23 июня 2011 г. |
Дело N А55-26041/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя закрытого акционерного общества "Алкоа СМЗ" - Авиловой Н.П. (доверенность от 31.12.2010 года),
представителя Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области - Борисовой Е.В. (доверенность от 31.12.2010 года N 158),
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - не явился, извещен,
представителя Департамент управления имуществом г.о.Самара - не явился, извещен,
представителя муниципального предприятия "Городской земельный центр" - не явился, извещен,
представителя Министерство имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июня 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Алкоа СМЗ", г.Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2011 года по делу N А55-26041/2010 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению ЗАО "Алкоа СМЗ", г.Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара,
к Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, г.Самара,
третьи лица: Департамент управления имуществом г.о.Самара, г.Самара,
муниципальное предприятие "Городской земельный центр", г.Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Алкоа СМЗ" (ОГРН 1026300763389, ИНН 6310000160) (далее - ЗАО "Алкоа СМЗ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом изменения предмета требований) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 21.05.2010 N 63-00-119/10-65418 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0225002:12 и обязании Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области снять с кадастрового учета указанный земельный участок (т.1 л.д.6-11, 231-233).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.04.2011 по делу N А55-26041/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано (т.1 л.д.262-266).
В апелляционной жалобе ЗАО "Алкоа СМЗ" просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.3-5).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Самарской области, Департамент управления имуществом г.о.Самара, муниципальное предприятие "Городской земельный центр", Министерство имущественных отношений Самарской области отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Согласно части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
На основании статей 156 и 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Департамента управления имуществом г.о.Самара, муниципального предприятия "Городской земельный центр", Министерства имущественных отношений Самарской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ЗАО "Алкоа СМЗ" поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Самарской области отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Алкоа СМЗ" (ранее - ОАО "Самарский металлургический завод") является собственником нежилого здания корпус 58, 58А, расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, Безымянка, ул.Алма-Атинская, д.29, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права серия 63-АГ N 158309 от 12.02.2009, о чем в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним 28.04.2004 сделана запись 63-01/01-3/2004-7461 (л.д.69).
Согласно решению единственного участника общества от 20.07.2009 ОАО "Самарский металлургический завод" сменило тип общества на закрытое акционерное общество "Алкоа СМЗ" (т.1 л.д.20).
В связи с переименованием общества внесены изменения в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 04.09.2009 серия 63-АД N 197591 (т.1 л.д.27).
В целях реализации права на выкуп земельного участка под объектом недвижимости общество 03.11.2005 обратилось в Комитет по управлению имуществом города Самара с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Алма-Атинская, 29, площадью 2598,7 кв.м.
12.10.2006 Приказом Комитета по управлению имуществом города Самара N 1463 утвержден проект границ земельного участка, занимаемого нежилым зданием, расположенного по адресу: г.Самара, ул.Алма-Атинская, 29, площадью 2598,7 кв.м. (т.1 л.д.93-95).
09.02.2010 общество обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о выдаче доверенности для снятия с кадастрового учета земельного участка площадью 1460,4 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0225002:12 (т.1 л.д.99-100).
27.02.2010 по результатам рассмотрения обращения Министерство имущественных отношений Самарской области направило заявителю письмо исх. N 12/1142 об отказе в выдаче приказа о снятии с кадастрового учета земельного участка (л.д.101-103). Данное письмо получено заявителем 04.03.2010 (т.1 л.д.101).
06.04.2010 общество обратилось в Территориальный отдел N 1 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 2598,7 кв.м. (л.д.104).
15.04.2010 проведение государственного кадастрового учета земельного участка приостановлено в связи с наложением земельного участка на земельный участок "занимаемый производственными корпусами 58, 58а" с уточненной площадью, с кадастровым номером 63:01:0225002:12, расположенный по адресу: г.Самара, Кировский район, ул. Алма-Атинская, 29 (т.1 л.д.105-106).
13.05.2010 общество обратилось с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0225002:12.
Решением от 21.05.2010 заявителю отказано в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:01:0225002:12, расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, ул. Алма-Атинская, 29 (т.1 л.д.107-108).
Не согласившись с решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 21.05.2010 N 63-00-119/10-65418, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Общество полагает, что оспариваемым решением нарушаются его права, так как постановка на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 63:01:0225002:12 препятствует формированию земельного участка под объектом недвижимости, принадлежащем заявителю на праве собственности.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В определениях суда первой инстанции от 17.12.2010, 26.01.2011, 11.03.2011 заявителю предлагалось уточнить предмет заявленных требований.
В судебном заседании 15.04.2011 представители заявителя не представили изменение предмета требований, поддержали заявленные требования в полном объеме.
При этом суд исходит из того, что заявитель вправе по своему усмотрению формулировать заявленные требования.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок, занимаемый производственными корпусами 58, 58а, поставлен на кадастровый учет 06.06.2003. ОАО "Алюминиевые строительные конструкции" владеет 61/100 доли в общей долевой собственности корпуса N 58, 58а. Данное обстоятельство подтверждается кадастровым делом N 63:01:0225002:0012 (т.1 л.д.220-229).
Основанием для постановки на кадастровый учет являлось постановление Главы города Самары от 04.10.2001 N 1305 "О предоставлении открытому акционерному обществу "Алюминиевые строительные конструкции" в аренду земельного участка, занимаемого производственными корпусами N 58, 58А по улице Алма-Атинская, 29 в Кировском районе города Самара".
28.09.2007 в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано прекращение деятельности ОАО "Алюминиевые строительные конструкции" в связи с ликвидацией на основании определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства (т.1 л.д.13-18).
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0225002:12 поставлен на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с частью 1 статьи 45 данного закона он считается ранее учтенным объектом недвижимости.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости.
При этом частью 5 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, предусмотрена возможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, кадастровые сведения о котором имеют "временный статус", на основании заявления его собственника.
Данные положения распространяются на вновь образованные земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ, то есть после 01.03.2008.
В данном случае названные нормы закона не подлежат применению в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0225002:12, так как кадастровые сведения о данном земельном участке имеют статус "ранее учтенный".
Следовательно, заинтересованным лицом 21.05.2010 правомерно принято решение N 63-00-119/10-65418 об отказе в снятии с государственного кадастрового учета земельного участка площадью 1460,4 кв.м., расположенного по адресу: г.Самара, Кировский район, ул.Алма-Атинская, 29, с кадастровым номером 63:01:0225002:12.
Суд первой инстанции правильно указал, что суду не представлено правовое обоснование требований, в соответствии с которыми общество вправе в данном случае, не являясь собственником земельного участка, а также лицом, уполномоченным распоряжаться данным земельным участком, обращаться в орган кадастрового учета с заявлением о снятии земельного участка с кадастровым номером 63:01:0225002:12.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
Доказательства несоответствия оспариваемого решения требованиям законодательства заявителем суду не представлены.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
По мнению заявителя, обществу стало известно о нарушении его прав 25.08.2010, когда получено решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка от 16.07.2010 (т.1 л.д.233, 234).
В арбитражный суд заявитель обратился 10.12.2010, изменение предмета требований принято судом 25.03.2011 (т.1 л.д.239).
Таким образом, трехмесячный срок, предусмотренный вышеназванной нормой, применительно к рассматриваемой ситуации, истек 25.11.2010.
Судом первой инстанции выяснялся вопрос о соблюдении заявителем срока на обращение в суд.
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении срока (т.1 л.д.233).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений; вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока; если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Согласно части 2 статьи 117 и части 4 статьи 198 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство заявителя, с учетом мнений лиц, участвующих в деле, не признал причины пропуска срока уважительными, так как обстоятельства, изложенные в ходатайстве, не препятствовали обществу для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения от 21.05.2010.
Иных доказательств уважительности пропуска срока суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно не признал причины пропуска срока уважительными и в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для обжалования правомерно отказал.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 19.04.2006 N 16228/05, пропуск срока подачи заявления в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 АПК РФ и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы, ЗАО "Алкоа СМЗ" уплачена в доход федерального бюджета платежным поручением от 28.04.2011 N 923 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции возвращает ЗАО "Алкоа СМЗ" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 28.04.2011 N 923 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15 апреля 2011 года по делу N А55-26041/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Алкоа СМЗ" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Алкоа СМЗ" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 28.04.2011 N 923 государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26041/2010
Истец: ЗАО "Алкоа СМЗ"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Департамент управления имуществом городского округа Самара, Муниципальное предприятие "Городской земельный центр", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5987/11