район" Ленинградской области
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: представителя Антонович В.В. (доверенность от 16.07.2010 N 47БА0537225)
от ответчика: представителя Денисова В.В. (доверенность от 12.01.2011 N 103)
установил:
Индивидуальный предприниматель Бородулин Вадим Валентинович (далее - ИП Бородулин В.В., Предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к администрации муниципального образования Выборгский муниципальный район Ленинградской области (далее - Администрация, ответчик) о признании бездействия Администрации по вопросу предоставления заявителю в собственность за плату земельного участка площадью 588 кв.м, кадастровый номер 47:01:01-07-003:0059, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, МО "Выборгское городское поселение", ул. Мира, д. 5, незаконным. Предприниматель просил обязать Администрацию принять решение о предоставлении ИП Бородулину В.В., 03.01.1970 года рождения, пол мужской, место рождения г. Тосно Ленинградской области, гражданину РФ, паспорт 41 02 913770, выдан ОВД Тосненского района Ленинградской области (код подразделения 472-019) 11.02.2003, проживающему по адресу: Ленинградская область, г. Тосно, ул. Гоголя, д. 5, земельного участка площадью 588 кв.м, кадастровый номер 47:01:01-07-003:0059, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, МО "Выборгское городское поселение", ул. Мира, д. 5, в собственность за плату в размере, составляющем 2,5 % кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.01.2011 признано бездействие администрации муниципального образования Выборгский муниципальный район Ленинградской области по вопросу предоставления ИП Бородулину В.В. в собственность за плату земельного участка площадью 588 кв.м, кадастровый номер 47:01:01-07-003:0059, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, МО "Выборгское городское поселение", ул. Мира, д. 5, незаконным. Суд обязал администрацию муниципального образования Выборгский муниципальный район Ленинградской области принять решение о предоставлении ИП Бородулину В.В., 03.01.1970 года рождения, пол мужской, место рождения г. Тосно Ленинградской области, гражданину РФ, паспорт 41 02 913770, выдан ОВД Тосненского района Ленинградской области (код подразделения 472-019) 11.02.2003, проживающему по адресу: Ленинградская область, г. Тосно, ул. Гоголя, д. 5, земельного участка площадью 588 кв.м, кадастровый номер 47:01:01-07-003:0059, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, МО "Выборгское городское поселение", ул. Мира, д. 5, в собственность за плату в размере, составляющем 2,5 % кадастровой стоимости указанного земельного участка. Также с Администрации в пользу Предпринимателя взыскано 4 000 руб. расходов по государственной пошлине.
На данное решение администрацией МО "Выборгский район" Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просил решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы Администрация указала, что решение вынесено при неправильном применении норм материального права, неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к принятию неправильного решения. Податель жалобы также отметил, что кадастровый паспорт истцом не представлен, имеется лишь кадастровая выписка о земельном участке, из которой явствует, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. По мнению подателя жалобы, указание судом на обязанность Администрации предоставить в собственность земельный участок за плату в размере, составляющем 2,5% кадастровой стоимости указанного земельного участка, не основано на законе.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу, указав на несостоятельность доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
При исследовании материалов дела суд первой инстанции установил, что на основании договора купли-продажи от 03.09.2008 недвижимого имущества в пользу третьего лица ИП Бородулин В.В. является собственником нежилого двухэтажного здания, общей площадью 482,3 кв.м, инв. N 41:417:002:000000870, лит. А, расположенного по адресу: Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, ул. Мира, д. 5, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.11.2008 78-AГ 769737. Земельный участок, на котором расположено указанное здание, имеет площадь 588 кв.м, относится к категории земель населенных пунктов, кадастровый номер 47:01:01-07-003:0059.
Заявитель обратился в Администрацию с заявлением от 16.06.2010 о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность за плату. К заявлению приложены документы, перечень которых установлен приказом Минэкономразвития России от 30.11.2007 N 370. Однако в установленном порядке Администрация не приняла решение о предоставлении заявителю указанного земельного участка в собственность за плату.
Указанное бездействие Администрации, по мнению заявителя, нарушает его законное право на приобретение земельного участка в собственность, а так как здание используется ИП Бородулиным В.В. для ведения предпринимательской деятельности, такое бездействие нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности. Заявитель полагает, что данное бездействие Администрации является незаконным.
Суд в результате рассмотрения требований Предпринимателя пришел к выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Оценив доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, выступлениях присутствовавших в заседании представителей сторон, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 28, 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, представленными доказательствами.
Апелляционный суд полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что распоряжение этим земельным участком осуществляется Администрацией, и принятие решения о предоставлении такого земельного участка в собственность заявителю за плату относится к компетенции Администрации.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Положение), утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области от 27.01.2006 N 37, установлен порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц и принятия муниципальных правовых актов на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области при предоставлении земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области является Администрация.
Препятствий, предусмотренных пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления спорного земельного участка в собственность также не имелось, поэтому у Администрации не было оснований и для отказа в предоставлении его в собственность ИП Бородулину В.В.
Как правомерно указано судом первой инстанции, выкупная цена земельного участка устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численностью менее трех миллионов человек. Пунктом 2 постановления правительства Ленинградской области от 11.12.2007 N 310 "О регулировании отдельных вопросов приобретения прав на земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" установлено, что цена в данном случае равна 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
Таким образом, изложенные Администрацией в апелляционной жалобе доводы отклоняются как несоответствующие фактическим обстоятельствам и не отвечающие правоприменительной практике, в том числе относительно вопроса определения цены земельного участка. Суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам Администрации при рассмотрении спора и объективно их отклонил.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд обоснованно и законно удовлетворил требования заявителя.
Учитывая, что нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 января 2011 по делу N А56-58729/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58729/2010
Истец: ИП Бородулин Вадим Валентинович
Ответчик: Администрация муниципалоьного образования Выборгский муниципальный район Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4557/11