г. Санкт-Петербург
23 июня 2011 г. |
Дело N А56-2239/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Суюнчалиевой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6945/2011) Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2011 г.. по делу N А56-2239/2011 (судья Васильева Н.В.), принятое
по заявлению ООО "Фрегат"
к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
3-е лицо: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Санкт-Петербурга
о признании недействительным Распоряжения
при участии:
от заявителя: представителя Ильиных П.Б. по доверенности от 30.05.2011 г..;
от ответчика: представителя Курганова С.В. по доверенности от 21.12.2010 г..;
от 3-го лица: представителя Шалиной С.Н. по доверенности от 11.01.2011 г..;
установил:
ООО "Фрегат" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным Распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 13.12.2010 года N 3979 "Об отмене распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 16.10.2009 г.. N 3341". К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Служба государственного строительного надзора и экспертизы (далее - Служба). В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил требования, просил признать недействительным Распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 13.12.2010 года N 3979 "Об отмене распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 16.10.2009 г.. N 3341" в редакции Распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 14.03.2011 N 671 "О внесении изменений в распоряжение Комитета от 13.12.2010 года N 3979 "Об отмене распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 16.10.2009 г.. N 3341". Решением суда от 16.03.2011 г.. Распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре от 13.12.2010 года N 3979 "Об отмене распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 16.10.2009 г.. N 3341" в редакции Распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 14.03.2011 N 671 "О внесении изменений в распоряжение Комитета от 13.12.2010 года N 3979 "Об отмене распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 16.10.2009 г.. N 3341" признано недействительным.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, полагая решение принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном истолковании закона, неприменении закона, подлежащего применению.
По мнению Комитета, признание судом недействительным распоряжения Комитета об отмене градостроительного плана земельного участка, содержащего в нарушение действующего законодательства неверные сведения о нахождении в границах земельного участка локального увеличения предельной высоты зданий и сооружений N 207 - 140,0 м., приведет к нарушению баланса публичных и частных интересов, прав других лиц на благоприятную окружающую среду, нарушит требования статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 8 главы 1 Приложения 3 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденным Законом Санкт - Петербурга от 04.02.2009 г.. N 29-10.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить без изменения решение, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила, в судебном заседании представитель Службы поддержал доводы жалобы.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 4 578 кв.м., расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 153, лит. В, кадастровый номер 78:7553:27, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 78-АГ от 12.10.2007 г.. N 048256. Распоряжением Комитета от 16.10.2009 г.. N 3341 "О внесении изменений в градостроительный план N RU 78146000-7017 земельного участка по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 153, лит. В" утвержден градостроительный план N RU 78146000-7017 указанного земельного участка в новой редакции. 14.12.2009 г.. Обществом получено разрешение N 78-15096.1 с-2007 на завершение строительства административного высотного здания на земельном участке по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., д. 153, лит. В . Распоряжением Комитета от 13.12.2010 г.. N 3979 отменено распоряжение Комитета от 16.10.2009 г.. N 3341 в связи с несоответствием раздела 5 градостроительного плана земельного участка N RU78146000-7017 требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" и постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840 "О форме градостроительного плана земельного участка". Распоряжением Комитета от 14.03.2011 N 671 "О внесении изменений в распоряжение Комитета от 13.12.2010 года N 3979 "Об отмене распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре от 16.10.2009 г.. N 3341" преамбула распоряжения от 13.12.2010 г.. N 3979 изложена в следующей редакции: "В связи с технической ошибкой в части указания в разделе 2 градостроительного плана земельного участка N RU 78146000-0717 сведений о нахождении на территории участка локального увеличения предельной высоты зданий и сооружений N207 - 140,0 м по вертикали относительно дневной поверхности земли требованиям п.8 ст.8 Гл.1 Прил. 3 к Закону Санкт-Петербурга от 04.02.2009 N29-10 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга". Полагая распоряжение Комитета противоречащим принципу правовой определенности, не соответствующим требованиям части 2 статьи 55, части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации, статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 17 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, нарушающим права Общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу указанной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также то, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4). При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которое приняло этот акт (часть 5).
В соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является документом по планировке территорий, составляемым применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Согласно части 5 статьи Кодекса форма градостроительного плана земельного участка устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план является одним из документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство. Физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории (часть 17 статьи 45 Кодекса).
Форма градостроительного плана земельного участка утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005. Согласно разделу 4 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений комитета по градостроительству и архитектуре и государственного учреждения "центр информационного обеспечения градостроительной деятельности", утвержденного Приказом КГА от 11.06.2009 г.. N 96 (далее - Положение), исправления и изменения в градостроительный план могут быть внесены при подготовке проектов градостроительных планов. Согласно пункту 6.5 Положения в случае несоответствия подготовленных проектов документов по форме или содержанию требованиям действующего законодательства проекты документов могут быть возвращены на доработку. Пунктами 3.5, 8.1 Положения установлено, что изменение утвержденного градостроительного плана, принятие новой редакции градостроительного плана допускается на основании обращения заявителя.
Комитетом не подтверждено наличие полномочий на отмену ранее изданных Распоряжений об утверждении градостроительных планов иначе как на основании обращения заявителя, которое в данном случае отсутствует.
Согласно статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Однако, оспариваемое Распоряжение Комитета направлено на прекращение гражданских прав, непосредственно затрагивает права и интересы Общества как собственника земельного участка и застройщика возведенного на земельном участке объекта, поскольку отсутствие утвержденного градостроительного плана повлечет невозможность получения разрешения Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга на ввод объекта в гражданский оборот, регистрации права собственности Общества и реализации правомочий собственника в отношении возведенного объекта.
Учитывая изложенное, оспариваемое Распоряжение обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд правомерно исходил из того, что отмена градостроительного плана распоряжением Комитета не предусмотрена законом, иным нормативно - правовым актом; отмена Распоряжения Комитета от 16.10.2009 года N 3341, которым утвержден градостроительный план земельного участка, по прошествии более года после его принятия и выдачи на его основании разрешения на строительство с учетом отсутствия предусмотренных законом оснований влечет нестабильность гражданско-правовых и публично-правовых отношений и нарушает баланс частных и публичных интересов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения апелляционным судом не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.03.2011 г.. по делу N А56-2239/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2239/2011
Истец: ООО "ФРЕГАТ"
Ответчик: Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга
Третье лицо: Служба государственного строительного надзора и экспертизы Правительства Санкт-Петербурга