18 сентября 2009 г. |
Дело N А61-119/2009 |
г. Ессентуки
Резолютивная часть постановления объявлена 15.09.2009.
Полный текст постановления изготовлен 18.09.2009
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мельникова И.М., судей Афанасьева Л.В., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ничковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исковое заявление Муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационного хозяйства" Правобережного района г.Беслан к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания и Республике Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания о взыскании 1454320 рублей,
с участием представителей:
от Муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационного хозяйства" Правобережного района: Варзиев В.Х. доверенность от 29.05.2009 N 15-01/463396;
от Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания: не явились, извещены;
от Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ
Муниципальное унитарное предприятие "Водопроводно-канализационного хозяйства" Правобережного района (далее - предприятие, МУП "Водопроводно-канализационного хозяйства") обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к Министерству труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания о взыскании 1454320 рублей убытков, возникших в связи с предоставлением с июля по декабрь 2008 года льготных услуг некоторым категориям граждан, предусмотренным Федеральными законами "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Республиканским законам "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" и "О мерах социальной поддержки ветеранов".
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания.
Представитель предприятия в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уменьшил сумму иска и просил взыскать с ответчика 522005 рублей, так как 30.05.2009 года Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в счет погашения долга перечислило 932315 рублей, по категориям граждан, ФЗ "О инвалидах" - 653063 рубля; ФЗ "О ЧАЭС" - 26594 рубля; ФЗ "О ветеранах" - 252658 рублей.
Решением суда первой инстанции от 05.06.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Взыскано с Министерства труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания в пользу предприятия задолженность в сумме 152259 рублей. В остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что задолженность в сумме 152259 рублей ответчиком признается, расходы в размере 369746 рублей ответчик не признает, истцом размер расходов не доказан.
Не согласившись с решением арбитражного суда, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 05.06.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что судом сделан необоснованный вывод о том, что размер расходов не доказан, так как ответчик уклоняется от сверки количества лиц, которым предоставлены льготы.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал, что к участию в деле в качестве ответчика необходимо привлечь Республику Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия -Алания так как, социальная поддержка отдельным категориям граждан, указанных в Законах РСО-Алания "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" и "О мерах социальной поддержки ветеранов" предусмотрено республиканскими законами.
Определением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2009 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Привлечены в качестве ответчиков - Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации; Республику Северная Осетия-Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания.
Предварительное судебное заседание назначено на 20.08.2009. Предприятию предложено представить документальное подтверждение понесенных расходов в размере заявленной в иске суммы.
В подтверждение понесенных расходов истцом представлен расчет суммы исковых требований со ссылкой на лиц, имеющих право на льготы.
Определением от 20.08.2009 дело назначено к судебному разбирательству на 15.09.2009.
В судебном заседании 15.09.2009 истцом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнены исковые требования, сумма иска увеличена с 522005рублей до 554217 рублей 44 копеек, изменение суммы иска истец объяснил арифметической ошибкой возникшей при сложении сумм 468321 рублей и 85896.44 рублей. Впоследствии, в ходе судебного заседания представитель истца отказался от части исковых требований, уменьшив сумму исковых требований до 469675 рублей 80 копеек, уменьшение суммы иска обосновано исключением из взыскиваемой суммы налога на добавленную стоимость. Судом уточнение исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принято.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как усматривается из материалов дела, предприятие и Минтруда республики заключили договоры N 51/1, 51/2, 51/3, 51/4, 51/5 от 05.12.2007 о возмещении расходов на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за водоснабжение и водоотвод, согласно которым поставщик обязуется произвести начисление оплаты за водоснабжение и водоотвод с учетом объема мер социальной поддержки согласно Федеральным Законам "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Республиканским законом "О мерах социальной поддержки ветеранов" "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", а министерство труда возмещает фактически понесенные расходы, связанные с предоставлением таких мер.
Во исполнение договорных обязательств, предприятие оказало услуги вышеуказанным категориям граждан на сумму 1454320 рублей.
МУП ВКХ представило Министерству труда и социального развития РСО-Алания счета-фактуры, реестр лиц, которым предоставлены льготы, расчет сумм касающихся предоставленных льгот.
Министерство труда и социального развития РСО-Алания свои обязательства по договорам не выполнило, компенсацию понесенных расходов предприятию не обеспечило, что послужило основанием обращения муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационного хозяйства" Правобережного района в суд с иском, который поступил в суд 09.02.2009.
30.05.2009 года в счет погашения задолженности по категориям граждан, пользующихся льготами согласно Федеральным законом "О ветеранах", "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" перечислено 932315 рублей.
02.06.2009 предприятие уточнило исковые требования, уменьшив сумму иска до 522005 рублей.
Министерство труда и социального развития РСО-Алания письмом от 18.08.2009 N 8-1289 сообщило, что признает задолженность перед МУП "Водопроводно-канализационного хозяйства" Правобережного района в сумме 152259 рублей, в том числе 49274 рублей согласно Республиканскому закону "О мерах социальной поддержки ветеранов" и 102985 рублей согласно Республиканскому закону "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". Задолженность будет погашена после издания соответствующего Постановления Правительства РСО-Алания и по мере выделения бюджетных средств.
Таким образом предметом настоящего спора являются убытки понесенные обществом при предоставлении льгот при расчетах за водоснабжение и водоотведение отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Северная Осетия-Алания, предусмотренные Законами Республики Северная Осетия - Алания от 5 марта 2005 года N 19-РЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" и N 20-РЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов" сумме 469675 рублей 80 копеек.
Статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в статье 26.3 определены принципы финансового обеспечения осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
Республиканскими законами РСО-Алания "О мерах социальной поддержки ветеранов" и "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе водоснабжения и канализации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Финансирование мер социальной поддержки, указанных лиц, является расходным обязательством республиканского бюджета.
Следовательно, финансирование по реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, указанных в вышеперечисленных Законах РСО-Алания предусмотрено за счет республиканского бюджета РСО-Алания и является его расходным обязательством.
Согласно п. 17 указанного постановления, если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Суд, исследовав расчет суммы иска, а также документы, подтверждающие право граждан на льготы и установил, что расчет произведен правильно, право на предоставление льгот подтверждено доказательствами.
Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия -Алания и Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания уведомленные надлежащим образом в судебные заседания представителей не направили, доказательств выделения средств на выплату компенсаций не представили, расчет суммы убытков представленный обществом не оспорили, контррасчетов не представили.
При таких обстоятельствах суд, с учетом положений статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 26.3 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" приходит к выводу о том, что требования о взыскании убытков в связи с предоставлением потребителям льгот при расчетах за водоснабжение и водоотвод в сумме 469675 рублей 80 копеек подлежат удовлетворению за счет казны Республики Северная Осетия-Алания.
В удовлетворении требований о взыскании убытков с Министерство труда и социального развития РСО-Алания следует отказать.
Распределение расходов по уплате государственной пошлины следует произвести по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истцом при предъявлении иска в сумме 1454320 рублей оплачена государственная пошлина в сумме 18775 рублей, в ходе судебного разбирательства ответчиком добровольно удовлетворено требование истца в сумме 932315 рублей, сумма иска истцом уменьшена до 554217,44 рублей, уменьшении размера исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом принято.
В соответствии с абзацем 3 подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.
Расходы по уплате государственной пошлины по удовлетворенной части иска и апелляционной жалобе следует возложить на ответчика, однако в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, обратившиеся в арбитражный суд в предусмотренных законом случаях в защиту государственных и (или) общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины в целом по делу, рассматриваемому судом.
В связи с тем, что уточненная сумма иска в размере 554217 рублей 44 копейки была в дальнейшем уменьшена истцом до 469675 рублей 80 копеек и взыскана с ответчика, государственная пошлина, по данной сумме иска, подлежит возврату истцу из федерального бюджета в сумме 7154 рубля 84 копейки.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.06.2009 по делу N А61-119/2009 отменить.
Исковые требования муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационного хозяйства" Правобережного района г.Беслан удовлетворить, взыскать с Республику Северная Осетия - Алания в лице Министерства финансов Республики Северная Осетия - Алания за счет казны Республики Северная Осетия - Алания в пользу муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационного хозяйства" Правобережного района г.Беслан 469675 рублей 80 копеек в счет компенсации выпадающих доходов.
Выдать исполнительный лист.
В удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационного хозяйства" Правобережного района г.Беслан в отношении Министерства труда и социального развития РСО - Алания отказать.
Возвратить Фарниеву А.К. из федерального бюджета РФ 7154 рубля 84 копейки, уплаченных им в качестве государственной пошлины по иску, выдать справку на возврат указанной суммы.
Возвратить муниципального унитарного предприятия "Водопроводно-канализационного хозяйства" Правобережного района г.Беслан из федерального бюджета РФ 5750 рублей, уплаченных им в качестве государственной пошлины по апелляционной жалобе, выдать справку на возврат указанной суммы.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в установленный законом срок.
Председательствующий |
И.М. Мельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-119/2009
Истец: Владикавказское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства Правобережного р-на г. Беслан
Ответчик: Министерство труда и социального развития РСО-Алания, Министерство труда и социального развития РСО-Алания г. Владикавказ
Третье лицо: Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Министерство финансов РСО-Алания