г. Саратов |
Дело N А06-346/2011 |
"23" июня 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "21" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" июня 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козловой В.И.,
при участии в заседании: от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области Трусов Д.А., по доверенности от 17.06.2011 N 89-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИА "Аверс", г. Астрахань,
на решение арбитражного суда Астраханской области от "25" марта 2011 года
по делу N А06-346/2010 (судья Е.И. Мирекина)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РИА "Аверс", г. Астрахань,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области,
о признании незаконными проведение плановой выездной проверки в области обработки персональных данных и приказа N 30 от 25.01.2011,
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Астраханской области обратилось ООО "РИА "Аверс" с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Астраханской области о признании приказа N 30 от 25.01.2011 г. и проведение плановой выездной проверки в области обработки персональных данных незаконными.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 25 марта 2011 года в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
С вынесенным решением суда общество не согласилось и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, ООО РИА "Аверс" оказывает услуги на рынке связи в Астраханской области. Общество имеет лицензии: N 56649, 56648, 56647, 56646 от 27.02.2008 г. на осуществление деятельности в области телематических услуг связи, в области оказания услуг связи по передачи данных, за исключением передачи голосовой информации, в области оказания услуг аренды каналов связи, в области оказания услуг местной телефонной связи, за исключением использования таксофонов и средств коллективного доступа.
Согласно Сводному Плану проверок субъектов предпринимательства на 2011 год N 2580909 Управления Роскомнадзора Астраханской области, ООО РИА "Аверс" включено в план в целях проверки соблюдения лицензионных условий, обязательных требований в сфере обработки персональных данных, на 01.02.2011 г. , срок проведения проверки - 19 рабочих дней.
План проверки размещен на официальном сайте Управления Роскомнадзора по Астраханской области , а также на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ в сети Интернет
25.01.2011 г. с целью выполнения указанного плана, а также на основании ФЗ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановления Правительства РФ от 02.03.2005 г. N 110 "Об утверждении порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи", постановления Правительства от 16.03.2009 г. N 228 "О Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 07.04.2009 г. N 51 "Об утверждении типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций", руководителем Управления Роскомнадзора по Астраханской области издан приказ N 30 о проведении проверки деятельности ООО РИА "Аверс".
Указанным приказом назначены лица, уполномоченные на проведение проверки; установлены задачи проверки - проверка соблюдения лицензионных требований и обязательных требований: при оказании услуг электросвязи и области обработки персональных данных; перечислены правовые основания проведения проверки и указан перечень документов, которые необходимо представить ООО РИА "Аверс" для проверки.
Не согласившись с вынесенным приказом и проведения проверки в части персональных данных, общество обратилось в арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции, указал на то, что оспариваемый приказ не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают каких-либо обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия Двенадцатого арбитражного апелляционного суда считает обоснованным по следующим основаниям.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который принял оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый ненормативный правовой акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным необходимо наличие обоих условий - не соответствие закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
При исследовании заявленных требований суд первой инстанции правомерно указал на то, что приказ о проведении проверки не является ненормативным актом и не может быть обжалован в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса.
Так как с учетом процессуальных норм, к признакам ненормативного правового акта, который может быть оспорен в арбитражном суде, в том числе относятся: документальная форма акта; властный характер, выражающийся в возложении на конкретное лицо каких-либо обязанностей, создании каких-либо иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; обеспеченность мерами государственного принуждения (вытекающая из обязательности его исполнения лицом, которому адресован соответствующий акт); издание (в том числе подписание) уполномоченным должностным лицом.
Оспариваемый заявителем приказ административного органа по проведению плановой проверки по соблюдению лицензионных требований и условий при оказании услуг электросвязи и в области персональных данных, не устанавливает факта нарушения обществом законодательства и не предопределяет субъекта ответственности, а оформляет в предусмотренном законом порядке начало проведения процессуальных действий по проведению плановой проверки в целях установления наличия (отсутствия) нарушений законодательства в сфере связи.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ настоящий Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Частью 2 предусмотрено, что настоящим Федеральным законом устанавливаются, в том числе порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В распоряжении (приказе) о проведении проверки указываются, в том числе, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю; перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки; даты начала и окончания проведения проверки (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Из чего следует, что проверка не может быть проведена без соответствующего приказа в соответствии с установленным законодательством.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ регулярность проведения плановой проверки составляет не чаще одного раза в три года. Частью 9 статьи 9 Закона предусмотрено, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться чаще - два и более раза в три года.
Судом первой инстанции установлено, что приказ издан в целях выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2011 год, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры.
Из чего следует, что проверка прошла все необходимые согласования, в числе которых так же установлены основания для проведения проверки.
Суд апелляционной инстанции так же считает правомерным вывод суда о наличии полномочий у Роскомнадзора проведения проверки в части персональных данных.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, - уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является Роскомнадзор, в полномочия которого входит осуществление контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных (пункт 5.1.1.4 Положения).
К уполномоченным органам по защите прав субъектов персональных данных, а также по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства, с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений, осуществляющим государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы о персональных данных, относится, в том числе и Роскомнадзор, осуществляющий в рамках своей деятельности плановые проверки, а также внеплановые проверки по заявлениям и обращениям физических и юридических лиц, контроль за исполнением предписаний об устранении нарушений законодательства в области защиты персональных данных.
На основании Закона N 294-ФЗ Приказом Роскомнадзора от 01.12.2009 года N 630 утвержден Административный регламент проведения проверок Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных.
Регламент определяет сроки и последовательность административных процедур, а также порядок взаимодействия с операторами персональных данных в рамках проведения проверок при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных.
Из чего следует, что Роскомнадзор имеет все полномочия может обследовать информационные системы в части, касающейся персональных данных субъектов этих данных, обрабатываемых в ней, а также рассматривать документы оператора.
Управление Роскомнадзора по Астраханской области наделено полномочиями по осуществлению государственного контроля и надзора за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и физических лиц в частности в сфере связи, за соблюдением установленных лицензионных условий и требований владельцами лицензий, за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных (п.п. 8.1.2, 8.1.4, 8.1.5 п. 8 Положения).
Следовательно, довод общества о том, что административный орган не имел права включать ООО РИА "Аверс" в план проверок, так как законодательство в сфере персональных данных не наделило данный административный орган полномочиями проводить проверки в области персональных данных, противоречит перечисленным нормам закона.
Так же общество считает, что деятельность по обработке персональных данных не осуществляет в связи с чем, не может быть проведена проверка в указанной части.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Операторами, в соответствии с нормами Федерального закона N 152-ФЗ являются: государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
Под обработкой персональных данных понимаются - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.
Признавая довод общества несостоятельным суд указал на то, что в силу статьи 3 Закона N 152-ФЗ "О персональных данных", ООО РИА "Аверс" является оператором и осуществляет обработку персональных данных, под которой понимаются любые действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.
Закон N 152-ФЗ по существу определил, что оператором персональных данных является, по сути, любая компания, так как в каждой организации есть как минимум персональные данные ее учредителей и руководства. Помимо этого, в организации существует штат сотрудников, которые при оформлении на работу также представляют свои персональные данные. Впоследствии постоянно ведется их обработка, данные используются при передаче информации в налоговые органы, фонды медицинского и пенсионного страхования, при расчете заработной платы и т.д. Таким образом, каждая компания на территории Российской Федерации обязана выполнить ряд мер по обеспечению защиты обрабатываемых персональных данных.
Перечень установленный частью 2 статьи 1 Закона N 152-ФЗ устанавливающий, отношения, на которые действие настоящего Федерального закона не распространяется - является исчерпывающим.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее-государственные органы), органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами (далее - муниципальные органы), юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, регулируются нормами Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закона N 152-ФЗ).
Частью 2 статьи 1 Закона N 152-ФЗ установлено, что действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:
1)обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;
2)организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;
3)обработке подлежащих включению в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений о физических лицах, если такая обработка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с деятельностью физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
4)обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну;
5)предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".
В рассматриваемом случае ни одно из вышеперечисленных отношений не осуществляет общество в связи с чем, так же отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Другие доводы апелляционной жалобы, фактически повторяют доводы, приведенные при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашедшие свою правовую оценку в обжалуемом судебном акте, которая является правильной.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от "25" марта 2011 года
по делу N А06-346/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-346/2011
Истец: ООО "Региональное информационное агентство "Аверс"
Ответчик: Управление Роскомнадзора по Астраханской области