г. Москва |
Дело N А40-105667/10-17-578 |
24.06.2011 г. |
N 09АП-13252/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.06.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.06.2011.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей:
Попова В.И., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Титаренковым В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 3 апелляционную жалобу
ФНС России
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2011 по делу N А40-105667/10-17-578 судьи Поляковой А.Б.
по заявлению ФНС России (ОГРН 1047707030513, 127381, г. Москва, ул. Неглинная, дом. 23)
к ООО "Общество Меценат" (ОГРН 1067758533270, 129301, г. Москва, ул.Бориса Галушкина,д.16)
об отзыве разрешений на проведении лотереи,
при участии:
от заявителя:
Сучков А.В. по доверенности от 24.11.2010;
от ответчика:
Марков М.В. по доверенности от 20.05.2011.
УСТАНОВИЛ
Федеральная налоговая служба (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с требованиями об отзыве разрешений от 24.12.2007 N 465 государственный регистрационный номер лотереи Н200Б/000561ФНС и от 24.12.2007 N 466 государственный регистрационный номер Н200Б/000562ФНС (далее разрешения), выданных налоговым органом ООО "Общество Меценат " (далее - ответчик, общество) на проведение Всероссийских негосударственных бестиражных лотерей "Электроник 30" и "Электроник 10".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из нарушения заявителем порядка отзыва разрешений, установленного пунктами 6,8 Правил проведения негосударственной лотереи (далее - Правила), утвержденных приказом Минфина РФ от 09.08.2004 N 66-н (в редакции от 15.05.2005; зарегистрирован в Минюсте России 10.09.2004 N 6014), выразившегося в непринятии заявителем по результатам выявленных нарушений решения об их устранении организатором лотереи и не выдаче ответчику предписания с указанием срока устранения выявленных нарушений.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В частности, указывает на то, что требования налогового органа правомерны, поскольку ответчик допустил нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи (до получение согласования налогового органа перечислил денежные средства организации, не значившейся в условиях лотереи) и нарушил ч.2 ст. 21 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ (в редакции от 23.07.2008) "О лотереях" (далее - ФЗ от 11.11.2003 N 138-ФЗ), не представив заявителю по требованию от 11.06.2009 N 05/-15/07025 (далее - требование) в установленный срок сведения и документы по названным лотереям. Полагает, что в силу п.8 Правил в данном случае необязательно принимать названное решение и выдавать предписание.
Отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) обществом не направлен.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать. Представил письменные объяснения в порядке ст.81 АПК РФ, которые судом оглашены и приобщены к материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных объяснений, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, налоговым органом 24.12.2007 выданы разрешения N N 465,466 на проведение названных Всероссийских негосударственных бестиражных лотерей (т.1, л.д.7-8).
По результатам проведенной заявителем на основании приказа начальника ИФНС России N 17 по г. Москве внеплановой проверки установлено нарушение обществомп.3 ч.2 ст.8 и ч.2 ст.21 ФЗ от 11.11.2003 N138-ФЗ, выразившихся в перечислении в адрес Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль", не указанной в условиях названных лотерей, полученных в результате их проведения 1 749 623 рублей (нецелевое использование средств) до получения согласования об этом налогового органа, а также в невыполнении в установленный срок названного требования, о чем составлен акт проверки от 23.06.2009 (л.д.9-13).
02.09.2010 в арбитражный суд первой инстанции поступило заявление налогового органа об отзыве указанных разрешений на основании ст.24 ФЗ от 11.11.2003 N 138-ФЗ, п.п.2 п.8 Правил, в удовлетворении которого судом отказано.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно выяснив имеющие значение для дела обстоятельства, дал верную оценку в порядке ст.71 АПК РФ имеющимся в деле доказательствам, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал правильные выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, по выдаче разрешений на проведение всероссийских лотерей; по контролю за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
Налоговый орган с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные действующим законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства.
Согласно ч.2.ст.21 ФЗ от 11.11.2003 N 138-ФЗ по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи или получивших уведомление о проведении стимулирующей лотереи, организатор лотереи и оператор лотереи обязаны предоставить сведения о проведении лотереи. Перечень таких сведений утверждается соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.
В соответствии с ч.2 ст.24 названного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, в случае представления организатором лотереи в указанный уполномоченный орган неполной или недостоверной информации выдает организатору лотереи предписание.
Согласно ч.3 ст.24 ФЗ от 11.11.2003 N 138-ФЗ отзыв выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи осуществляется на основании решения суда. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи в случае неоднократного или грубого нарушения организатором лотереи условий, указанных в части 2 настоящей статьи, либо при выявлении следующих нарушений:
1) нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи. Под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи;
2) нарушение организатором лотереи требований настоящего Федерального закона и условий лотереи;
3) невыполнение обязательных нормативов лотереи, установленных статьей 10 настоящего Федерального закона.
В случае выявления при проведении лотереи нарушения организатором лотереи условий лотереи, а также требований действующего законодательства РФ Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавший разрешение на проведение лотереи, выносит решение об устранении организатором лотереи выявленного нарушения в срок, не превышающий 30 календарных дней.
Организатор лотереи уведомляет уполномоченный орган, выдавший указанное решение, об устранении нарушений в установленный уполномоченным органом срок (п.6 Правил).
В случае неисполнения организатором лотереи решения уполномоченного органа, а также в случае представления организатором лотереи в уполномоченный орган неполной или недостоверной информации Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления выдает организатору лотереи предписание с указанием срока устранения организатором лотереи нарушений, повлекших за собой выдачу предписания. Указанный срок не может превышать 30 календарных дней (п.7 Правил).
Согласно п.8 Правил в случае неоднократного или грубого невыполнения организатором лотереи требований предписания, а также при выявлении следующих нарушений:
1) нецелевое использование средств, полученных от проведения лотереи. Под нецелевым использованием средств понимается направление целевых отчислений от лотереи на цели, не предусмотренные ст.11 ФЗ от 11.11.2003 N 138-ФЗ, а также невыплата, непередача или непредоставление выигрыша участнику лотереи;
2) нарушение организатором лотереи требований названного Федерального закона и условий лотереи;
3) невыполнение обязательных нормативов лотереи, установленных ст.10 данного Федерального закона, Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченный орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи до вступления в законную силу решения суда.
Применительно к обстоятельствам данного дела объективно установлено и подтверждено материалами дела то, что общество 21.01.2009 перечислило 1 749 623 рублей Общероссийской общественной организации "Зеленый патруль", не указанной в условиях рассматриваемых лотерей, до получения 30.01.2009 соответствующего согласования об этом налогового органа в порядке ч.3 ст.8 ФЗ от 11.11.2003 N 138-ФЗ, а также в нарушение требований ч.2 ст.21 данного Федерального закона не выполнило в установленный налоговым органом срок требование о представлении сведений и документов о проведении рассматриваемых лотерей, что не оспаривается ответчиком (т.1, л.д.9-12,19-3971-72,76) и формально является основанием для отзыва разрешений.
Вместе с тем, как правильно указан в решении суд первой инстанции, налоговым органом нарушен порядок действий, предшествующий решению инициированного вопроса: не принято решение (п.6 Правил), не выдано предписание (ч.2 ст.24 ФЗ от 11.11.2003 N 138-ФЗ; п.8 Правил).
При таких обстоятельствах основания для отзыва разрешений у суда отсутствовали.
Мнение заявителя о том, что в данном случае не требуется соблюдения названной процедуры, является ошибочным, поскольку не основано на действующем законодательстве. К тому же данное решение принято налоговым органом 20.10.2010 (т.1, л.д.82-89), то есть по истечении 1 года и 4 месяцев после составления акта проверки от 23.06.2009 и после поступления заявления в суд (02.09.2010).
Доводы апелляционной жалобы не опровергают положенные в основу решения выводы суда и не могут являться основанием для его отмены или изменения.
Иное толкование подателем апелляционной жалобы норм права и отличная от данной судом оценка имеющих значение для дела обстоятельств не свидетельствуют о судебной ошибке.
В связи с этим принятое по данному делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266,268,269,271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.03.2011 по делу N А40-105667/10-17-578 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-105667/10-17-578
Истец: Федеральная налоговая служба России, ИФНС России N 17 по г. Москве
Ответчик: ООО"Общество Меценат"
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13252/11